Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Ночные рейдеры

Оглавление

Не ходи за железную стену. Мрачная фантастика про Америку 2044 года.

(Night Raiders, 2021, Канада и др.)

Суровая антиутопия, снятая канадскими и новозеландскими полупрофессионалами про США недалекого будущего - ладно, айда, показывайте, что там столь зловеще бренчит у вас в чемодане.

В этом будущем никто не услышит твоё "У меня есть право на один телефонный звонок!".
В этом будущем никто не услышит твоё "У меня есть право на один телефонный звонок!".

Почему "полупрофессионалы"?
Да просто опыт у режиссерши/сценаристки Данис Гуле есть, но он специфический: полтора десятка лет работы над короткометражками, одну из которых даже приласкали на Берлинском кинофестивале.
Этого более чем достаточно, чтобы наконец-то замахнуться на "полный метр", вот только если прежде ты удил одну лишь мелкую рыбешку, есть ли в тебе уверенность, что ты совладаешь с крупной?

Уверенность такая у Гуле была. И в целом ее "большой" дебют "Ночные рейдеры", скорее, хорош, чем плох. У меня к нему всего одна претензия: неумело поданное, единственное фантастическое допущение в сюжете.
Какое именно, спойлерить не буду. Просто скажу: так фантастику не пишут. То есть не ведут повествование до самой развязки в рамках условного реализма, а потом - вжух! - и отчебучивают чисто "фэнтезийную" сцену в духе "Матрицы". К таким ключевым "выбросам" должна идти обязательная, планомерная "подводка": зрителю подаются регулярные намеки на то, что "герой N" скрывает в себе некий дар. Который в развязке наконец-то логически и в полной мере раскроется.
Только так, а не иначе - это законы не просто жанра, но и драматургии в целом.

Однако то, что "подает" зрителю Данис - вовсе не намеки, поскольку они ни на что не намекают. Ибо на какие мысли нас наводят сцены, где дочь-подросток главной героини Ниски (индейское имя) разговаривает... с птицами? На то, что в итоге птицы ей наконец-то ответят, даже если они - голуби, а не попугаи?
Так вот, финальный "вот-это-поворот" - вуаля! - с птицами уже никак не связан. И выглядит безобразно примотанным изолентой, чем, увы, портит впечатление от картины. А жаль. Ведь в остальном она и визуально (для своего микробюджета), и драматически, и психологически довольно-таки красива.

В этом суровом мире будущего даже к груздям и маслятам надо подходить в боевой стойке.
В этом суровом мире будущего даже к груздям и маслятам надо подходить в боевой стойке.

Итак, то, о чем многие из вас давно грезят в своих радужных мечтах, в фильме Гуле наконец-то свершилось: к 2044 году Америка ВСЁ!
Вернее, "всёкнулась" та Америка, какой вы ее знаете сегодня - пережила новую гражданскую войну и иные потрясения, - и стала страной в типичном антиутопическом духе.
Как то: с толпами кукующих в руинах бедняков и отгородившихся от них неприступной стеной счастливчиков. Которые, дабы бедняки не разбирали ту стену на чермет, сбрасывали им с помощью дронов на головы бесплатные сухпайки. И даже давали их детям право получить бесплатное образование, легально перебравшись за стену, под бочок к богатым- для службы на них.

Впрочем, последнее звучало гуманно и благородно лишь на словах.
На практике же полицейские отряды силком отбирали у родителей всех детей моложе определенного возраста. И помещали их в полувоенную "учебку" на патриотическое и духовное перевоспитание, после чего папки с мамками их больше не видели.
Ясно, что количество удравших в леса "уклонистов" с детьми при таком раскладе было велико. Индеанка Ниска и ее дочурка Васи (
Василиса?) были одними из таких. Но увы, как шустро они не бегали по кустам и как беспалевно не прикидывались ветошью, все равно однажды злые дяди в униформе забрали Васи, а Ниска осталась одна-одинешенька горевать о своей утрате.

И все же, помыкавшись без дочки почти год, внезапно Ниска столкнулась со своими дальними сородичами-индейцами - фактически местными вооруженными партизанами. Которые - кто бы мог подумать! - наловчились устраивать побеги из хорошо охраняемой "учебки" некоторым детям. И которые могли дать Ниске шанс освободить Васи - если, конечно, маманя будет не против.
- Конечно, нет, - ответила она, благо сама умела метко стрелять и из винтовки, и из рогатки, а также владела всеми базовыми навыками современной "чингачгучки".

То счастливое время, когда выбор бесплатных квартир в вашем микрорайоне аж зашкаливает. Жаль только, "Пятерочки" позакрывались - на "окорочка" приходится охотиться в ближайшем лесу.
То счастливое время, когда выбор бесплатных квартир в вашем микрорайоне аж зашкаливает. Жаль только, "Пятерочки" позакрывались - на "окорочка" приходится охотиться в ближайшем лесу.

***

В общем, не буду приукрашивать: кино понравится лишь тем из вас, кто заранее настроится на неторопливую социально-психологическую фантастику. Средкими боевыми сценами и вдобавок индейским колоритом, включая их ушераздирающее "ай-я-яй"-пение - не без этого. Всякому же любителю боевиков смотреть "Ночных рейдеров" противопоказано - зевота доконает быстро и гарантированно.

Тем не менее, говоря объективно, если списать вышеописанную недоработку на неопытность в "полном метре" Данис Гуле, ее дебют все же удался. Психологических конфликтов и моральных дилемм в ней много, и пусть они несложные, но всегда уместные и драматично разыгранные. Что в целом искупает недостаток "движухи" и лично у меня желание выключить кино, не досмотрев, возникло лишь однажды - в первые полчаса, пока сюжет шел слишком уж вразвалочку.
Однако потом он разогрелся, выложил на стол побольше карт и стал интереснее. Впрочем - опять-таки для меня, тогда как за ваше терпение я уже не поручусь.

Трейлер фильма: