С.А. Шапковская
XVIII столетие смело можно было бы назвать веком парикмахеров. Именно тогда это слово и появилось в русском языке, причем его прямой перевод отражал первоначальный смысл профессии — изготовитель и «поправитель» париков.
Если парикмахеры занимались прическами, то за гладкое бритье вельмож того времени отвечали искусные брадобреи. Для бритья использовались специальные принадлежности, которые включали не только бритвы, но и помазки, чашки для взбивания пены и бритвенные тазики. В Личной уборной кусковского Дворца находится уникальный экспонат – лоток для бритья. Медный лоток, украшенный разноцветными эмалями был изготовлен в XVIII веке в Англии.
Возникавшие повсеместно в XVIII веке фарфоровые мануфактуры, также с успехом осваивали такой популярный вид продукции, как тазики для бритья (с выемкой для подбородка) и чашки для мыльной пены. Борьба за гладкость подбородка европейских вельмож значительно облегчилась после 1762 года, когда французский цирюльник Жан-Жак Перре усовершенствовал профессиональный инструмент, получивший отныне известность под названием «безопасная бритва», поскольку ее лезвие с трех сторон было закрыто деревянным чехлом, чтобы избежать случайных порезов.
Однако вернемся к модному аксессуару XVIII века – парику. Считается, что моду на парики ввёл французский король Людовик XIV, также известный как "Король-солнце".
Существует версия, что Людовик унаследовал от отца редкие волосы, по причине этого и стал носить парик. Носить парики французский король обязал и всех своих придворных, по итогу, это стало модным в высшем свете Франции, а затем и Европы. Католическая церковь считала неуместной такую вещь в мужском гардеробе и пыталась бороться с этим явлением, но парики прочно вошли в обиход высших слоев европейского общества.
В России парики ввел император Петр I Сам Петр носил короткий парик из собственных волос.
Парики привозили из Европы, и стоили они дорого, особенно изготовленные из натуральных волос.
Известно, что в Англии, например, уличные грабители нередко похищали у прохожих именно парики, а не кошельки с деньгами. Волосы для изготовления париков покупали у простолюдинов, особенно ценились волосы из северных стран за их естественный белокурый или светло-русый цвет.
Если собственные волосы еще можно было носить не завитыми, то парик завивали непременно. В начале XVIII века царил настоящий культ локонов и кудрей, способствовавший расцвету искусства завивки.
Для модной мужской прически волосы разделяли на три части: ото лба их зачесывали назад и укладывали спереди в высокий «тупей», боковые, височные, части парика называли «голубиные крылья» или просто «крылья», а сзади волосы укладывали в локоны или собирали в хвост. Тупей достигался разными способами: волосы начесывали; коротко подстригали и затем взбивали щетками (такой тупей называли «кок»); мелко завивали и т.д.
В 1780–1790-е годы тупей сделался ниже и шире, а к концу столетия исчез совсем. Укороченные боковые пряди взбивали или завивали, но около 1740-х годов «крылья» окончательно вышли из моды — их сменили расположенные по бокам горизонтальные круглые локоны, или букли, число которых составляло от одного до пяти. Собранные на затылке волосы образовывали хвост, который мог иметь разную длину
Постепенно этот вид парика, имевший сначала сугубо неофициальный, домашний, характер, вошел в моду и продержался в ней почти до конца столетия. На затылке стали прикреплять черный шелковый бант, а иногда — декоративные пряжки, представлявшие собой настоящие ювелирные украшения.
Завивка парика, его подгонка, припудривание – было делом непростым и занимало много времени. Вот как описывал М.Пыляев в своей книге «Старый Петербург» туалет петербургских франтов екатерининской эпохи: «Волосы причесаны и напудрены, — последняя операция для франта того времени обходилась не менее двух, трех часов в сутки. Битых два часа ему припекали волосы разного рода щипцами, чтобы они держались à l’oiseau royal или à la grecgue (Название прически -"королевская птица", журавль). Потом страдалец прятал лицо в бумажную маску, чтобы не задохнуться в облаках надушенной пудры, носившихся около него; позднее стали волосы прятать в мешок».
Однако тон в моде на изысканные прически в XVIII столетии задавали не столько мужчины, сколько женщины.
Об этом мы расскажем в нашей следующей публикации.