Найти тему
Блог ЖД фотографа

Железная дорога Абхазии: 26 лет независимости. Один локомотив на всю страну, а наследие рушится на глазах.

Сложно сходу назвать место на планете, где наследие СССР сохранилось в настолько плачевном состоянии, как в Абхазии. Причём, речь идёт не о хрущёвских пятиэтажках или сталинских жилых домах, а о настоящих произведениях архитектурного искусства, построенных не для высшей элиты, а для простых людей, пользователей железной дороги.

Вы на канале Блог ЖД Фотографа. Абхазию часто называют "страной души". Я побывал в ней всего три раза, но этого хватило, чтобы понять - Абхазия ещё и "страна воображения", и скоро вы поймёте, почему. О том, какой интересный Дракон живёт в недрах абхазских тоннелей, я рассказал в прошлый раз:

Обязательно прочитайте, а я продолжу с того места, где закончил, напомнив только, что эта поездка состоялась в 2017 году. Поехали!

Как только последний вагон грузового поезда скрылся в тоннеле, мы с Петром решили переместиться на какую-нибудь другую точку, чтобы заснять Абхазского Дракона ещё раз. Оставаться на Абаате не было смысла: зачем делать две одинаковые фотографии? Во сколько Дракон поедет обратно - мы не знали, поэтому, не мешкая, спустились с платформы на площадь Гагарина, чтобы сесть в маршрутку. Нас ждал сюрприз: микроавтобус РАФ-2203 собственной персоной! В начале 1990-х годов такие массово использовались в Москве как маршрутки, позже уступив место ГАЗелям. Как жаль, что РАФик ехал в Псоу, а нам нужно было в центр Гагры и прокатиться в этом красавчике не получилось. Интересно, катается ли он по Абхазии сейчас?

Привет из 1990-х!
Привет из 1990-х!

Маршрутка в нужную сторону не заставила себя долго ждать, и уже через 15 минут мы оказались у остановочного пункта Гагрыпш, который находится напротив памятника неизвестному солдату.

Вокзал Гагрыпш был открыт в 1943 году и выполнял роль главного пассажирского узла; он носил имя "Гагра-Пассажирская", а нынешняя станция Гагра была Гагрой-товарной. В 1959 году на Гагре-Товарной заработал новый вокзал, весь пассажиропоток переместился туда, наш Гагрыпш стал остановочным пунктом для электричек, и получил новое название - просто "Гагра". В 1970 году он стал "Гагрой Павильоном", а нынешнее название "Гагрыпш" было присвоено уже в начале 1990-х годов по названию района города. Но даже сейчас далеко не все местные об этом знают, поэтому, если хотите спросить у них, как сюда попасть - говорите "Гагра-Павильон" - таксисты и водители маршруток вас точно поймут.

Гагра-Павильон во всей красе
Гагра-Павильон во всей красе

Несложно догадаться, в каком состоянии предстал перед нами этот шедевр сталинского ампира. (если я не прав насчёт стиля, поправьте меня в комментах). Если главный фасад ещё куда-то годится и его можно было хотя бы просто покрасить, то внутри здания, а также на перроне царит полная разруха. Зал ожидания с лепниной дивной красоты, с голубыми стенами и белыми колоннами, увенчанными греческими завитушками разрушается прямо на глазах: дыры в потолке, сквозь которые видны деревянные перекрытия, выбитые стёкла, выломанные двери и оконные рамы - эта картина одновременно очаровывает и вызывает жалость, а также заставляет работать воображение, которое рисует виды этого места в годы расцвета. Я сразу представил этот зал, полный ожидающих пассажиров, свисающую с потолка роскошную люстру и подъезжающую к платформе тогда ещё новую кругломордую красно-жёлтую электричку длиной аж в восемь вагонов.

Само собой, люстра останется только в нашем воображении, ведь в реальной жизни её давно уже сдали на металлолом. Тем не менее, этот зал до сих пор напоминает скорее Пушкинский музей, чем железнодорожную постройку, и я не перестаю восхищаться тому, какое внимание раньше уделялось местам для пассажиров. Думаю, все вы знаете, какие вокзалы РЖД строит сейчас (как новые, так и взамен утраченных исторических) - красно-серые коробки, отделанные железным сайдингом, с пластиковыми окнами, купленными на рынке "Каширский Двор", а внутри - потолок армстронг и крашеные обои.

На перроне Гагрыпша сохранилась колоннада, от которой я тоже нахожусь в полном восторге: эта шикарная плитка на полу, эта лепнина, эти изящные оградки и колонны - что это, если не произведение архитектурного искусства? Но, как и остальное здание, колоннада находится в аварийном состоянии: гулять тут опасно, так как в любой момент на голову может упасть кусок штукатурки.

-4

А воображение продолжает уносить в СССР, и вот я уже в 1960-х годах. Мой поезд прибыл с почти новым электровозом ВЛ23, я выхожу из вагона, иду мимо пальмы, изящной оградки и колонн, а затем по лестнице спускаюсь на стоянку, где меня уже ждёт новый ЛАЗ-699. Под тифон электровоза, который отправляется дальше, на Тбилиси, я ставлю чемодан в багажный отсек автобуса... БУУУУУУ!

Мечты быстро рассеялись от этого отдалённого звука: возвращался наш ВЛ8. Мы с Петром, недолго думая, вышли на платформу, которая была полностью очищена от зарослей, и уже через несколько минут желтоглазое чудище вновь пронеслось мимо нас, оглашая своим пароходным гудком пустую несезонную Гагру.

Дракон Крокодилович спешит по делам.
Дракон Крокодилович спешит по делам.

Позже выяснилось, что нам крупно повезло. Дело в том, что Абхазский дракон каждый раз примерно в одно и то же время (в период с 9 до 13 часов) проследует станцию Гагра, а дальше у него два пути: либо он едет на территорию России (на станцию Весёлое), либо доезжает до ближайшей к границе станции Цандрыпш. В первом случае уходит он надолго - из-за таможенных процедур ждать его возвращения раньше 18 часов не стоит, а во втором - он просто бросает свой состав, берёт новый и возвращается с ним в Сухум, и тогда его можно снять, что называется, по солнцу. Знать заранее его план движения мы не могли, поэтому этот снимок - стопроцентное везение.

Рядом с Гагрыпшем находится небезызвестная гостиница Чегем, построенная в 1983 году. Мои попытки раскопать историю появления здания ни к чему не привели, зато бесчисленные отзывы об устаревшем номерном фонде указывают на то, что гостиница, по-видимому, сохранилась в первозданном виде ещё со времён СССР, а значит, и интерьеры в ней аутентичные. Останавливаться в ней мне пока не доводилось, но в следующий раз обязательно проведу в ней хотя бы две ночи, чтобы впитать атмосферу советского сервиса.

Конечно, состояние здания оставляет желать лучшего, но радует хотя бы сам факт, что оно не было утрачено во время войны и не превратилось в разваленную заброшку, как замок принца Ольденбургского.

Небольшая белая гора на горе
Небольшая белая гора на горе

После проезда грузового стало понятно, что других поездов ожидать не следует: пассажирского в тот день не было, а грузовой совершал лишь один рейс в день, так как электровоз ВЛ8 - единственный локомотив в стране, не считая нескольких маневровых ЧМЭ3. Мы отправились на станцию Гагра осматривать вокзал. Огромное здание, по размеру сопоставимое с Савёловским вокзалом в Москве, почти полностью бездействует: работают только билетные кассы и отделение милиции, все остальные помещения законсервированы и закрыты железными листами. Рабочее место дежурного по станции представлено контейнером, стилистику которого позаимствовали у РЖД.

Вокзал на станции Гагра.
Вокзал на станции Гагра.

Пока мы осматривали вокзал и заброшенные пути на станции Гагра, начало темнеть, и мы с Петром вышли на Сухумское шоссе, чтобы поймать маршрутку до Нового Афона, так как в наш план входила поездка на пещерном поезде метро. К сожалению, мы приехали слишком поздно и пещера уже не принимала гостей, поэтому мы отправились на остановочный пункт Псырцха, который находится на территории города в горном мешке.

К нашему приходу сильно стемнело, поэтому портал тоннеля, выглядевший так, будто внутри горы его ошпарили, а снаружи осталось только его скорченное лицо, стал последним, что мы засняли в тот день. Из тоннеля рельсы сразу попадают на мостик через реку Псырдзха, за которым следует, собственно, остановочный пункт.

Кролик, что ты там делаешь со мной в норе??? Неееееет!!!
Кролик, что ты там делаешь со мной в норе??? Неееееет!!!

Оставив изучение платформы на следующий день, мы отправились пешком по темноте в грот Симона Канонита - место религиозного паломничества. 15 минут по каменной горной тропе вдоль речки, небольшой подъём - и вот мы в ущелье, которое стало часовней, увешенной иконами.

Спасибо вики за нормальную фотку.
Спасибо вики за нормальную фотку.

Благополучно вернувшись с горного туристического маршрута, мы с Петром заселились в гостиницу. Нам предстоял ещё один день хождений по Абхазии: хотелось заснять ВЛ8 в каком-нибудь другом месте, поэтому до поздней ночи мы выбирали точку съёмки, а что из этого получилось - я расскажу в следующий раз.

Железнодорожная архитектура Абхазии получает 8 заброшек из 10. Руины некогда роскошных вокзалов будоражат воображение и, несмотря на полную разруху мысленно переносят во времена, когда ВЛ8 был новым, ходили длинные электрички, и которые теперь остались только на картинках.

С вами был Блог ЖД Фотографа. Если не поставили лайк, сделайте это сейчас. Пишите комментарии и подписывайтесь на канал - всё это благотворно отразится на качестве контента. До скорого!

Следующая часть:

Оглавление и краткое содержание: