Найти тему
Христианство и смысл жизни

О правилах утреннем и вечернем…

Оглавление

«Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.» (1-е Тим. 2: 1-4).

Православным христианам рекомендовано совершать ежедневно утреннее и вечернее молитвенное правило, чтобы освящать начало дня молитвой и заканчивать свой день молитвой перед отходом ко сну. Обычно православные христиане совершают правило по «Православному молитвослову.». Но некоторые тяготятся этими правилами, говорят о том, что привычные молитвы читаются рассеяно. У кого-то просто не хватает времени на это. Обязательно ли читать молитвенное правило? Господь даровал всем людям свободу выбора. И каждый сам выбирает для себя то или иное, что ему необходимо. Но всё-таки чтение утреннего и вечернего молитвенного правила полезно. Нежелательно совсем его упускать. И вот почему. Во-первых, это дисциплинирует человека. У него вырабатывается полезная привычка совершать молитвы ежедневно, пребывать в общении с Богом, Нашим Творцом, Подающим жизнь и всякое благо людям и всем живым существам. Всё это очень благотворно действует на душу: утром заряжает на целый день и оказывает очищающее действие на душу; а вечером очищает душу от грехов, успокаивает перед сном. А также благодаря молитвам, человек получает защиту от Бога, Пресвятой Богородицы, святых, Ангелов Божиих. Да и при том, в правилах содержатся очень хорошие молитвы, в которых очень хорошие слова, прошения, обращения к Господу, Матери Божией, святым, Ангелу-хранителю, и совершая их с постоянством христианин, постоянно стучит в двери Царства Небесного, просит о помиловании, спасении, духовных дарах, как и заповедал Господь, что надо молиться и не унывать; «должно всегда молиться и не унывать» (Лк. 18: 1). А бросив чтение утренних и вечерних правил, можно совсем разлениться и удалиться от Бога. В правилах также имеются молитвы за ближних, о ныне живущих и усопших, а такие молитвы очень нужны, потому что это проявление милосердия к ближним. Одним словом, чтение молитвенного правила приносит огромную пользу для души. «Не оставляй молитвенного правила, чтобы не впасть в руки врагов твоих. Тщательно исполняй твое молитвенное правило. Остерегись! не допусти себе пренебречь им. От тщательного исполнения правила просвещается и укрепляется душа». Преподобный Авва Исайя. А ещё одной причиной почему очень полезно совершать утренние и вечерние правила является то, что, совершая эти молитвы, христианин делает это вместе со многими другими православными христианами по всему миру, внося и свою лепту в общие молитвы. Он является членом Тела Христова – Церкви. «И вы — тело Христово, а порознь — члены.» (1-е Кор. 12: 27).

-2

С другой стороны правила могут загонять человека в некие рамки. Не всегда у человека может хватать времени и сил на их совершение. Утром христианин обычно спешит на работу или ещё по каким-то делам. А вечером ему мешает усталость. Что же делать в таком случае? Молитвенное правило можно сократить, когда это необходимо, можно разнообразить его, включая другие молитвы, новые, одним словом, импровизировать. «Краткое молитвенное правило, который рекомендовал преподобный Серафим Саровский, тем у кого нет времени или сил: три раза «Отче наш», три раза «Богородице Дево» и один раз «Символ веры».» Информация с сайта https://azbyka.ru/. Нужно найти для себя срединный путь, чтобы правило не слишком утомляло, но, и чтобы не было совершаемо с леностью и небрежением. Не нужно накладывать на себя бремена неудобоносимые. Бывает лучше прочитать меньшее количество молитв со вниманием, смирением и покаянным чувством, чем много молитв без внимания и покаяния. И притом, совершение молитвенных правил бесполезно или мало полезно, если человек не имеет смирения, упования на Господа и не стремиться соблюдать Его заповеди, не стремиться помогать ближним. Ведь все молитвы должны способствовать смирению и деланию заповедей.

-3

Вот что советует Святитель Феофан Затворник: «а) никогда спешно не читайте, а читайте будто нараспев… В древности все читаемые молитвы брались из псалмов… Но нигде не встречаю слова “читать”, а везде “петь”… б) во всякое слово вникайте и не мысль только читаемого воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте… в) чтобы подсечь позыв на спешное чтение, положите — не то и то вычитывать, а простоять на читательном молитвословии четверть часа, полчаса, час… сколько обычно выстаиваете… и затем не заботьтесь… сколько прочитаете молитв, — а как пришло время, если нет охоты стоять далее, переставайте читать… г) положив это, однако ж, на часы не посматривайте, а так становитесь, чтобы стоять без конца: мысль и не будет забегать вперед… д) чтобы способствовать движению молитвенных чувств в свободное время, перечитывайте и передумывайте все молитвы, которые входят в ваше правило, — и перечувствуйте их, чтобы, когда на правиле станете их читать, знать, наперед, какое чувство должно быть возбуждаемо в сердце… е) никогда не читайте без перерыва молитвы, а всегда перерывайте их своеличною молитвою, с поклонами, в средине ли молитв придется это сделать или в конце. Как только вспадет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны. Это последнее правило — самое нужное и самое необходимое для воспитания духа молитвенного… Если какое иное чувство займет очень, вы и будьте с ним и кладите поклоны, а чтение оставьте… так до самого конца положенного времени». Если же времени совсем нет, и приходится читать торопливо и рассеяно, что делать в таком случае? Конечно, рассеянность в молитве крайне нежелательна, но если уж совсем нет времени, то можно попросить прощения у Господа в конце правила за рассеянность. По словам святых отцов, на начальном этапе Бог и такую молитву принимает, когда по немощи человек не всегда может внимательно молиться, но учиться внимательной молитве всё равно нужно. А вообще, как уже выше говорилось, лучше взять меньше молитв, но со вниманием, чем больше, но рассеяно.

В общем, итог, что утреннее и вечернее правило, дисциплинируют человека и настраивают на день, успокаивают перед сном. А вообще, христианину дана заповедь о непрестанной молитве. Господь говорит: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.» (Мк. 14: 38). «Непрестанно молитесь.» (1-е Фес. 5: 17).

-4

«Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения;» (1-е Тим. 2: 8).

«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.» (Мф. 7: 7-8).

Если Вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!

Спаси Вас, Господи!

АНОНС БЛОГА Дорогие о Господе читатели и подписчики!

Представляю Вам новый Православный канал на Яндекс Дзен –

«Блог человека Божия» - https://zen.yandex.ru/id/5fce12e36cb39615eb655cc4: Канал о том, как пребывать в Церкви для гарантии спасения души. Об избранниках Божьих, о важности дружбы с ними для спасения и возможность дружбы с ними на канале.

О самом главном и важном для каждого.

Как сказал создатель блога, другое название его: «Спасение только в Церкви»!

Об этом свидетельствуют и публикации на нём: Нет спасения вне Церкви Новый ковчег спасения - Церковь Почему верующие называют членов Церкви фанатиками? Не путайте Церковь и храм Автор рассматривает все области веры: сотериологию, экклесиологию, апологетику, исихазм, аскетизм, эсхатологию, богословие, патрологию и другие темы:

Как избежать бед апокалипсиса О избранных Божьих Нонсенс. Одержимые все Церковь и искусственный интеллект

Автор и его подписчики приглашают вас и друзей ваших присоединиться к чтению и обсуждению статей этого канала и подписаться на него. Ждём с нетерпением. Милости просим. С Богом!