Найти в Дзене
Странствия поэта

В каких фильмах снимался поэт Владимир Маяковский и про что они были

Оглавление

Кажется, что в наше время в кино снимаются все. И совсем не обязательно заканчивать курсы актерского мастерства или поступать в училище. Совсем как в начале XX века. Только вот сто лет назад кино было явлением редким и запечатлеть себя в истории удавалось немногим. Одним из таких счастливчиков был поэт Владимир Маяковский, которого очень интересовало киноискусство. В своей автобиографии «Я сам» он пишет:

«Пишу сценарии, играю сам, рисую для кино плакаты» …

К сожалению, не все фильмы сохранились или найдены на пыльных полках киностудий. Рассмотрим те, о которых известно на данный момент.

«Драма в кабаре футуристов №13»

Лента была то ли пародией на фильмы того времени, то ли драмой с мистическим уклоном. Маяковский появлялся лишь в конце в образе демона или ангела смерти (точно не понятно). Сохранить картину не удалось. Остался лишь один кадр из неё.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

«Закованная фильмой»

В 1918 году Владимир Маяковский в письме Лиле Брик пишет:

«На лето хотелось бы сняться с тобой в кино. Сделал бы для тебя сценарий».

Лили очень обрадовалась такому предложению и вскоре сценарий был готов. В центре сюжета бедный художник (Маяковский), который влюбляется в образ балерины (Лиля Брик) на плакате. Но вскоре она исчезает с этой афиши. Дальше со слов Лили Брик:

«Присмотревшись внизу, в уголке плаката, к напечатанному петитом слову, Художник с трудом разбирает название фантастической страны, где живет та, которую он потерял. Слово это вроде слова «Любландия». Оно так нравилось нам тогда!»
Кадр 1
Кадр 1

Многие называют эту ленту зеркальной судьбой самого Маяковского, который всю свою жизнь искал человека, что полюбит его по-настоящему (Брик любила славу поэта и вряд ли его самого). И эта лента тоже не сохранилась. Остался лишь небольшой двухминутный фрагмент.

Кадр 2
Кадр 2

«Не для денег родившиеся»

Идею фильма Маяковский взял из романа Джека Лондона «Мартин Иден». Только переделал его на свой лад и перенёс действие в страну советов. В фильме он опять сыграл главную роль поэта-футуриста Ивана Нова. Отчасти это была автобиографичная лента. И снова все копии утеряны.

«Барышня и хулиган»

-5

В 1918 году выходит знаменитая «Барышня и хулиган», которая очень долго крутилась в прокате. За основу фильма был взят рассказ Эдмондо де Амичиса «Учительница для рабочих». Вот что говорит о съёмках режиссёр Евгений Славинский:

«Очень щепетильный ко всем мелочам павильонной жизни, Владимир Владимирович как актер мог служить образцом для всех актеров, являясь всегда без опозданий на съемку в своем несложном костюме бесшабашного уличного дебошира. <…> Перед началом постановки он просил меня быть с ним строгим и требовательным, обещал безоговорочное подчинение режиссеру. Но все же иногда вносил поправки в мизансцены. Эти поправки всегда, как правило, вели к лаконичности, простоте и ясности, протестовать против них не было возможности».
Афиша
Афиша

В главной роли Александра Ребикова (учительница) и Владимир Маяковский (хулиган, который встаёт на путь исправления). Этот немой фильм не просто сохранился, но и восстановлены вырезанные сцены (последние 5 минут, которые не показывались в прокате). Славинский вспоминает:

«Когда в 1921 году я приехал с фронта… здесь еще шла в кинематографах эта картина. При первой же встрече с Маяковским он сказал мне: «А ведь барышню-то нашу с хулиганом до сих пор накручивают!»
Е. Славинский, 1940 г.
-7

Также предлагаем посмотреть видеоролик, где вы увидите кадры из двух дошедших до нас фильмов с участием поэта.

-8