Кажется, что в наше время в кино снимаются все. И совсем не обязательно заканчивать курсы актерского мастерства или поступать в училище. Совсем как в начале XX века. Только вот сто лет назад кино было явлением редким и запечатлеть себя в истории удавалось немногим. Одним из таких счастливчиков был поэт Владимир Маяковский, которого очень интересовало киноискусство. В своей автобиографии «Я сам» он пишет:
«Пишу сценарии, играю сам, рисую для кино плакаты» …
К сожалению, не все фильмы сохранились или найдены на пыльных полках киностудий. Рассмотрим те, о которых известно на данный момент.
«Драма в кабаре футуристов №13»
Лента была то ли пародией на фильмы того времени, то ли драмой с мистическим уклоном. Маяковский появлялся лишь в конце в образе демона или ангела смерти (точно не понятно). Сохранить картину не удалось. Остался лишь один кадр из неё.
«Закованная фильмой»
В 1918 году Владимир Маяковский в письме Лиле Брик пишет:
«На лето хотелось бы сняться с тобой в кино. Сделал бы для тебя сценарий».
Лили очень обрадовалась такому предложению и вскоре сценарий был готов. В центре сюжета бедный художник (Маяковский), который влюбляется в образ балерины (Лиля Брик) на плакате. Но вскоре она исчезает с этой афиши. Дальше со слов Лили Брик:
«Присмотревшись внизу, в уголке плаката, к напечатанному петитом слову, Художник с трудом разбирает название фантастической страны, где живет та, которую он потерял. Слово это вроде слова «Любландия». Оно так нравилось нам тогда!»
Многие называют эту ленту зеркальной судьбой самого Маяковского, который всю свою жизнь искал человека, что полюбит его по-настоящему (Брик любила славу поэта и вряд ли его самого). И эта лента тоже не сохранилась. Остался лишь небольшой двухминутный фрагмент.
«Не для денег родившиеся»
Идею фильма Маяковский взял из романа Джека Лондона «Мартин Иден». Только переделал его на свой лад и перенёс действие в страну советов. В фильме он опять сыграл главную роль поэта-футуриста Ивана Нова. Отчасти это была автобиографичная лента. И снова все копии утеряны.
«Барышня и хулиган»
В 1918 году выходит знаменитая «Барышня и хулиган», которая очень долго крутилась в прокате. За основу фильма был взят рассказ Эдмондо де Амичиса «Учительница для рабочих». Вот что говорит о съёмках режиссёр Евгений Славинский:
«Очень щепетильный ко всем мелочам павильонной жизни, Владимир Владимирович как актер мог служить образцом для всех актеров, являясь всегда без опозданий на съемку в своем несложном костюме бесшабашного уличного дебошира. <…> Перед началом постановки он просил меня быть с ним строгим и требовательным, обещал безоговорочное подчинение режиссеру. Но все же иногда вносил поправки в мизансцены. Эти поправки всегда, как правило, вели к лаконичности, простоте и ясности, протестовать против них не было возможности».
В главной роли Александра Ребикова (учительница) и Владимир Маяковский (хулиган, который встаёт на путь исправления). Этот немой фильм не просто сохранился, но и восстановлены вырезанные сцены (последние 5 минут, которые не показывались в прокате). Славинский вспоминает:
«Когда в 1921 году я приехал с фронта… здесь еще шла в кинематографах эта картина. При первой же встрече с Маяковским он сказал мне: «А ведь барышню-то нашу с хулиганом до сих пор накручивают!»
Е. Славинский, 1940 г.