На что следует обратить внимание в странах Евразийского экономического союза за прошедшую неделю? Данный обзор освещает наиболее резонансные события на пространстве ЕАЭС 8 – 14 ноября 2021 г.
Внешний контур ЕС: Восток
Казахстан поддержал Кыргызстан и Таджикистан перед угрозами, исходящими из Афганистана.
В минувший понедельник в Нью-Дели прошла многосторонняя встреча по Афганистану, в котором приняли участие члены Совбеза России, Индии, Ирана, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана. На совещании ряд представителей стран Центральной Азии высказался о возможных террористических угрозах из Афганистана и необходимости укрепить взаимодействие на фоне этой ситуации. Так, секретарь Совета безопасности Таджикистана Насрулло Махмудзода отметил, что «ситуация на афгано-таджикской границе остается сложной и усиливается террористическая угроза с территории Афганистана». В свою очередь, секретарь кыргызстанского Совета безопасности Марат Иманкулов выразил надежду, что соседние с Афганистаном страны объединят свои усилия для помощи афганскому народу.
Тем временем, Казахстан направил Кыргызстану и Таджикистану военно-техническую поддержку в виде поставки военного имущества, боеприпасов и оборудования. Заместитель министра обороны республики Руслан Шпекбаев подчеркнул, что поставка производится по причине обострения ситуации в Афганистане и нацелена на укрепление обороноспособности соседей. Представитель Минобороны также отметил, что эта военная поддержка не повлияет негативно на военный потенциал самого Казахстана, так как оказывается из сверхнормативных запасов.
Подробнее о противостоянии военным угрозам из Афганистана в Центральной Азии читайте в материале «Евразия.Эксперт».
На прошедшей неделе власти Таджикистана также обратились к России с просьбой расширить сотрудничество в области здравоохранения. С такой инициативой выступил замглавы Минздрава республики Гафур Мухсинзода. Представитель кабмина выразил надежду, что российские власти организуют для местных врачей подготовку на базе научно-клинических центров России, а также окажут поддержку в создании таджикистанского центра вирусологии и микробиологии.
На фоне годовщины трехсторонних мирных договоренностей по Нагорному Карабаху власти Армении прокомментировали условия урегулирования карабахского конфликта. Так, президент республики Армен Саркисян в интервью газете «Аргументы и факты» заявил, что российские миротворцы должны остаться на территории Нагорного Карабаха навсегда.
«Российская армия десятилетия, столетия находится на этой территории. Ее присутствие крайне важно. То, что делают миротворцы, имеет огромное значение и для региональной политики, и для возможных переговоров о статусе Карабаха, о будущем этого региона, о том, чтобы завтра не было войны», – пояснил президент.
Армянский лидер также высказался о том, что хорошие отношения Армении и России – аксиома, из которой надо исходить при выстраивании взаимодействий с остальными странами.
Подробнее о ситуации в Закавказье спустя год после войны в Нагорном Карабахе читайте в материале «Евразия.Эксперт».
Внешний контур ЕАЭС: Запад
В России назвали пути урегулирования миграционного кризиса на границе Беларуси.
Скопление нескольких тысяч нелегальных мигрантов на польско-белорусской границе привело к тому, что 8 ноября Польша и Литва стянули к границе с Беларусью дополнительные войска. В частности, польский контингент вырос до 12 тыс. Польская сторона также заявила о рассмотрении возможности полного закрытия границы с Беларусью и созыва Совета НАТО. Министр внутренних дел Литвы Ангне Билотайте предложила ввести в стране режим чрезвычайного положения. Позже литовская сторона сообщила о готовности открыть огонь в случае, если через границу «будут прорываться люди с оружием или какие-то «зеленые человечки». В свою очередь, в Госпогранкомитете Беларуси заявили, что группы беженцев, среди которых женщины и дети, «не представляют угрозу безопасности и не ведут себя агрессивно». Однако с учетом заявлений с польской и литовской стороны белорусские пограничники перешли на режим усиленной службы с целью «недопущения провокаций и кризисных ситуаций».
О том, почему Брюссель преувеличивает значение Беларуси в европейском миграционном кризисе, читайте в материале «Евразия.Эксперт».
В сложившемся кризисе польские власти помимо Минска также обвинили Москву. Министр обороны Польши Мариуш Блащак заявил, что Россия использует «гибридные атаки» с целью «уничтожить авторитет власти» и «вызвать панику» в затронутых государствах. Премьер-министр республики Матеуш Моравецкий отметил, что «движущая сила» миграционного кризиса находится в Москве. Власти России отвергли обвинительные заявления. Так, официальный представитель МИД России Мария Захарова подчеркнула, что высказывания польских политиков «переходят все возможные рамки приличия» и напомнила, что «ответственность за урегулирование миграционного кризиса на польско-белорусской границе несет Запад, который спровоцировал его своими действиями на Ближнем Востоке».
Глава российского МИД Сергей Лавров отметил, что Беларусь «неоднократно предлагала [Евросоюзу] проводить консультации, договариваться, решать эти вопросы на основе международного права», однако это не упоминается европейской стороной в публичной риторике. При этом другого выхода кроме диалога, по его словам, не существует. Вместо диалога с Минском и.о. канцлера Германии Ангела Меркель провела телефонные переговоры с президентом России Владимиром Путиным, в ходе которых попросила российского лидера «повлиять» на президента Беларуси Александра Лукашенко. В свою очередь, российский лидер, отвечая на предложение немецкой стороны, заявил, что страны-члены Евросоюза должны обсуждать текущие проблемы напрямую с Минском. При этом после того, как белорусский лидер пригрозил в ответ на расширение санкций ЕС остановить транзит, в том числе газовый, в Кремле гарантировали продолжение поставок независимо от действий белорусской стороны.
«Теоретически, конечно, Лукашенко как президент транзитной страны может, наверное, дать указание по перекрытию наших поставок в Европу. Хотя это будет нарушением нашего транзитного контракта, и я надеюсь, что до этого не дойдет… Но это нанесло бы большой ущерб энергетике Европы, энергетическому сектору Европы и не способствовало бы развитию наших отношений с Белоруссией как с транзитной страной» – заявил Путин.
Ситуация вокруг мигрантов дала повод для дополнительной военно-политической активности на Украине. Так, украинская политическая партия «Национальный корпус» обратилась к МИД Польши с предложением отправить добровольцев на белорусскую границу. Позже замглавы МВД Украины Евгений Енин заявил, что власти страны направят 8,5 тыс военнослужащих на границу с Беларусью. Министр внутренних дел Украины Денис Монастырский также сообщил, что число пограничников на севере страны удвоится, а вдоль украино-белорусской границы «для выявления незаконного пересечения» начнут функционировать мобильные группы. Кроме того, в украинском МВД сообщили о проведении учений на границе с соседней республикой.
Подробнее о миграционном кризисе на границе Беларуси и Евросоюза, а также его последствиях читайте в материале «Евразия.Эксперт».
Внутри ЕАЭС: интеграция
Россия и Казахстан укрепляют военное партнерство.
Как отметил в опубликованной в минувший вторник статье министр иностранных дел России Сергей Лавров, российско-казахстанская связка – ключевой элемент евразийского интеграционного процесса. Министр напомнил, что две страны среди первых ввели регулярную практику проведения форумов межрегионального сотрудничества с участием глав государств. Важным элементом двусторонних отношений стало и оборонное сотрудничество. 9 ноября министры обороны России и Казахстана Сергей Шойгу и Мурат Бектанов утвердили программу стратегического партнерства в оборонной сфере на 2022-2024 гг. «Отношения между вооруженными силами двух стран носят стратегический характер. Военное сотрудничество между военными ведомствами развивается, несмотря на все трудности, стабильно, поступательно и в строгом соответствии с имеемыми планами и теми изменениями, которые вносит жизнь, в частности афганская тема», – подчеркнул российский министр.
Шойгу также выразил признательность за поддержку российских полигонов в Казахстане, содействие в транзите военных грузов, совместное сотрудничество в сфере военного образования и обмен военным опытом. В свою очередь, Бектанов отметил, что после совместных учений в рамках Армейских международных игр казахстанская сторона внимательно изучает опыт российских партнеров. Он также сообщил о том, что казахстанские власти активно следят за ситуацией в Афганистане и оказывают «хорошую помощь нашим таджикистанским коллегам».
Важные новости поступили из Евразийской экономической комиссии и Евразийского банка развития. В частности, председатель правления Евразийского банка развития Николай Подгузов предложил создать единый стандарт регулирования в области «зеленого» финансирования на всем евразийском пространстве. Он отметил, что у каждой страны ЕАЭС есть собственные наработки в этой области, которые можно объединить и унифицировать.
«Мировой рынок «зеленых» финансов уже превысил триллион долларов, и страны ЕАЭС должны иметь возможность привлекать оттуда деньги, в том числе для реализации межстрановых проектов», – пояснил председатель правления ЕАБР.
Тем временем, в ЕЭК подготовили прогнозы по развитию аграрного рынка ЕАЭС до 2030 г. Согласно расчетам Комиссии, в 2025 г. прирост валового производства составит 17%, а в 2030 г. – 31%. Внутренняя торговля в 2030 г. вырастет на 24% внешняя – на 15%. В руководстве ЕЭК также сообщили, что безработица в Союзе по состоянию на конец сентября текущего года составила 1,23 млн человек и сократилась на 69,7% по сравнению с аналогичной датой прошлого года. Помимо этого, по итогам заседания 9 ноября были утверждены дорожные карты по расширению сотрудничества в области гражданского авиастроения, а также создан единый перечень промышленных предприятий, которые будут привлекаться к совместным проектам по производству продукции в этой сфере.
12 ноября состоялась онлайн-встреча глав правительств стран СНГ, в ходе которой прозвучал ряд интересных заявлений. Так, председатель правительства России Михаил Мишустин призвал сформировать единую систему внутреннего климатического регулирования в СНГ для перехода к более технологичным методам выработки энергии. По его мнению, на фоне снижения спроса на углеводородное топливо и развития альтернативной энергетики странам Содружества «предстоит большая работа по переходу от сырьевого к инновационному типу развития».
В свою очередь, премьер-министр Узбекистана Абдулла Арипов затронул вопрос объединения в области организации транспортных коридоров. «Перспективным находим проект строительства железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан», открывающей новые возможности для транзитного потенциала СНГ», – отметил представитель республики. Кроме того, глава кабмина Кыргызстана Алыкбек Жапаров предложил странам СНГ направить совместную гуманитарную помощь в Афганистан. По его мнению, такая акция послужит укреплению авторитета СНГ на международной арене и будет способствовать установлению мира на афганской земле.
Подготовил Илья Шаныгин