Найти тему

В Турцию на машине из Краснодара октябрь - ноябрь 2021г. Сбились с маршрута в горах Турции и попали на заснеженный перевал.

Друзья, в продолжение предыдущей статьи, я хочу рассказать Вам о невероятном приключении, случившемся с нами на вторые сутки нашего пути из Краснодара в Анталью. Позавтракав утром 30 октября с великолепным видом на озеро Узунгель, мы решили ехать не обычным своим маршрутом через Самсун и, далее, через Анкару, а поехать по предложенному навигатором маршруту через горы.

Сначала дорога была такой. Личный архив 30.10.2021г.
Сначала дорога была такой. Личный архив 30.10.2021г.

Ехали мы сначала по вполне сносному асфальтированному серпантину, но далее дорога постепенно стала сужаться и в какой-то момент асфальтового покрытия не стало.

Затем дорога стала такой. Личный архив 30.10.2021г.
Затем дорога стала такой. Личный архив 30.10.2021г.

Пару раз мы останавливались в небольших деревеньках и уточняли, есть ли дальше хорошая дорога, на что нам отвечали, мол, все нормально, дальше будет все отлично.

Дома словно цепляются на склоны ущелий, в которых их построили. Личный архив 30.10.2021г.
Дома словно цепляются на склоны ущелий, в которых их построили. Личный архив 30.10.2021г.

Мы тогда и предположить не могли, что нормальная дорога появится только через 50 с лишним километров. Если бы не прекрасная солнечная погода и потрясающей красоты горные пейзажи вокруг, мы давно бы вернулись и поехали по знакомому маршруту, однако, великолепие гор манило к себе все сильнее и была вера, что хорошая дорога, все же, вот-вот появится. В последней деревне, перед тем, как нас понесло на заснеженную гору по уступам не иначе как для пастухов, но никак не для автомобилей, местные жители, сидевшие в небольшой чайхане перед мечетью и попивавшие неизменный турецкий чай, на наш очередной вопрос, когда появится нормальная дорога, сначала долго с нескрываемым изумлением смотрели на большую машину с ябанджи (иностранцами) и ответили, что дорога то будет, но только за воооооон той снежной горой, и, поскольку на горе выпал снег, то ехать уже опасно и лучше воздержаться от такой затеи.

Ну, после того, как по козьим тропам мы уже проехали больше 30 километров со скоростью не больше 20 км/ч, возвращаться совсем не входило в наши планы и мы решили, что если уже реально будет настолько опасно и страшно, то развернуться и вернуться всегда успеем. К слову добавлю, что мобильной сети и интернета не было вовсе, и забегая немного вперед, скажу, что появился интернет уже непосредственно на вершине горы, которую мы все-таки покорили. Через пару километров мы увидели полицейскую избушку (участком как-то даже и не назовешь маленькую хижину с уютным дымком из трубы), возле которой стоял полицейский внедорожник и на звук приближающейся машины вышел высокий средних лет представитель закона, который поинтересовался что это мы делаем в такой глуши и куда, собственно, держим путь. Очень интересно было наблюдать за сменой выражения его лица, когда я ответила ему примерно следующее: «Мы тут в Анталью, знаете ли, из России едем, решили разнообразить свой маршрут, вот так тут и оказались». Он даже переспросил пару раз, после чего поцокал, поднимая брови и качая головой, затем внимательно посмотрел на нашу зимнюю резину, в которую мы накануне поездки переобули свой автомобиль, одобрительно кивнул, рукой показал направление и пожелал удачи, при этом долго еще стоял и смотрел нам вслед, пока не скрылся из виду.

Вот так мы ехали несколько километров. Личный архив 30.10.2021г.
Вот так мы ехали несколько километров. Личный архив 30.10.2021г.
Большая часть подъема преодолена. Личный архив 30.10.2021г.
Большая часть подъема преодолена. Личный архив 30.10.2021г.
Почти на вершине плато. Личный архив 30.10.2021г.
Почти на вершине плато. Личный архив 30.10.2021г.

Примерно еще через 5 километров мы приблизились к началу очень крутого подъема по склону заснеженной горы, эту дорогу даже серпантином назвать сложно, скорее, какая-то гармошка. Преодолев небольшой хлипкий мостик над бурным ручьем, мы некоторое время оценивающе смотрели на гору, но она как цыганка, заглядывающая прямо в душу, только звала к себе и мыслей вернуться уже не было. Очень медленно, периодически выходя из машины для того, чтобы убрать с пути особо крупные валуны, мы начали подъем. Сколько крутейших поворотов мы преодолели, сейчас уже трудно вспомнить, поворачивать приходилось, делая несколько разворачивающих маневров, поскольку просто вписаться в поворот с первого раза было невозможно. Примерно на середине подъема дорога стала заснеженной, с приличной коркой льда сверху и ехать пришлось еще медленнее. Но с каждым поворотом приходило какое-то чувство невероятного восторга от красоты и величия гор и мысль о том, что развернуться, все-равно, не представится возможным, только толкала нас вперед.

Высота 2680 метров. Личный архив 30.10.2021г.
Высота 2680 метров. Личный архив 30.10.2021г.

И вот, мы преодолели последний поворот и перед нами открылось невероятной красоты заснеженное плато. В этот момент мы чувствовали себя единственными людьми на планете, куда только доставал взгляд, простирались лишь только макушки прекрасных гор и никаких признаков цивилизации вокруг. Мы вышли из машины, радостно трогали и даже ели снег, кидали друг в друга снежки, потом наше внимание привлекли многочисленные следы животных.

Перевал в провинции Байбурт. Личный архив 30.10.2021г.
Перевал в провинции Байбурт. Личный архив 30.10.2021г.
Чьи-то следы. Личный архив 30.10.2021г.
Чьи-то следы. Личный архив 30.10.2021г.

Я не могу с полной уверенностью утверждать чьи это были следы, но мы решили, что медвежьи. Нам настолько хотелось встретить медведей, что мы еще очень долго всматривались в разные стороны, но, к сожалению, мишки так и не вышли к нам.

Следов животных было очень много. Личный архив 30.10.2021г.
Следов животных было очень много. Личный архив 30.10.2021г.

Через некоторое время мы продолжили свой путь, поднявшись на самую вершину перевала и, как только выехали на другую сторону горы, увидели прямо на вершине несколько ветряных мельниц, это, конечно, никакие не мельницы, а генераторы ветряной энергии, но, согласитесь, что так как-то привычнее их называть.

Ветряные "мельницы". Личный архив 30.10.2021г.
Ветряные "мельницы". Личный архив 30.10.2021г.
Ветряные "мельницы". Личный архив 30.10.2021г.
Ветряные "мельницы". Личный архив 30.10.2021г.

Почти сразу после этого, под колесами мы почувствовали асфальт, появился интернет и дальше уже дорога не преподносила нам никаких сюрпризов, и к утру воскресенья 31 октября мы благополучно добрались до Антальи.Спуск с перевала

Сразу на вершине плато начался асфальт. Личный архив 30.10.2021г.
Сразу на вершине плато начался асфальт. Личный архив 30.10.2021г.
Наконец-то мы добрались до цивилизации. Личный архив 30.10.2021г.
Наконец-то мы добрались до цивилизации. Личный архив 30.10.2021г.
Спуск с перевала. Провинция Байбурт. Личный архив 30.10.2021г.
Спуск с перевала. Провинция Байбурт. Личный архив 30.10.2021г.
Наш маршрут порой пролегал и через такие пути. Личный архив 30.10.2021г.
Наш маршрут порой пролегал и через такие пути. Личный архив 30.10.2021г.

Вспоминая это наше невероятное приключение, я хочу сказать, что испытанные эмоции и вся эта красота, которую мы смогли увидеть, и которая навсегда останется в нашей памяти, конечно же стоили того, чтобы проделать этот маршрут. Но в то же время, честно отвечая себе же на вопрос готова ли я вновь проехать тем же путем, я ответила бы, скорее, что вряд ли. Конечно, я не сомневалась в надежности автомобиля и в собственном многолетнем опыте, со средним пробегом более 50 тысяч километров в год, но могло произойти множество, не зависящих от нас факторов, как тот же камнепад, являющийся частым явлением для той местности, или размытый ежедневным таянием на солнце снега обледеневший участок пути, который мог оставить нас в тупике.

Возвращаться вниз не входило в наши планы. Личный архив 30.10.2021г.
Возвращаться вниз не входило в наши планы. Личный архив 30.10.2021г.