В предыдущих частях статьи мы говорили о том, как автопроизводители, а вслед за ними и нефтепереработчики меняют свои приоритеты в бизнесе во имя общей высокой цели – защитить нашу планету от отравления углекислым газом. Мы пришли к выводу, что электромобили нельзя считать единственным, и притом быстрым, решением всех проблем, и разобрались в том, что собой представляют автомобили на водородных топливных элементах — как альтернатива повсеместно внедряемым электромобилям. Но так как подобных альтернатив, оказывается, не одна и не две, расскажем вкратце и о них.
«Зелёная» нефть
Наряду с «голубым» водородом из разного рода биомасс также можно добывать жидкое и газообразное топливо, которое заменяет традиционное автомобильное горючее в самом прямом смысле: им заправляют конкретно двигатели внутреннего сгорания, а никакие не батареи. И специальной инфраструктуры для заправки таким топливом не нужно – подходят обычные АЗС.
В качестве биомассы для генерации биотоплива используются растения, сельскохозяйственные отходы и даже отходы жизнедеятельности человека – иными словами, возобновляемые ресурсы растительного и животного происхождения. Например, из сахарного тростника и кукурузы производят топливный этанол. Из рапса, сои и растительных масел – биодизель.
Фокус в том, что растения в процессе фотосинтеза поглощают углекислый газ, нейтрализуя тем самым углеродный след, оставляемый от сгорания сделанного из этих растений горючего топлива. То есть «нулевой выброс» достигается не полным отсутствием вредных «выхлопов», а их последующим улавливанием из атмосферы теми же растениями.
При том, что жидкое биотопливо человечество научилось производить более века назад, а первые попытки использовать его в автомобилях были предприняты ещё в 1950-е годы, долгое время технология не получала широкого распространения из-за того, что для её реализации требовались колоссальные земельные ресурсы. Но сейчас технологии стали меняться, причём существенный вклад в это дело вносят, как ни странно, нефтеперерабатывающие предприятия.
Например, энергетический гигант ExxonMobil (США) вот уже более десятилетия активно вкладывается в исследования и разработки в области производства биотоплива из водорослей. Почему именно водорослей? Всё просто: земельные ресурсы для создания водорослевой биомассы не нужны – процессы можно «организовать» в специальных резервуарах, обеспечив водорослям достаточное количество солнечного света, углекислого газа и кислорода. Все эти условия фактически уже есть на существующих нефтеперерабатывающих заводах. Вот вам и ещё один ответ на вопрос, чем могут заниматься НПЗ, кроме переработки сырой нефти!
В целом, источников для получения биотоплива бесконечно много – они нас в буквальном смысле окружают. Так, например, в Шотландии учёные научились создавать биотопливо (бутанол) из жидких дрожжевых отходов от производства виски. Аналогичное вещество латвийские учёные научились добывать из борщевика. А корейские инженеры – те вообще научились создавать топливные элементы путем извлечения атомов углерода из человеческой мочи. А что такого? В мире ежедневно этого добра «производится» порядка 10,5 млрд литров – давно пора было начать извлекать из этого прок!
Солнце, воздух и вода
По некоторым прогнозам, лет через 100-150 человечество пересядет на автомобили, работающие исключительно на энергии «самого возобновляемого из возобновляемых» источников энергии – солнца. Концепты таких транспортных средства в мире есть уже сейчас. Над проектами «солнечных» авто работают такие производители, как Audi, Toyota, Ford, General Motors и другие. Однако в «серию» такие машины пока не выпускают – уж больно дОроги, притом что сами батареи сильно уступают в эффективности другим аналогам.
А шесть лет назад был создан автомобиль, который можно заправлять водой. Правда, не пресной или морской, а с примесью солей металлов. В общем и целом, принцип работы у такого авто такой же, как в вышеописанном водородном двигателе, но в реакцию вступают растворы солей, которые и служат для машины топливом. В результате возникает электрический ток большой силы, который и приводит в движение электродвигатели (их в существующем прототипе не один, а целых четыре). Разработчики уверяют, что в одном литре их фирменного солёного раствора в 400 раз больше энергии, чем в обычном свинцово-кислотном аккумуляторе.
E-жидкости и прочая автохимия
Спрашивается, а что же будет со смазочными материалами, которые сейчас в огромных объёмах производят НПЗ по всему миру? Ведь, по идее, если лет через 20 машины с традиционными ДВС вытеснят все эти вышеописанные автомобили будущего, которое уже фактически настоящее, то и привычные моторные масла станут вовсе не нужны?
Наш ответ таков: несмотря на то, что автомир бурлит идеями насчёт альтернативных видов топлива, а энергетические компании активно под эти идеи подстраиваются, «хоронить» ДВС объективно рано. Автомобили с «традиционными» двигателями, по факту, всё ещё остаются самым удобным и доступным транспортным средством для большинства жителей нашей планеты. Да, эти авто не могут похвастаться чистотой своих моторов, но зато у них максимальный запас хода, они работают в любую погоду и заправляются за пару минут практически в любой географической точке своего нахождения. А в свете имеющихся разработок в области биотоплива, можно говорить о том, что двигатели внутреннего сгорания вообще никуда из нашей жизни не денутся, а значит, и моторные масла будут по-прежнему актуальными.
И потом, на какой бы тяге ни ездили новые автомобили, представить их внутреннее устройство совсем уж монолитным и не требующим техобслуживания нельзя. В любом транспортном средстве найдётся десяток-другой движущихся и трущихся друг о друга деталей, которым нужна минимальная защита от износа и коррозии, а значит, необходима смазка. Например, у многих электрокаров есть трансмиссии, и смазывающую жидкость в них следует менять так же, как и в обычных автомобилях. Плюс регулярного техобслуживания требует тормозная система – и тут, опять же, предполагается замена соответствующей жидкости. На рынке уже даже существует особая категория товаров – е-жидкости, то есть рабочие жидкости для электротранспорта. Однако всё это лишь игра слов, так как подобного рода товары сейчас предлагают всё те же старые-добрые нефтяные предприятия, которые в параллели с этим продолжают производить смазочные материалы и автохимию для машин старших поколений.
Пожалуй, мы перечислили достаточно доводов, чтобы убедить вас в том, что будущее у НПЗ есть, и более того — многообещающее.
Что думаете насчёт альтернативных источников энергии для транспорта? Если выбирать между электромобилем, «биомашиной» и «традиционным» авто, то что выберете?
#экология #технологии #транспорт