"Дюба-дюба" (Россия, 1992)
... Студент сценарного факультета ВГИКа (Олег Меньшиков) решает "грабануть" некого богача. А на "заработанные" деньги выкупить из тюрьмы свою бывшую подружку...
Говорят, что сценаристы П. Луцик и А. Саморядов были недовольны режиссурой А.Хвана. Но на мой взгляд, он поставил одну из лучших своих картин. Сильнее у Александра Хвана был, может быть, только фантастический дебют "Доминус".
Криминальная драма "Дюба-Дюба" снята в манере навязчивого страшного сна. На экране умело воссоздана атмосфера безысходности и обреченности. Деградации человеческой личности и государства...
Впрочем, этот жестокий фильм о крушении последних надежд можно "прочесть" и иначе. Как проекцию замысловатого "чернушного" сценария, написанного талантливым студентом, чтобы победить на творческом конкурсе и поехать на голливудскую стажировку...
Александр Федоров, 1992
"Дорога в рай" (Россия-Германия, 1993)
Лето 1957. Москва. Международный фестиваль молодежи и студентов. Ритмы запретного джаза. Улыбающиеся молодые лица...
Виталий Москаленко довольно тщательно воссоздает романтическую атмосферу первых оттепельных лет... Любовная история московского студента и его новой подруги - француженки русского происхождения - на этом фоне кажется весьма органичной.
Однако авторы фильма "Дорога в рай", оказывается, вовсе не стремились порадовать нас ретромелодрамой: влюбленные находятся между двух огней. С одной стороны, русского парнишку хотят сделать своим осведомителем гэбисты. А с другой - француженка тоже не промах, так как послана парижскими спецслужбами выведать с помощью своего возлюбленного химические секреты его дядюшки...
Что ни говорите, неожиданный поворот для столь лирично-ностальгично начинавшегося фильма. По мне, так лучше бы авторы рассказали просто ретроисторию любви - сентиментальную, чуть грустную, под музыку шлягеров 1950-х.
Но убежден, что и у "шпионской" трактовки сюжета немало сторонников, тем паче, что в этом конфликте авторы явно на стороне любви, а не интересов той или иной разведки...
"Дорога в рай" поставлена с чувством стиля. Так же, как и "Русский регтайм" Сергея Урсуляка, фильм Виталия Москаленко не претендует на психологическую глубину и аналитичность. Это просто любовно-шпионская "story", навеянная ностальгией по "оттепели" конца 1950-х...
Александр Федоров, 1993