Найти тему

Русский музей. Древнерусское искусство XII-XVII веков

7 марта 1898 года. Чем знаменательна эта дата? Да, в этот день по юлианскому календарю состоялось официальное открытие Русского музея императора Александра III. Основная его экспозиционная коллекция демонстрируется в Михайловском дворце.

Михайловский дворец. Фото автора.
Михайловский дворец. Фото автора.
Михайловский дворец. Фото автора.
Михайловский дворец. Фото автора.

Михайловский дворец расположен на площади Искусств. Построен по проекту архитектора Карло Росси. Первым владельцем дворца был великий князь Михаил Павлович, сын Павла I и Марии Федоровны, младший брат Николая I и Александра I.

Михайловский дворец. Фото автора.
Михайловский дворец. Фото автора.

Сегодня в залах Государственного Русского музея демонстрируется более четырехсот тысяч произведения живописи, графики, предметов искусства, скульптуры. Сегодня это крупнейшее в мире собрание русского изобразительного искусства. Располагается все это достояние произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства на площади более 30 гектар. Кроме упомянутого Михайловского дворца, это примыкающий к нему корпус Бенуа, а также Михайловский (Инженерный замок), Летний дворец Петра I, Мраморный и Строгановские дворцы.

Мы в Михайловском дворце! Нас встречает широкая Парадная лестница дворца. Она имеет два яруса. Особую торжественность создают античные скульптуры и коринфские колонны, установленные вдоль галереи второго яруса. Итак, поднимаемся по исторической лестнице дворца.

Парадная лестница Михайловского дворца. Фото автора.
Парадная лестница Михайловского дворца. Фото автора.
Парадная лестница Михайловского дворца. Фото автора.
Парадная лестница Михайловского дворца. Фото автора.

Парадная лестница и знаменитый Белый (Белоколонный) зал за все время существования сохранили свой изначальный вид, в отличии от интерьеров других залов и помещений. Автором проекта дворца был Карл Росси. Император Александр I остался очень доволен новым дворцом и отблагодарил зодчего, вручив ему орден святого Владимира 3-й степени и бриллиантовый перстень. Продолжим! Здесь с галереи Парадной лестницы берет начало анфилада парадных залов и экспозиция Русского музея.

Интерьеры Парадной лестницы Михайловского дворца. Фото автора.
Интерьеры Парадной лестницы Михайловского дворца. Фото автора.
Античные скульптуры галереи Парадной лестницы. Фото автора.
Античные скульптуры галереи Парадной лестницы. Фото автора.
Галерея Парадной лестницы. Фото автора.
Галерея Парадной лестницы. Фото автора.

Узнали? Конечно, это голова Петра I работы Мари-Анна Калло, ученицы скульптора Этьен Мориса Фальконе. Причем, это оригинал головы скульптурной композиции конного монумента Фальконе "Медный всадник" на Сенатской площади. Кстати, с 1777 года Мари-Анна Калло сменила фамилию, теперь она стала мадам Пьер Этьен Фальконе. Да, она вышла замуж за своего наставника.

Голова ПетраI.  Работа Мари-Анна Калло. Фото автора.
Голова ПетраI. Работа Мари-Анна Калло. Фото автора.

А теперь, отправимся на прогулку по залам музея. Залы имеют номера и объединены временной последовательностью, например, залы, которые мы посетим вначале, это залы Древнерусского искусства XII-XVII веков. Собрание Древнерусской живописи состоит из изображений Спасителя, Богородицы, святых, ангелов или библейских событий оформленных в виде иконы. Всего около шести тысяч икон насчитывается в коллекции Русского музея.

Древнерусское искусство... Фото автора.
Древнерусское искусство... Фото автора.
-12

Часть из этого большого собрания экспонируется в четырех музейных залах. В Древней Руси, в период XII-XVII веков существовало несколько центров иконописи: Ярославле, Пскове, Владимире, Суздале, Новгороде и Москве. Первые иконы появились на Руси в Киеве, уже после крещения в 988 году. Их авторство принадлежит мастерам из Византии, специально приглашенных для этих целей.

По залам Русского музея... Фото автора.
По залам Русского музея... Фото автора.

Первая иконописная школа была открыта в Киеве в XI веке. Первыми русскими иконописцами были ученики этой самой школы - преподобные Алипий и Григорий. Затем стали появляться и школы в других городах, в том числе и Новгороде. На нижнем снимке одна из самых древних икон в коллекции Русского музея - Архангел Гавриил ("Ангел Златые Власы"), судя по аннотации икона написана еще в XII веке, авторство не установлено. В коллекции музея можно увидеть произведения Дионисия, Симона Ушакова, Андрея Рублева и других мастеров

Древнерусское искусство... Фото автора.
Древнерусское искусство... Фото автора.

На верхнем снимке, две крайние слева, иконы "Апостол Петр" и "Апостол "Павел", 1408 год. Размеры около 300х100см. Эти иконы принадлежат кисти русского иконописца московской школы иконописи. Его мирское имя так и осталось неизвестным, а вот монашеский постриг он принял с именем Андрей, с прозвищем Рублев. Сведений о нем сохранилось совсем немного. В исторических документах от 1405 года впервые упоминается его имя.

Иконы Русского музея. Древнерусское искусство. Фото автора.
Иконы Русского музея. Древнерусское искусство. Фото автора.
Иконы Русского музея. Древнерусское искусство. Фото автора.
Иконы Русского музея. Древнерусское искусство. Фото автора.

Андрей Рублев участвовал в росписи нескольких храмов, в том числе и наиболее известных: Благовещенский собор Московского Кремля (1405г.), Успенский собор во Владимире (1408г.), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422–1427гг.). Помимо создания фресок и икон Андрей Рублев занимался и иллюстрированием церковных книг. В 1988 году Поместным собором Русской православной церкви канонизирован в лике преподобных святых.

Иконы Русского музея. Древнерусское искусство. Фото автора.
Иконы Русского музея. Древнерусское искусство. Фото автора.
Иконы Русского музея. Древнерусское искусство. Фото автора.
Иконы Русского музея. Древнерусское искусство. Фото автора.

Изобразительное искусство в Древней Руси многие века, вплоть до конца XVII века, было представлено практически одним ее видом - иконописью, зародившейся в конце X века. На развитие русской иконописи негативное влияние оказало монгольское нашествие, фактически оно приостановило его развитие. Вторжение нанесло тяжелый ущерб не только культуре Древней Руси, оно привело к экономическому упадку и убыли населения. Свержение монголо-татарского ига привело к общему восстановлению всех сфер жизни общества и государства, в том числе и искусства, применительно к нашей теме - русской иконописи. При этом центры живописи переместились с юга в северные города — Ярославль, Ростов, Псков и Новгород, Москву. Расцвет же пришелся на середину XV столетия.

Иконы Русского музея. Древнерусское искусство. Фото автора.
Иконы Русского музея. Древнерусское искусство. Фото автора.

Мы осмотрели экспонаты Древнерусского искусства XII-XVII веков. Экскурсия по залам Русского музея будет продолжена. Не пропустите! Вас ждут шедевры мирового искусства! На сегодня всё, не прощаюсь! Надеюсь, вам было интересно и познавательно. С вами был Михаил, смотрите Петербург со мной, подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось - ставьте лайки, пишите отзывы и не судите строго!