Найти тему
Adam Weishaupt

МИСТЕРИЯ РАНДОМИЗАЦИИ В EDTECH ИЛИ ЧТО НЕ ТАК С ES(O)L ИНДУСТРИЕЙ

С самого начала эпохи Web 1.0 в сети присутствовало большое количество генераторов — от случайных чисел до генераторов стихов; в 1997 году появилась генеративная музыка от Брайана Ино, гораздо позже deep dream generator. На настоящий момент сформировалось внушительное количество ресурсов, позволяющих рандомизировать всё что угодно, включая и саму рандомизацию. Помимо несложных функций генерации (псевдо)случайных чисел вроде math.random появился ряд таких успешных проектов как Randonautica, который, по утверждению создателей, помимо генератора псевдослучайных чисел использует квантовый ГСЧ.

ANU QRNG – Quantum random numbers // Anu.edu.au [Электронный ресурс]. URL: https://qrng.anu.edu.au/ (дата обращения: 15.11.2021).
ANU QRNG – Quantum random numbers // Anu.edu.au [Электронный ресурс]. URL: https://qrng.anu.edu.au/ (дата обращения: 15.11.2021).

Программы, работающие на базе аппаратного генератора случайных чисел, например, на источниках энтропии, таких как тепловой шум представляют для энтузиастов стохастичности не меньший интерес. Трудно будет назвать сферу деятельности, где нет функции Random. Postcrossing, проект по обмену бумажными открытками, основан на генерации случайного адресата; многочисленные приложения для знакомств используют “магию случайности” для сведения сердец; пресловутые Chatroulette и Omegle позволяют пользователям, применившим определенные фильтры при поиске, отображать произвольно выбранных собеседников.

В обучении иностранным языкам появилось не меньше проектов, генерирующих случайные вопросы или лексические единицы, которые можно применять в качестве элемента для групповой коммуникации или даже в индивидуальной работе с учащимися. Такой спрос на генерацию случайных заданий, фотографий и картинок обусловлен, прежде всего, необходимостью “набить руку” для подготовки к экзаменам, а также общей усталостью всех участников учебного процесса от учебников с их четко выверенной структурой заданий. Эта усталость особенно заметна среди преподавателей, которые за несколько лет фактически выучивают всё содержимое учебно-методических комплексов, использующихся на многих курсах иностранных языков из года в год без каких-либо изменений.

Даже если учебное пособие выходит в новом издании, как правило, основные изменения касаются изображений, взятых из коллекции стоковых фотографий, занимающих, как отмечают многие учащиеся, пустое пространство в книге и будто бы добавленных для галочки, якобы для придания таким пособиям красочности, полноцветности и современности. В связи с этим всё чаще вспоминаются остроумные зарисовки из старых учебников, которые создавались иллюстраторами строго по мотивам самих материалов и которые нередко отражали такие явления и темы, которые бы уже не прошли современную цензуру на базе демократического института политкорректности, осознанности, терпимости и уважения культурного и гендерного многообразия.

Dangerous English 2000: An Indispensable Guide for Language Learners and Others: Claire, Elizabeth: 9781887744089: Amazon.com: Books // Amazon.com [Электронный ресурс]. URL: https://www.amazon.com/Dangerous-English-2000-Indispensable-Language/dp/1887744088 (дата обращения: 15.11.2021).
Dangerous English 2000: An Indispensable Guide for Language Learners and Others: Claire, Elizabeth: 9781887744089: Amazon.com: Books // Amazon.com [Электронный ресурс]. URL: https://www.amazon.com/Dangerous-English-2000-Indispensable-Language/dp/1887744088 (дата обращения: 15.11.2021).

Сама идея красочности и обилия стоковых фото в печатных учебных пособиях, казалось бы, должна была отойти на второй план уже давно, ведь в 21 веке уже сложно кого-то удивить или дополнительно мотивировать полноцветным изданием, состоящим преимущественно из ресурсов "фотобанков" и довольно скудным количеством заданий на темы для обсуждений или отработки разговорных навыков. К тому же, многие слушатели курсов, причем далеко не только юного возраста, не раз признавались, что часто просматривали содержимое учебника наперед, зачастую сразу после покупки пособия, поэтому таинства новой темы, нового модуля курса никогда не наступало. Причина тому вполне закономерное любопытство, или, если угодно, любознательность. Несколько пролистываний и все темы и визуальные материалы учебника становятся знакомыми и по восприятию более тривиальными, особенно учитывая, как было упомянуто ранее, шаблонность визуального контента. Еще один неизбежный, но очевидный недостаток любого учебного пособия — необходимость их составителей останавливаться лишь на десятке основных тем, которые зачастую повторяются из уровня в уровень. На примере УМК по общему английскому — это зачастую вариации на тему друзей, коммуникации, трудоустройства, развлечений, истории и "современных" технологий. С одной стороны, может показаться, что упомянутые темы, на которые наслаивается соответствующая лексика и грамматика затрагивают все основные сферы деятельности, предусматривающие развитие коммуникативных и перцептивных навыков. Очевидно, что включить все возможные темы, особенно те явления и концепты, которые появились или активно развиваются лишь в последнее время, то есть значительно позже всей цепочки создания, публикации и распространения учебника, просто невозможно. Именно поэтому преподаватели иностранных языков до сих пор чувствуют себя неловко, когда в учебниках, даже в новых изданиях появляются изображения устаревших моделей техники, браузерные окна с дизайном из эпохи web 1.0, канувшие в лету приложения, программы и сайты и даже выдуманные их аналоги во избежание проблем с авторским правом, либо для снижения затрат на приобретение соответствующих лицензий, что для крупных издательств от Longman, Oxford, и Cambridge их многомиллионными оборотами видится несерьезным. Одним словом, то, что обычно мало учитывают создатели учебника рассматривается максимально пристально как учащимися, так и преподавателями. Подобное моральное устаревание учебников не так сильно бы замечалось, если бы пособия выходили часто, либо в электронном формате и получали бы хотя бы ежегодное обновление. Однако, ничего подобного, конечно же, не происходит, и следствие тому апатия и низкая мотивация слушателей курсов иностранных языков. Испытав отвращение к школьным учебникам, в которых в значительной мере преобладали стерильные, “безопасные” темы, учащиеся окунаются в аналогичный политкорректный утрированный мир, щедро приправленный обезличенными изображениями из фотобанка.

Купив такой учебник и зная, что всё его содержимое станет предметом пристального и досконального прочтения, прослушивания, изучения, учащиеся предчувствуют еще одну нудную ступень прохождения очередного уровня овладения языковыми навыками.

Основная проблема заключается в том, что учебник, со всеми очевидными его изъянами, становится у многих преподавателей единственным используемым средством, либо подобные занятия разбавляются Power Point слайдами, созданными самим преподавателем на скорую руку из визуально разрозненных материалов, что не может не вызвать вполне ожидаемую скуку или даже раздражение у учащихся. В таких самодельных ресурсах часто полностью нарушается авторское право, в них напрочь отсутствуют ссылки на источники и качественный дизайн.

Зарождение Grandomastery

Проект Grandomastery изначально представлял собой простое приложение для устройств еще тогда на Android 1.3 под названием Random ESL Questions и вскоре даже стал использоваться несколькими сертифицированными экспертами по подготовке к IELTS как ресурс для генерации заданий для раздела Speaking, в том числе и на самом экзамене.

APKPure // APKPure.com [Электронный ресурс]. URL: https://apkpure.com/id/esl-random-questions/com.eslquestions (дата обращения: 15.11.2021).
APKPure // APKPure.com [Электронный ресурс]. URL: https://apkpure.com/id/esl-random-questions/com.eslquestions (дата обращения: 15.11.2021).

Приложение Random ESL Questions вскоре преобразовалось в веб-сайт, где, помимо расширенной и дополненной версии c вопросами на произвольную тему и генерирующимися вводными конструкциями для ответа, добавились и другие задания. Вторым на очереди стало задание Random Magnets, ранее представлявшее собой карточки с лексическими единицами на магнитной основе. Автор этой статьи создавал сотни магнитных карточек из числа известных пословиц английского языка, на основе которых учащиеся формировали на маркерной доске, как ни странно, именно новые пословицы — чем абсурднее и смешнее такие высказывания получались, тем больший наблюдался интерес со стороны слушателей курса, ведь одна из целей задания заключается в том, чтобы в новых пословицах грамматически и семантически не должно быть никаких ошибок.

Imgur Magnets ESL Activity - Album on Imgur // Imgur [Электронный ресурс]. URL: https://imgur.com/gallery/CkwPQ8F (дата обращения: 15.11.2021).
Imgur Magnets ESL Activity - Album on Imgur // Imgur [Электронный ресурс]. URL: https://imgur.com/gallery/CkwPQ8F (дата обращения: 15.11.2021).
Imgur Random Magnets Activity in real ESL classroom environment - Album on Imgur // Imgur [Электронный ресурс]. URL: https://imgur.com/gallery/Ogy0CJY (дата обращения: 19.11.2021).
Imgur Random Magnets Activity in real ESL classroom environment - Album on Imgur // Imgur [Электронный ресурс]. URL: https://imgur.com/gallery/Ogy0CJY (дата обращения: 19.11.2021).

Стремление создать что-то своё, новое, а не правильное или уже существующее присуще в особенности учащимся подросткового возраста. Даже упражнение на базе подстановочных таблиц Палмера выполняются подростками таким образом, чтобы было посмешнее, поабсурднее, а не правильно, — такой вариант выполнения приближает такие задания к инсайтному научению. Коллеги не раз признавались, что задания, где необходимо вычеркнуть неверный ответ вызывали трудность у учащихся, причем, как ни странно, на эмоциональном уровне — возникала непримиримость с тем, что нужно вычеркнуть именно тот ответ, который казался хотя бы забавным, нетривиальным, оригинальным, а не общепринятым и устойчивым. Полагаем, что это связано не только с возрастными особенностями, но и с закономерным желанием избегать “правильного” банального ответа. В правильных ответах учащиеся не находят творческой составляющей, в них нет “панчлайнов”, абсурдизма; правильные ответы к заданиям неприменимы для публикации в twitter.

Magnets | Grandomastery // Grandomastery [Электронный ресурс]. URL: https://www.grandomastery.com/magnets (дата обращения: 15.11.2021).
Magnets | Grandomastery // Grandomastery [Электронный ресурс]. URL: https://www.grandomastery.com/magnets (дата обращения: 15.11.2021).

Random Magnets, напротив, позволяют, пусть и в рамках грамматических норм, создать какое-то новое высказывание или даже несколько. В них узнаются отдельные элементы из известных пословиц, но именно пародия на избитые высказывания посредством создания новых смыслов и привлекает пользователей Grandomastery.

Третий, не менее популярный вид задания заключается в замкнутой цепочке из различных лексических единиц, на основе которых предлагается создать историю, последовательно сочетающую в себе заданные концепты. Random Story содержит в себе самые неожиданные лексемы, и в планах Grandomastery создать различные вариации этого задания в зависимости от уровня владения языком и сферы деятельности.

Story | Grandomastery // Grandomastery [Электронный ресурс]. URL: https://www.grandomastery.com/story (дата обращения: 15.11.2021).
Story | Grandomastery // Grandomastery [Электронный ресурс]. URL: https://www.grandomastery.com/story (дата обращения: 15.11.2021).

Разумеется, всё это требует времени и усилий, поэтому автор и создатель Grandomastery благодарит Вас за любую информационную поддержку проекта и в знак признательности рад предоставить доступ к Grandomastery Premium.

Random Abstractions еще одно из лейтмотивных видов заданий, акцентирует внимание на абстракциях и ставит задачу найти точки соприкосновения между двумя, казалось бы, несхожими абстрактными явлениями. Большинство заданий в Grandomastery строятся на принципе бисоциации, получившем известность после выхода в свет книги “Акт творения” выдающегося энциклопедиста и интеллектуала Артура Кестлера. Любая по-настоящему творческая деятельность по Кестлеру заключается в соединении нескольких плоскостей, например, искусства, науки или даже юмора. Ввиду неожиданности от соединения разных формаций и явлений образуется бисоциация, то есть наложение двух, казалось бы, несовместимых плоскостей. В шутках этот момент и является кульминацией, или, punch line, содержащий соль шутки. И чем более непредсказуема ее кульминация, тем ярче и “качественнее” сама шутка. Мы можем наблюдать похожий принцип при выполнении упражнений из цикла Grandomastery.

Abstractions | Grandomastery // Grandomastery [Электронный ресурс]. URL: https://www.grandomastery.com/abstractions (дата обращения: 15.11.2021).
Abstractions | Grandomastery // Grandomastery [Электронный ресурс]. URL: https://www.grandomastery.com/abstractions (дата обращения: 15.11.2021).

Учащиеся юного возраста по своей природе склонны к творчеству, в частности к созданию новых историй, выражений, даже слов, тогда как более взрослые индивидуумы даже на продвинутых уровнях полностью ориентируются на правила; ввиду традиционности и закостенелости в большинстве учебных и профессиональных учреждений их беспокоит лишь правильность выполнения задания: “Какое время я должна здесь использовать? Что я должен здесь сказать? Сколько времени у меня на ответ? Насколько кратко я должна ответить? Как именно я должна ответить? Нужно ли мне использовать пример?” и так далее. Такие вопросы возникают даже в тех ситуациях, когда никаких ограничений в заданиях не заявлено, ответ допускается в совершенно свободной форме, а его грамматическая и смысловая составляющая зависит целиком и полностью от желания и намерения учащегося. Полагаем, что такие психологические рамки возникают из-за излишней “инструктированности” и формализованности современных учебников и тестов на знание языка. В каком-то смысле мы имеем дело со стокгольмским синдромом, только в методологии. С самых ранних ступеней обучения языку учащимся приходится взваливать на себя часть работы методистов. Им необходимо предельно внимательно вчитываться в задания. Если задание разбито на a) и b), четко работать в рамках такой дихотомии; если в модуле рассматривается определенная грамматическая тема - в заданиях на говорение они вынуждены использовать именно пройденные грамматические конструкции, и так далее.

Таким образом коммуникативный подход можно сравнить в каком-то смысле с автократией, лишенной свободы слова, дни которой сочтены, а время отсчитывается в обратном порядке. Неслучайно, что по мнению многих специалистов на смену коммуникативного подхода должен прийти системный подход, который бы учитывал отвлеченное, теоретическое мышление, основанное на анализе, синтезе и обобщении в том числе и абстрактных концепций, которые почти полностью исключены из современных УМК. Коммуникативная методика ориентируется на конкретные предметы, а сама коммуникация трактуется, по мнению многих специалистов, недопустимо упрощенно. К примеру, ни один учебник, не позволяет учащимся рассмотреть какую-либо сентенцию в нескольких плоскостях или с различных точек зрения. В Grandomastery, к примеру, этому посвящено одно из заданий, которое предлагает взглянуть на освещаемую проблему в десятках разных плоскостей.

Statement | Grandomastery // Grandomastery [Электронный ресурс]. URL: https://www.grandomastery.com/statement (дата обращения: 15.11.2021).
Statement | Grandomastery // Grandomastery [Электронный ресурс]. URL: https://www.grandomastery.com/statement (дата обращения: 15.11.2021).

Примечательно, что даже в старых учебниках, написанных несколько веков назад и олицетворяющих грамматико-переводной метод, традиционно подвергаемый критике, информация подавалась без излишней визуальной нагрузки и максимально запечатлевалась в памяти учащихся. Количество опечаток, неточностей и некачественно составленных материалов, как это часто бывает в пособиях даже от таких издательских гигантов как Oxford University Press и Cambridge University Press, в старинных пособиях, над которыми работали не сотни сотрудников, а зачастую не более пяти авторов, было гораздо меньше. В учебниках прошлых столетий материал был четко сформирован, то есть максимальный объем информации содержался в небольшом числе символов, таким образом восприятие и запоминание было предельно удобным.

A Modern English Grammar Revised: With Practical Exercises : Huber Gray Buehler : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive // Internet Archive [Электронный ресурс]. URL: https://archive.org/details/amodernenglishg01buehgoog/page/n331/mode/2up 1914 (дата обращения: 15.11.2021). 
‌
A Modern English Grammar Revised: With Practical Exercises : Huber Gray Buehler : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive // Internet Archive [Электронный ресурс]. URL: https://archive.org/details/amodernenglishg01buehgoog/page/n331/mode/2up 1914 (дата обращения: 15.11.2021). ‌
Hossfeld’s new practical method for learning the Russian language : Rappoport, A. S. (Angelo Solomon), 1871-1950 : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive // Internet Archive [Электронный ресурс]. URL: https://archive.org/details/hossfeldsnewprac00rapp (дата обращения: 15.11.2021).
Hossfeld’s new practical method for learning the Russian language : Rappoport, A. S. (Angelo Solomon), 1871-1950 : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive // Internet Archive [Электронный ресурс]. URL: https://archive.org/details/hossfeldsnewprac00rapp (дата обращения: 15.11.2021).
1. A textbook on English …Vol. 2. English Grammar : International Correspondence Schools : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive // Internet Archive [Электронный ресурс]. URL: https://archive.org/details/textbookonenglis02inte (дата обращения: 22.11.2021). 
‌
1. A textbook on English …Vol. 2. English Grammar : International Correspondence Schools : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive // Internet Archive [Электронный ресурс]. URL: https://archive.org/details/textbookonenglis02inte (дата обращения: 22.11.2021). ‌
1. Exercises in grammar : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive // Internet Archive [Электронный ресурс]. URL: https://archive.org/details/exercisesingramm00torouoft (дата обращения: 22.11.2021).
1. Exercises in grammar : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive // Internet Archive [Электронный ресурс]. URL: https://archive.org/details/exercisesingramm00torouoft (дата обращения: 22.11.2021).

Несмотря на ряд недостатков грамматико-переводного метода, например, почти полное отсутствие заданий на разговорную практику, сложно не заметить очевидные изъяны коммуникативной методики, основной проблемой которой является нехватка упражнений на закрепление навыков как по каждой отдельной единице грамматического или лексического материала, так и их совокупности. Для активизации материала требуются дополнительные ресурсы, позволяющие закрепить отдельный навык.

Говоря о дополнительных ресурсах, доступных в сети, стоит отметить, что большинство их них либо не отвечают минимальным требованиям по визуальному оформлению — зачастую выполнены в стилистике Word Art из Microsoft Word 97. Даже на самых популярных ресурсах по различным материалам вроде busyteacher, iSLCollective и ESLPrintables визуальная и содержательная компоненты оставляют желать лучшего — достаточно ввести в поисковую строку один из ресурсов и увидеть, что даже в материалах, ориентированных на взрослых можно увидеть низкокачественный clip-art из прошлого века с безобразными наслоениями из рамок, бессмысленных, неуместных гипертрофированных декоративных элементов; текст в таких материалах может быть выделен одновременно курсивом, подчеркиванием и полужирным начертанием, да еще и с, казалось бы, совершенно немыслимыми сочетаниями цветов.

busyteacher – Google Поиск // Google.com [Электронный ресурс]. URL: https://www.google.com/search?q=busyteacher&newwindow=1&hl=ru&sxsrf=AOaemvL93_XjiSMMP8-FZ3jwsAncNkwygg:1637008784685&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ved=2ahUKEwjWguv4nJv0AhWQRDABHTjOA1QQ_AUoAXoECAEQAw&biw=1600&bih=861&dpr=1.6#imgrc=1gORfQ3pVdIeRM (дата обращения: 15.11.2021).
busyteacher – Google Поиск // Google.com [Электронный ресурс]. URL: https://www.google.com/search?q=busyteacher&newwindow=1&hl=ru&sxsrf=AOaemvL93_XjiSMMP8-FZ3jwsAncNkwygg:1637008784685&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ved=2ahUKEwjWguv4nJv0AhWQRDABHTjOA1QQ_AUoAXoECAEQAw&biw=1600&bih=861&dpr=1.6#imgrc=1gORfQ3pVdIeRM (дата обращения: 15.11.2021).
esl printables – Google Поиск // Google.com [Электронный ресурс]. URL: https://www.google.com/search?q=esl+printables&newwindow=1&sxsrf=AOaemvIBEJpncRAnhF2PRy6MQsgZvTOHWw:1637008746882&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ved=2ahUKEwjA7efmnJv0AhU4RzABHdHFAp4Q_AUoAXoECAEQAw&biw=1280&bih=689&dpr=2#imgrc=nmMTHi00K_GKuM (дата обращения: 15.11.2021).
esl printables – Google Поиск // Google.com [Электронный ресурс]. URL: https://www.google.com/search?q=esl+printables&newwindow=1&sxsrf=AOaemvIBEJpncRAnhF2PRy6MQsgZvTOHWw:1637008746882&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ved=2ahUKEwjA7efmnJv0AhU4RzABHdHFAp4Q_AUoAXoECAEQAw&biw=1280&bih=689&dpr=2#imgrc=nmMTHi00K_GKuM (дата обращения: 15.11.2021).
islcollective – Google Поиск // Google.com [Электронный ресурс]. URL: https://www.google.com/search?q=islcollective&newwindow=1&hl=ru&sxsrf=AOaemvLv-iGCSsuqJphPSjXr-vkbqeiCTw:1637053906655&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ved=2ahUKEwiS3NWExZz0AhUSQzABHVphAnQQ_AUoAXoECAEQAw&biw=1600&bih=762&dpr=1.2 (дата обращения: 16.11.2021). 
‌ 
‌
islcollective – Google Поиск // Google.com [Электронный ресурс]. URL: https://www.google.com/search?q=islcollective&newwindow=1&hl=ru&sxsrf=AOaemvLv-iGCSsuqJphPSjXr-vkbqeiCTw:1637053906655&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ved=2ahUKEwiS3NWExZz0AhUSQzABHVphAnQQ_AUoAXoECAEQAw&biw=1600&bih=762&dpr=1.2 (дата обращения: 16.11.2021). ‌ ‌
esl printables – Google Поиск // Google.com [Электронный ресурс]. URL: https://www.google.com/search?q=esl+printables&tbm=isch&ved=2ahUKEwiOnvuYxJz0AhW2mnIEHTNkDp0Q2-cCegQIABAA&oq=esl+printables&gs_lcp=CgNpbWcQAzIHCCMQ7wMQJzIGCAAQBxAeMgQIABAeMgQIABAeMgQIABAeMgQIABAeMgQIABAeMgQIABAeMgYIABAIEB4yBggAEAgQHlAAWABg_QVoAHAAeACAAZECiAGRApIBAzItMZgBAKoBC2d3cy13aXotaW1nwAEB&sclient=img&ei=8HSTYY7mLra1ytMPs8i56Ak&bih=609&biw=1280 (дата обращения: 16.11.2021). 
‌
esl printables – Google Поиск // Google.com [Электронный ресурс]. URL: https://www.google.com/search?q=esl+printables&tbm=isch&ved=2ahUKEwiOnvuYxJz0AhW2mnIEHTNkDp0Q2-cCegQIABAA&oq=esl+printables&gs_lcp=CgNpbWcQAzIHCCMQ7wMQJzIGCAAQBxAeMgQIABAeMgQIABAeMgQIABAeMgQIABAeMgQIABAeMgQIABAeMgYIABAIEB4yBggAEAgQHlAAWABg_QVoAHAAeACAAZECiAGRApIBAzItMZgBAKoBC2d3cy13aXotaW1nwAEB&sclient=img&ei=8HSTYY7mLra1ytMPs8i56Ak&bih=609&biw=1280 (дата обращения: 16.11.2021). ‌

Конечно же, когда мы видим подобные материалы, да еще и пользующиеся огромным спросом, возникает вопрос как такое вообще возможно на заре эпохи web 4.0. Удивляет даже не то, что такие ресурсы до сих пор существуют и не удаляются самими же создателями, но еще и выставляются для приобретения и, по всей видимости, еще и пользуются спросом. Поразительно также то, что количество именно таких раздаточных материалов, выполненных непременно в Comic Sans с растянутыми картинками низкого разрешения и с полным отсутствием какой-либо цветовой гаммы или дизайн кода растет с каждым годом. Аналогичная ситуация наблюдается и в Instagram и Facebook, где, помимо всего этого вышеперечисленного визуального шума еще и добавлены анимация, а по современности, полезности и удобстве для восприятия материалы отличаются разве лишь тем, что вместо clip art используются стоковые фото, а вместо шрифта Comic Sans применяется, казалось бы, опостылевший всем Lobster. Известный гуру маркетинга и автор множества бестселлеров Seth Godin в одной из своих первых книг настоятельно рекомендовал всем генеральным директорам, даже очень крупных компаний лично пройти курсы по дизайну чтобы они имели полное представление о том что есть качественное, современное, понятное, практичное оформление. После даже самого беглого просмотра популяризируемых и создаваемых преподавателями иностранных языков ресурсов напрашивается аналогичная рекомендация и учителям, поскольку директора компаний могут полагаться на целые отделы с профессиональными дизайнерами, а вот учителя или методисты, с их желанием создать очередной “worksheet” или “printable” остаются с текстовым редактором, а то и, судя по большинству ресурсов, Microsoft Paint, один на один.

Конечно же есть качественные коммерческие проекты, которые преодолели эту проблему и представляют собой поистине профессиональный уровень визуального оформления, но чаще всего такие ресурсы платные, либо для личного использования, или же доступны только в виде приложения, также предполагающего подгрузку платных функций, подписки, и т.д.

Справедливости ради, отметим, что создатель Grandomastery полностью отдает в себе отчет, что проект далеко не эталон дизайна, визуальное оформление сайта многократно переделывалось, упрощалось, но до сих пор требует значительной доработки в плане дизайна несмотря на положительную динамику таких изменений. В 2021 году было также принято решение отказаться от партнерских программ Amazon Associates и Abebooks, что фактически означает полное отсутствие финансовой поддержки сайта за счет даже ненавязчивых рекламных баннеров, — тех, что только выводили на экран релевантные книги по соответствующим проекту темам, например, интегративному мышлению, творческому развитию, бисоциации, и т.д. Для устранения визуального шума задания использует изображение только если это действительно необходимо. К примеру, для развития навыков описания изображений, Grandomastery предлагает задание Random Image, в котором помимо случайной генерации картины для ее последующего описания предлагаются наводящие нетривиальные вопросы на тему соответствующего художественного произведения, способствующие формированию монологической речи не менее творческого характера.

Image | Grandomastery // Grandomastery [Электронный ресурс]. URL: https://www.grandomastery.com/image (дата обращения: 15.11.2021).
Image | Grandomastery // Grandomastery [Электронный ресурс]. URL: https://www.grandomastery.com/image (дата обращения: 15.11.2021).

Следует отметить, что многие задания Grandomastery, помимо генерации самих предметов или абстракций, снабжены опорными конструкциями, позволяющими отработать определенные речевые функции, но не ad nauseam, так как задания генерируются как для преподавателя, так и учащихся, таким образом для субъектов образовательного процесса каждое генерируемое задание является новым, непредсказуемым и требующим осмысления всеми участниками.

Question | Grandomastery // Grandomastery [Электронный ресурс]. URL: https://www.grandomastery.com/question (дата обращения: 15.11.2021).
Question | Grandomastery // Grandomastery [Электронный ресурс]. URL: https://www.grandomastery.com/question (дата обращения: 15.11.2021).

Мы находим немаловажным фактор непредсказуемости в отображении нового материала, поскольку именно полный предварительный разбор учебных материалов работниками образовательного процесса приводит к их профессиональному и эмоциональному выгоранию гораздо быстрее, чем работа с обновляющимся и генерирующимся в режиме реального времени материалом. Несмотря на очевидную пользу стохастического метода a la integrandom для отработки речевых навыков, многие преподаватели, даже носители преподаваемого языка в генерации заданий видят, прежде всего невозможность привычной для них подготовки к занятию, а то и всему учебному курсу наперед, несмотря на то, что именно доскональное предварительное ознакомление с материалом до его “преподнесения” учащимся и приводит к снижению интереса преподавателей к самому процессу и к увеличению раздражительности учителей, скрываемой с переменным успехом. Зачастую, чем дольше педагог работает по определенному пособию, тем сложнее ему скрыть раздражение и другие негативные эмоции при возникновении сложностей у учащихся с пониманием заданий из учебника. Ситуация, когда новое упражнение выводится в первый раз одновременно для учащегося и преподавателя, снижает разницу в уровнях восприятия отображаемой информации и, таким образом, помогает преподавателю поставить себя на место учащегося.

Стоит отметить, что в Grandomastery можно генерировать не только каждое из заданий нажатием на кнопку с соответствующим заданием в верхней панели, но и произвольно выбирать вид упражнений — за это отвечает кнопка Random, находящаяся слева в верхней части панели. Скрипт Random предполагает наличие так называемых “весов”, то есть коэффициентов частоты генерации страниц с тем или иным видом задания. К примеру, Random Questions, ввиду своей универсальности и количества самих вопросов (на момент написания статьи их более 3000), появляется гораздо чаще, чем, скажем, Random Job Interview, которое построено на принципе бисоциации, но чуть более специфично в своем роде и более актуально для людей, тренирующих навык спонтанной речи.

Платформа Grandomastery, возможно, была бы не самым подходящим средством для разговорных клубов или даже творческих викторин если бы не предусматривала возможность прохождения всего цикла из 31 заданий в произвольном порядке, — за эту функцию отвечает кнопка CYCLE, расположенная в верхнем правом углу. Отметим, что помимо основной версии с возможностью генерации всех типов заданий есть также раздел, посвященный тщательно отобранным упражнениям для тренировки интегративного мышления, которые могут быть полезны не только для изучающих английский как иностранный, но и для самих носителей языка в качестве развития и “тонизирования” интегративного, более творческого мышления и тренировки навыков импровизации и спонтанной речи. Также такие упражнения делают возможным оценить творческую составляющую кандидата на собеседовании при приеме на работу — по заявлению наших коллег из HR структур, такие упражнения с одной стороны снимают излишний стресс у соискателей вакансии, с другой стороны позволяют им продемонстрировать наличие или отсутствие навыков интегративного мышления.

Grandomastery — постоянно развивающийся проект в плане его качества или разнообразия наполнения. Цель платформы заключается в снятии каких-либо рамок или ограничений и возможности взглянуть на различные явления, пусть и крайне отрицательные по своей природе, даже изъезженные концепты или малообсуждаемые и избегаемые социальные конструкты с произвольной, а потому новой, непривычной точки зрения. Приглашаем Вас присоединиться к Grandomastery в качестве преподавателя если Вам близка и комфортна наша концепция, а также как грандомастер, желающий достичь заветных coherence и cohesion — то есть внешней и внутренней связности устной или письменной речи. В разделе tutors (преподаватели) мы будем продолжать размещать интересные контакты преподавателей — как носителей языка, так и коллег из различных культур, профессионально преподающих английский как иностранный с элементами Integrative Thinking. Также Grandomastery, будучи CPD аккредитованной платформой, предлагает бесплатные сертификаты как для экспертов — наших преподавателей, так и наших активных участников. Мы используем систему accredible, таким образом все, кто у нас преподают и практикуют грандомастерство, получают возможность нажатием одной кнопки разместить наш сертификат в linkedin и других социальных сетях. В планах Grandomastery перевести платформу на другие языки и оптимизировать официальное приложение по интегративному мышлению, доступное в разделе Premium, который представляет собой еще более обогащенную и постоянно обновляющуюся версию Grandomastery, с еще большим объемом заданий, а также возможность создания индивидуализированных упражнений на генерацию по любой из интересующих наших клиентов тематик.

В этой статье мы рассмотрели отдельные проблемы в ESL индустрии, в частности явные недостатки современных учебно-методических комплексов. Для ясности, следует уточнить, что Grandomastery вовсе не противопоставляется учебникам по изучению иностранного языка, и, конечно же, ни в коей мере не является альтернативой структурированных учебных пособий, но ввиду ощутимой нехватки в УМК упражнений на развитие и отработку разговорных навыков, Grandomastery является полезным дополнительным техническим средством, реализующим не только учебные, но и развлекательные цели. Подчеркиваем, что edutainment это далеко не всегда gamification в современном толковании, — с системой наград, анимационных вставок, арканойдов и прочего псевдоиммерсивного динамического содержимого. По сути, Grandomastery представляет собой концепцию cybervintage — в ней можно обнаружить использование “винтажных” оригинальных материалов, но с добавлением виртуальных элементов. Подобоное сочетание контента следовало бы назвать serendipitous, то есть непрогнозируемым, способствующим случайным открытиям. Цель Grandomastery — превратиться в своего рода vade-mecum для всех, кто интересуется практикой и преподаванием интегративного и продуктивного мышления, а также мышления высшего порядка.

#english language #преподавание английского #Grandomastery #integrative thinking #курсы английского онлайн #IELTS #методика преподавания #рандом #english teacher #изучение английского языка