В марте 26-лентяя Кэти Макроуз, основательница компании по стрижке животных Right Choice Shearing, впервые опубликовала видео на TikTok, демонстрирующее ее работу. Девушка рассчитывала, что видео быстро станет вирусным, однако вместо оно набрало всего несколько тысяч просмотров.
Однако следующее видео набрало 100 000 просмотров. Девушка продолжила выкладывать ролики, и они начали набирать десятки миллионов просмотров. Сейчас у Кэти всего через восемь месяцев после первого неудачного TikTok появилось множество новых клиентов и 2,2 миллиона подписчиков. По ее мнению и по отзывам самих клиентов, такие видео успокаивают и приносят дзен. Для многих зрителей просмотр видеороликов о стрижке овец даже кажется эквивалентом принятия горячей ванны или занятий йогой - комментаторы пишут, что смотря видео, когда находятся в глубоком стрессе, сильно за что-то переживают, например, когда у них близкий человек находится на операции, и т.д.
Идея просмотра видеороликов о стрижке овец в качестве формы снятия стресса может показаться странной, но на самом деле существует ряд психологических причин. Во-первых, есть контраст между миниатюрным человеком, обращающимся с большим животным с кажущейся грациозной легкостью. Помимо этого, у людей возникают эмоции от того, как спутанная, грязная шерсть падает на землю, а под ней показывается чистая кожа — спустя несколько взмахов машинки или ножниц.
"Существует инстинктивная биологическая реакция на уход за собой", - объясняет доктор Памела Ратледж, медиапсихолог и преподаватель Филдинговского университета в Санта-Барбаре, Калифорния. "На самом деле, дофамин может появиться не только от того, когда вы как-то ухаживаете за собой, но и от просмотра за ухаживающими процедурами".
По мнению исследователей, монотонность процесса также добавляет привлекательности контенту, особенно для зрителей, которые борются с стрессом, СДВГ или тревогой. Благодаря своим рутинным движениям и предсказуемой последовательности, такие видео могут оказывать на зрителей такое же воздействие, как и контент ASMR, который, как доказано, снимает стресс.
Тот факт, что некоторые грумеры тесно связаны с животными, с которыми они работают, и выполняют сложную задачу всего за несколько минут, спокойно рассказывая зрителям о процессе, только усиливает это влияние. Например, когда они делятся предысторией животных или историями о стрижке овец, это представляет "несколько точек для эмоционального взаимодействия". И, конечно, есть элемент "до и после" процесса стрижки, который, если его ускорить и уходить в трехминутный тикток, приносит дополнительный уровень удовольствия.
Кэмерон Уилсон, шотландский грумер, создатель каналов в TikTok и на YouTube , считает, что еще одна часть привлекательности заключается в том, что большинство зрителей не знакомы со стрижкой животных. Уилсон часто путешествует, чтобы выполнять свои обязанности по стрижке овец - только в этом году, по его словам, он остриг более 19 000 овец по всей Великобритании. И хотя он получает много взволнованных и положительных комментариев к своим видео, он также регулярно отвечает на вопросы зрителей, ставящих под сомнение необходимость стрижки или выражающих свою озабоченность по поводу благополучия животных после процессов.