Всем известно, что в послереволюционный период нашей непростой истории некоторые родители нередко давали детям очень РРРеволюционные верноподданнические имена вроде Владлен, Вилен, ЛенИна, СталИна, Оюшминальд, Даздрасперма и пр., или же называли несчастных детишек в честь разных революционных деятелей – Фридриха, Розы, Карла, Клары и т.д.
Зададим себе простой вопрос: КТО же давал своим бедным детям ТАКИЕ имена? Спрашивали - отвечаем. Это были или пламенные, фанатичные коммунисты-революционеры, или же приспособленцы, прикидывающие пламенными коммунистами-революционерами и готовыми лизать... хм... в общем, лизать ботинки любой власти - хоть советской, хоть несоветской.
А вот простые люди, не революционеры- фанатики, и не холуи, не выпендривались, ничего не доказывали, подмётки власть имущим не целовали и потому называли детей простыми христианскими именами. Начнешь, например, писать поминальную записку, и воочию видишь у всех предков имена были нормальные, человеческие – Николай, Михаил, Григорий, Василий, Мария, Екатерина и т.д. И никаких тебе Дизелей, Дрезин, Вилоров, Ленин и Даздрасперм нет.
Для наглядности проиллюстрируем мою небольшую теорию примерами из советской литературы и кинематографа.
Возьмем «Военную тайну» А. Гайдара. Там героиня, Натка Шегалова, вспоминает своего соседа-пролетария, который в гражданскую выбросил из дома все иконы, назвал свою белобрысую дочку Маньку Всемирой (всемирной революцией), и ушел на войну. Этот пролетарий – типичный пример пламенного революционера-фанатика. Кстати, там же в "Военной тайне" дальше сказано, что выросшую Всемиру никто таким именем не называет - её кличут просто Мирой, или Миркой.
Или возьмём фильм В. Бортко «Собачье сердце» - экранизацию одноименной повести Михаила Афанасьевича Булгакова. Там мы видим приспособленца Полиграфа Полиграфовича Шарикова, выбравшего себе имя по календарю и с помощью Швондера, и пламенных революционеров - Швондера и его жилтоварищество. Примечательно, что эта компания навязывает верноподданнические имена даже чужим детям. Вспомните момент, когда жилтоварищи проводят обряд «озвездения» - - дают имена двум дочкам простой пролетарки Тимофеевой. При этом сначала товарищ Вяземская предлагает с варианты и типа Баррикада, Бебелина, Пестелина, но потом товарищ Швондер говорит: «Нет, нет, давайте назовем их просто Роза и Клара! В честь Клары Цеткин и Розы Люксембург, товарищи!» Ура. Аплодисменты.
Ну и и на закуску приведу очень малоизвестный пример. увидеть В романе украинского писателя Олеся Гончара «Тронка» есть героиня второго плана Лина. Но автор нам рассказывает, что полное ее имя СталИна (ударение на букву И) - в честь товарища Сталина. А отец этот в молодости был «гражданином начальничком» на "северах", а когда вышел на пенсию, переехал на юга, в украинские степи. Кстати, обратите внимание - как Всемиру стали звать Миркой, так и Сталину - просто Линой.
Итак, мы доказали, что РРРеволюционные имена давали своим детям или пламенные коммунисты, или приспособленцы. И ещё одним подтверждением этому факту служит то обстоятельство, что я в своё время общалась на бескрайних просторах интернета с двумя товарищами, которые носили имена ВИЛЕН (Владимир Ильич ЛЕНин), и Фридрих, хе-хе - в честь Фридриха Энгельса. При этом оба эти товарища были отпетыми отсидентами… диссидентами, антисоветчиками, антикоммунистами и антисталинистами.
Ну что же, всё логично: родители их приспосабливались, и они приспосабливаются. Яблочко от яблоньки, так сказать, недалеко падает.
Кстати, сейчас тоже встречаются люди, дающие своим детям...хм-хм... ну, скажем так, "оригинальные" имена. Но это уже другая история. О ней как-нибудь в другой раз.