7 марта 1898 года. Чем знаменательна эта дата? Да, в этот день по юлианскому календарю состоялось официальное открытие Русского музея императора Александра III. Основная его экспозиционная коллекция демонстрируется в Михайловском дворце.
Михайловский дворец расположен на площади Искусств. Построен по проекту архитектора Карло Росси. Первым владельцем дворца был великий князь Михаил Павлович, сын Павла I и Марии Федоровны, младший брат Николая I и Александра I.
Сегодня в залах Государственного Русского музея демонстрируется более четырехсот тысяч произведения живописи, графики, предметов искусства, скульптуры. Сегодня это крупнейшее в мире собрание русского изобразительного искусства. Располагается все это достояние произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства на площади более 30 гектар. Кроме упомянутого Михайловского дворца, это примыкающий к нему корпус Бенуа, а также Михайловский (Инженерный замок), Летний дворец Петра I, Мраморный и Строгановские дворцы.
Мы в Михайловском дворце! Нас встречает широкая Парадная лестница дворца. Она имеет два яруса. Особую торжественность создают античные скульптуры и коринфские колонны, установленные вдоль галереи второго яруса. Итак, поднимаемся по исторической лестнице дворца.
Парадная лестница и знаменитый Белый (Белоколонный) зал за все время существования сохранили свой изначальный вид, в отличии от интерьеров других залов и помещений. Автором проекта дворца был Карл Росси. Император Александр I остался очень доволен новым дворцом и отблагодарил зодчего, вручив ему орден святого Владимира 3-й степени и бриллиантовый перстень. Продолжим! Здесь с галереи Парадной лестницы берет начало анфилада парадных залов и экспозиция Русского музея.
Узнали? Конечно, это голова Петра I работы Мари-Анна Калло, ученицы скульптора Этьен Мориса Фальконе. Причем, это оригинал головы скульптурной композиции конного монумента Фальконе "Медный всадник" на Сенатской площади. Кстати, с 1777 года Мари-Анна Калло сменила фамилию, теперь она стала мадам Пьер Этьен Фальконе. Да, она вышла замуж за своего наставника.
А теперь, отправимся на прогулку по залам музея. Залы имеют номера и объединены временной последовательностью, например, залы, которые мы посетим вначале, это залы Древнерусского искусства XII-XVII веков. Собрание Древнерусской живописи состоит из изображений Спасителя, Богородицы, святых, ангелов или библейских событий оформленных в виде иконы. Всего около шести тысяч икон насчитывается в коллекции Русского музея.
Часть из этого большого собрания экспонируется в четырех музейных залах. В Древней Руси, в период XII-XVII веков существовало несколько центров иконописи: Ярославле, Пскове, Владимире, Суздале, Новгороде и Москве. Первые иконы появились на Руси в Киеве, уже после крещения в 988 году. Их авторство принадлежит мастерам из Византии, специально приглашенных для этих целей.
Первая иконописная школа была открыта в Киеве в XI веке. Первыми русскими иконописцами были ученики этой самой школы - преподобные Алипий и Григорий. Затем стали появляться и школы в других городах, в том числе и Новгороде. На нижнем снимке одна из самых древних икон в коллекции Русского музея - Архангел Гавриил ("Ангел Златые Власы"), судя по аннотации икона написана еще в XII веке, авторство не установлено. В коллекции музея можно увидеть произведения Дионисия, Симона Ушакова, Андрея Рублева и других мастеров
На верхнем снимке, две крайние слева, иконы "Апостол Петр" и "Апостол "Павел", 1408 год. Размеры около 300х100см. Эти иконы принадлежат кисти русского иконописца московской школы иконописи. Его мирское имя так и осталось неизвестным, а вот монашеский постриг он принял с именем Андрей, с прозвищем Рублев. Сведений о нем сохранилось совсем немного. В исторических документах от 1405 года впервые упоминается его имя.
Андрей Рублев участвовал в росписи нескольких храмов, в том числе и наиболее известных: Благовещенский собор Московского Кремля (1405г.), Успенский собор во Владимире (1408г.), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422–1427гг.). Помимо создания фресок и икон Андрей Рублев занимался и иллюстрированием церковных книг. В 1988 году Поместным собором Русской православной церкви канонизирован в лике преподобных святых.
Изобразительное искусство в Древней Руси многие века, вплоть до конца XVII века, было представлено практически одним ее видом - иконописью, зародившейся в конце X века. На развитие русской иконописи негативное влияние оказало монгольское нашествие, фактически оно приостановило его развитие. Вторжение нанесло тяжелый ущерб не только культуре Древней Руси, оно привело к экономическому упадку и убыли населения. Свержение монголо-татарского ига привело к общему восстановлению всех сфер жизни общества и государства, в том числе и искусства, применительно к нашей теме - русской иконописи. При этом центры живописи переместились с юга в северные города — Ярославль, Ростов, Псков и Новгород, Москву. Расцвет же пришелся на середину XV столетия.
Мы осмотрели экспонаты Древнерусского искусства XII-XVII веков. Экскурсия по залам Русского музея будет продолжена. Не пропустите! Вас ждут шедевры мирового искусства! На сегодня всё, не прощаюсь! Надеюсь, вам было интересно и познавательно. С вами был Михаил, смотрите Петербург со мной, подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось - ставьте лайки, пишите отзывы и не судите строго!