Поводом для данного материала стали картины британского художника Алана Фернли, который довел до абсолюта давно уже наметившуюся тенденцию. Несмотря на то, что это жанровая живопись, в центре сюжета находится не человек, а автомобиль. Именно он является главным действующим лицом этих картин.
Нельзя сказать, что подобный подход стал чем-то принципиально новым. По крайней мере, в мрачном и криминальном кино. С самого момента возникновения классического нуара тот неизбежно ассоциировался с автомобилем. Именно на подножке автомобиля стоят гангстеры, поливающие очередями из автомата Томпсона своих недругов.
Почти в каждом криминальном фильме есть сцена «за рулем», в ходе которой обсуждаются важные вещи. То есть автомобиль становится весьма важной сюжетной локацией. Есть ещё один примечательный момент. Подобно тому, как являются жанрами-антагонистами вестерн и нуар, так и противопоставлены друг другу конь и автомобиль.
Казалось бы, что это противостояние живого и механического. Однако во множестве фильмов мы можем видеть, «оживление» автомобиля. Достаточно вспомнить «Кристину» (1983), недобрую машину из экранизации повести Стивена Кинга.
В некоторых случаях может показаться, что автомобили буквально сбиваются в стаи, превращаясь в какое-то метафизическое явление. В качестве примера можно привести фильм «гения странного кино», австралийского режиссера Питера Уира «Машины, которые съели Париж» (1974).
Опять же нельзя не отметить, что автомобильная пробка во многих криминальных кинокартинах становится «моментом истины». Именно в пробке окончательно принимает решение герой ленты «С меня хватит» (1992). Именно в пробке возобновляются приступы у персонажа мистического триллера «Тьма» (2002).
Советский триллер с откровенными сценами, предсказавший реалии 90-х
Также надо отметить, что в некий момент в криминальном кинематографе появляется персонаж, подобный мифическому кентавру. Сам по себе он слаб и не слишком предприимчив, однако стоит оказаться ему в салоне автомобиля и запустить мотор, как он превращается в некое потустороннее существо.
10 ролей XXL-блондинки плебойной генерации
И если «Детектив Буллит» был по большому счету, рекламой новой марки «Мустанга», то неонуар «Водитель» (1978), окончательно утвердил тенденцию, когда человек становится приложением к машине. Она достигла своего апогея во всевозможных «Такси», «Перевозчиках» и «Драйвах». Так что в сумрачном кино автомобиль перестал быть просто средством передвижения; это такой же персонаж, как детектив или грабитель. Иногда более важный, чем сам человек (фильм 2002 года «Копейка»)