В настоящий момент представители отрасли все активнее поднимают тему, касающуюся уборки с околоземной орбиты различных фрагментов космического мусора, представляющего опасность для активных действующих аппаратов.
Практически все национальные космические агентства работают самостоятельно или финансируют частные компании, которые разрабатывают и тестируют различные технологии очистки околоземного пространства. К примеру, в августе 2021 года японская компания Astroscale, финансируемая европейским космическим агентством, объявила об успешном испытании демонстрационного спутника-мусорщика ELSA-d, который используя манипуляторы на магнитных механизмах, сумел захватить объект на орбите.
Однако специалисты считают, что создание технологий – это лишь один из этапов. Решение политических вопросов может быть более значительным фактором, ведь для сведения заброшенного спутника с орбиты или захвата верхней ступени ракеты требуется получить разрешение от владельца, который может оказаться представителем другой страны.
Если рассматривать политический и юридический аспекты самого процесса, то, как считает Йозеф Коллер, соруководитель Института космической безопасности при The Aerospace Corporation, возникает множество непреодолимых препятствий. И единственный выход – это создание международной организации или подписание международного договора, регулирующего процесс удаления космического мусора. Однако, в настоящий момент это вряд ли реализуемо, поэтому необходимо использовать особый подход к проблеме, «чтобы найти возможности, когда активное удаление мусора было бы осуществимо с политической точки зрения». По его словам, существует множество сценариев, в которых данная процедура не должна вызывать юридических проблем. Например, если между владельцем объекта и поставщиком услуг по его уборке с орбиты будет заключен договор, который одобрят национальные регулирующие органы.
Такой подход поддерживают и другие специалисты. Создание еще одного международного органа – дорого, сложно и нецелесообразно. А процесс удаления космического мусора надо начинать уже сегодня. Предлагается начать с крупных объектов, представляющих наибольшую опасность в случае их разрушения. Американские службы насчитали около 50 таких объектов, 78% которых составляют разгонные блоки, принадлежащие различным странам.
Однако, что касается уже существующих объектов, многие в отрасли настроены скептически и не ждут, что в ближайшее время этот вопрос может быть решен. В настоящий момент, считают они, регулирующим органам необходимо сконцентрироваться на аппаратах, которые запускаются десятками и сотнями, и представляют не меньшую опасность на орбите, т.к. создают проблемы с регулированием космического трафика. В связи с этим предлагается введение жестких национальных директив и законов о космосе, которые обязывали бы участников рынка придерживаться политики «нулевого мусора», - запущенный объект должен будет удаляться с орбиты самостоятельно или с помощью оператора услуг, предоставляющего соответствующие сервисы.
Ранее в Роскосмосе сообщили, что по подсчетам специалистов общая масса искусственных объектов, находящихся на околоземной орбите, составляет примерно 10 000 тонн: 3000 тонн приходится на действующие аппараты и около 7 000 тонн - космический мусор. «Если собрать весь космический мусор, находящийся на орбитах вокруг Земли, получится более семи тысяч тонн, это вес груженого железнодорожного состава из более чем 70 вагонов», — отмечалось в Телеграмм-канале госкорпорации.