Найти в Дзене

Музей Истории Амурского моста в Хабаровске: зимнее путешествие

Фото автора.
Фото автора.

Начну немного издалека. Я прожила на Дальнем Востоке девять лет. Из них - пять во Владивостоке и четыре в Хабаровске. Тогда я и не подозревала, что буду вести блог о путешествиях, поэтому не старалась запечатлеть каждый шаг. Теперь, конечно, жалею, что не могу здесь поделиться всем увиденным...

Но я поскребла по сусекам своего жёсткого диска и кое-что всё-таки нашлось! Буду понемножку рассказывать о достопримечательностях этих двух городов.

И начну с интересного и даже в чём-то уникального места - единственного хабаровского музея под открытым небом и одной из визитных карточек города. Это музей Истории Амурского моста, открытый сравнительно недавно: в 2010 году. Идея его создания возникла у ОАО "РЖД" двумя годами ранее, когда завершилась реконструкция моста. Уже из названия становится понятно, чему музей посвящён. Здесь можно узнать много интересного о строительстве железнодорожного моста через реку Амур в Хабаровске в 1913-1916 гг. и вообще - об истории развития Дальневосточной железной дороги.

Вид на действующий мост зимой. Фото автора.
Вид на действующий мост зимой. Фото автора.

Музей расположился на берегу Амура в непосредственной близости от самого моста. Отсюда открывается очень красивый вид на реку. Летом, конечно. Но я посетила музей зимой, поэтому и фотографий получилось мало: помешали морозные ветра Хабаровска - ещё одна визитная карточка города. Это же обстоятельство не дало спокойно осмотреть все экспонаты и вынудило сократить время прогулки. Кстати, режим работы музея учитывает такие погодные условия: экскурсии проводятся только в тёплое время года (с мая по октябрь).

Я смогла лишь внешне осмотреть некоторые экспонаты, главным из которых является один из пролётов старого Амурского моста.

Главный экспонат музея. Фото автора.
Главный экспонат музея. Фото автора.

Это так называемая мостовая ферма - стержневая конструкция, которая используется при строительстве мостов и не только их (если по-простому). 127-метровый фрагмент моста весит 1100 тонн. Он стал одним из самых крупных музейных экспонатов в мире!

Кстати, по специальной лестнице можно подняться на эту конструкцию и осмотреть окрестности. Могу только представить, какие замечательные виды отсюда открываются в тёплое время года!

Перед лестницей установлена памятная доска с надписью в дореволюционном стиле: "Мостъ Наслѣдника Цесаревича Алексѣя Николаевича через рѣку Амуръ, отверстiем 1141,41саж., общей длиною 1717,81 саж., сооружёнъ въ царствованiе Его Императорскаго Величества Государя Николая II въ лѣта отъ Р.Х. 1913-1916..."

Интересно, что вообще изначально весь этот проект задумывался как музей одного объекта: фрагмента старого моста. Во время реконструкции в 1992 - 2009 гг. почти все элементы царской фермы были проданы в Китай на металлолом, а один фрагмент оставили. С этого "кусочка российской железнодорожной истории" всё и началось...

Что ещё можно увидеть в этом музее?

  • Здание дальневосточного вокзала (современная копия).
Фото автора.
Фото автора.

Деревянное одноэтажное здание, размеры которого кажутся современному пассажиру невероятно маленькими. Вот так и выглядели лет сто назад вокзалы Транссибирской железнодорожной магистрали. Вернее, почти так: это всё-таки уменьшенная в 1,5 раза копия. При строительстве здания за основу взяли чертежи первого вокзала станции Вяземская Уссурийской железной дороги, созданного в 1897 году. Примерно таким был и первый железнодорожный вокзал Хабаровска.

Над входом - табличка с надписью: "Ст. Амуръ”. Дореволюционный "ер" в названии станции настраивает на предстоящее небольшое путешествие во времени. Внутри этого здания располагается экспозиция, посвящённая истории строительства моста и ДВЖД в целом. Напоминаю, что путешествие во времени состоится только в тёплое время года!

  • Модель самого первого российского паровоза.
Фото со страницы музея в Инстаграме. Не зимнее, правда, но нормальные же люди летом сюда ходят!))
Фото со страницы музея в Инстаграме. Не зимнее, правда, но нормальные же люди летом сюда ходят!))

Ещё один важный экспонат, хотя тоже не оригинал, а реплика. Первый паровоз в России (как раз такой) был построен бывшими крепостными отцом и сыном Е.А. и М.Е. Черепановыми в 1833 году, на два года опередившими, кстати, постройку первого паровоза в Германии (http://www.rzd-expo.ru).

  • Паровоз серии Eа 3255: ровесник Великой Отечественной.
Фото со страницы музея в Инстаграме.
Фото со страницы музея в Инстаграме.

Этот паровоз - ровесник Великой Отечественной войны. Он был создан в 1944-м году в США по чертежам наших конструкторов и был поставлен на советские рельсы по ленд-лизу.

  • "АС-1А" - двухосный самоходный железнодорожный вагон 1930-х.
Фото автора.
Фото автора.

А этот экспонат старше Великой Отечественной: построен в 1934-1935 году (в разных источниках приводятся разные даты). Изначально автомотриса функционировала как передвижной штаб маршала В.К. Блюхера, а затем стала использоваться руководством ДВЖД для служебных поездок.

  • Грузопассажирский тепловоз 2М62.
Фото автора.
Фото автора.

И ещё один экспонат: уже более привычный взгляду современных пассажиров. Тепловоз построен в 1983 году. Как я понимаю, эта модель широко используется на российских железных дорогах и в наше время (может быть, с небольшими изменениями).

Вот то, что мне запомнилось в Музее Истории Амурского моста. Но это далеко не все экспонаты - за кадром осталось ещё много интересного!

А тем, кто обожает путешествовать по железной дороге, предлагаю заглянуть в оригинальное московское кафе "Иван-Чайное купе", которое поможет погрузиться в атмосферу дальних странствий! (Одна из моих любимых статей: получилось очень лирично, по-моему.)

Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новое путешествие!

*Если Вы заглянули сюда впервые - почитайте 12 самых популярных историй канала или совершите 15 онлайн-путешествий.

(*Источники: https://gorodaplanety-ru, https://instagram.com/amurbridge_history)