Сложно сходу назвать место на планете, где наследие СССР сохранилось в настолько плачевном состоянии, как в Абхазии. Причём, речь идёт не о хрущёвских пятиэтажках или сталинских жилых домах, а о настоящих произведениях архитектурного искусства, построенных не для высшей элиты, а для простых людей, пользователей железной дороги.
Вы на канале Блог ЖД Фотографа. Абхазию часто называют "страной души". Я побывал в ней всего три раза, но этого хватило, чтобы понять - Абхазия ещё и "страна воображения", и скоро вы поймёте, почему. О том, какой интересный Дракон живёт в недрах абхазских тоннелей, я рассказал в прошлый раз:
Обязательно прочитайте, а я продолжу с того места, где закончил, напомнив только, что эта поездка состоялась в 2017 году. Поехали!
Как только последний вагон грузового поезда скрылся в тоннеле, мы с Петром решили переместиться на какую-нибудь другую точку, чтобы заснять Абхазского Дракона ещё раз. Оставаться на Абаате не было смысла: зачем делать две одинаковые фотографии? Во сколько Дракон поедет обратно - мы не знали, поэтому, не мешкая, спустились с платформы на площадь Гагарина, чтобы сесть в маршрутку. Нас ждал сюрприз: микроавтобус РАФ-2203 собственной персоной! В начале 1990-х годов такие массово использовались в Москве как маршрутки, позже уступив место ГАЗелям. Как жаль, что РАФик ехал в Псоу, а нам нужно было в центр Гагры и прокатиться в этом красавчике не получилось. Интересно, катается ли он по Абхазии сейчас?
Маршрутка в нужную сторону не заставила себя долго ждать, и уже через 15 минут мы оказались у остановочного пункта Гагрыпш, который находится напротив памятника неизвестному солдату.
Вокзал Гагрыпш был открыт в 1943 году и выполнял роль главного пассажирского узла; он носил имя "Гагра-Пассажирская", а нынешняя станция Гагра была Гагрой-товарной. В 1959 году на Гагре-Товарной заработал новый вокзал, весь пассажиропоток переместился туда, наш Гагрыпш стал остановочным пунктом для электричек, и получил новое название - просто "Гагра". В 1970 году он стал "Гагрой Павильоном", а нынешнее название "Гагрыпш" было присвоено уже в начале 1990-х годов по названию района города. Но даже сейчас далеко не все местные об этом знают, поэтому, если хотите спросить у них, как сюда попасть - говорите "Гагра-Павильон" - таксисты и водители маршруток вас точно поймут.
Несложно догадаться, в каком состоянии предстал перед нами этот шедевр сталинского ампира. (если я не прав насчёт стиля, поправьте меня в комментах). Если главный фасад ещё куда-то годится и его можно было хотя бы просто покрасить, то внутри здания, а также на перроне царит полная разруха. Зал ожидания с лепниной дивной красоты, с голубыми стенами и белыми колоннами, увенчанными греческими завитушками разрушается прямо на глазах: дыры в потолке, сквозь которые видны деревянные перекрытия, выбитые стёкла, выломанные двери и оконные рамы - эта картина одновременно очаровывает и вызывает жалость, а также заставляет работать воображение, которое рисует виды этого места в годы расцвета. Я сразу представил этот зал, полный ожидающих пассажиров, свисающую с потолка роскошную люстру и подъезжающую к платформе тогда ещё новую кругломордую красно-жёлтую электричку длиной аж в восемь вагонов.
Само собой, люстра останется только в нашем воображении, ведь в реальной жизни её давно уже сдали на металлолом. Тем не менее, этот зал до сих пор напоминает скорее Пушкинский музей, чем железнодорожную постройку, и я не перестаю восхищаться тому, какое внимание раньше уделялось местам для пассажиров. Думаю, все вы знаете, какие вокзалы РЖД строит сейчас (как новые, так и взамен утраченных исторических) - красно-серые коробки, отделанные железным сайдингом, с пластиковыми окнами, купленными на рынке "Каширский Двор", а внутри - потолок армстронг и крашеные обои.
На перроне Гагрыпша сохранилась колоннада, от которой я тоже нахожусь в полном восторге: эта шикарная плитка на полу, эта лепнина, эти изящные оградки и колонны - что это, если не произведение архитектурного искусства? Но, как и остальное здание, колоннада находится в аварийном состоянии: гулять тут опасно, так как в любой момент на голову может упасть кусок штукатурки.
А воображение продолжает уносить в СССР, и вот я уже в 1960-х годах. Мой поезд прибыл с почти новым электровозом ВЛ23, я выхожу из вагона, иду мимо пальмы, изящной оградки и колонн, а затем по лестнице спускаюсь на стоянку, где меня уже ждёт новый ЛАЗ-699. Под тифон электровоза, который отправляется дальше, на Тбилиси, я ставлю чемодан в багажный отсек автобуса... БУУУУУУ!
Мечты быстро рассеялись от этого отдалённого звука: возвращался наш ВЛ8. Мы с Петром, недолго думая, вышли на платформу, которая была полностью очищена от зарослей, и уже через несколько минут желтоглазое чудище вновь пронеслось мимо нас, оглашая своим пароходным гудком пустую несезонную Гагру.
Позже выяснилось, что нам крупно повезло. Дело в том, что Абхазский дракон каждый раз примерно в одно и то же время (в период с 9 до 13 часов) проследует станцию Гагра, а дальше у него два пути: либо он едет на территорию России (на станцию Весёлое), либо доезжает до ближайшей к границе станции Цандрыпш. В первом случае уходит он надолго - из-за таможенных процедур ждать его возвращения раньше 18 часов не стоит, а во втором - он просто бросает свой состав, берёт новый и возвращается с ним в Сухум, и тогда его можно снять, что называется, по солнцу. Знать заранее его план движения мы не могли, поэтому этот снимок - стопроцентное везение.
Рядом с Гагрыпшем находится небезызвестная гостиница Чегем, построенная в 1983 году. Мои попытки раскопать историю появления здания ни к чему не привели, зато бесчисленные отзывы об устаревшем номерном фонде указывают на то, что гостиница, по-видимому, сохранилась в первозданном виде ещё со времён СССР, а значит, и интерьеры в ней аутентичные. Останавливаться в ней мне пока не доводилось, но в следующий раз обязательно проведу в ней хотя бы две ночи, чтобы впитать атмосферу советского сервиса.
Конечно, состояние здания оставляет желать лучшего, но радует хотя бы сам факт, что оно не было утрачено во время войны и не превратилось в разваленную заброшку, как замок принца Ольденбургского.
После проезда грузового стало понятно, что других поездов ожидать не следует: пассажирского в тот день не было, а грузовой совершал лишь один рейс в день, так как электровоз ВЛ8 - единственный локомотив в стране, не считая нескольких маневровых ЧМЭ3. Мы отправились на станцию Гагра осматривать вокзал. Огромное здание, по размеру сопоставимое с Савёловским вокзалом в Москве, почти полностью бездействует: работают только билетные кассы и отделение милиции, все остальные помещения законсервированы и закрыты железными листами. Рабочее место дежурного по станции представлено контейнером, стилистику которого позаимствовали у РЖД.
Пока мы осматривали вокзал и заброшенные пути на станции Гагра, начало темнеть, и мы с Петром вышли на Сухумское шоссе, чтобы поймать маршрутку до Нового Афона, так как в наш план входила поездка на пещерном поезде метро. К сожалению, мы приехали слишком поздно и пещера уже не принимала гостей, поэтому мы отправились на остановочный пункт Псырцха, который находится на территории города в горном мешке.
К нашему приходу сильно стемнело, поэтому портал тоннеля, выглядевший так, будто внутри горы его ошпарили, а снаружи осталось только его скорченное лицо, стал последним, что мы засняли в тот день. Из тоннеля рельсы сразу попадают на мостик через реку Псырдзха, за которым следует, собственно, остановочный пункт.
Оставив изучение платформы на следующий день, мы отправились пешком по темноте в грот Симона Канонита - место религиозного паломничества. 15 минут по каменной горной тропе вдоль речки, небольшой подъём - и вот мы в ущелье, которое стало часовней, увешенной иконами.
Благополучно вернувшись с горного туристического маршрута, мы с Петром заселились в гостиницу. Нам предстоял ещё один день хождений по Абхазии: хотелось заснять ВЛ8 в каком-нибудь другом месте, поэтому до поздней ночи мы выбирали точку съёмки, а что из этого получилось - я расскажу в следующий раз.
Железнодорожная архитектура Абхазии получает 8 заброшек из 10. Руины некогда роскошных вокзалов будоражат воображение и, несмотря на полную разруху мысленно переносят во времена, когда ВЛ8 был новым, ходили длинные электрички, и которые теперь остались только на картинках.
С вами был Блог ЖД Фотографа. Если не поставили лайк, сделайте это сейчас. Пишите комментарии и подписывайтесь на канал - всё это благотворно отразится на качестве контента. До скорого!
Следующая часть:
Оглавление и краткое содержание: