Годы разархивируют в памяти мимолётно залетевшие когда-то в неё файлы, позволяя их осмыслить с глубины нажитого понимания.
Примерно в 1992 или в 1993 годах записал вопрос сам себе: что скрывается за созданием Униатской / Брестской греко-католической церкви или, как принято говорить на Етвязи, божницы?
Брест / Бриск, 1596 год. Ятвяжская Русь, где за умы примерно 25 процентов населения, не входившего в идиш-иудейские общины, охватывавшие примерно 70-80 процентов ятвяжских аборигенов, боролись две христианские конфессии – греческого и католического образцов.
Территория Ятвяжской Руси, как часть Великого княжества Литовского (Идиш-иудейского), Руського (Православного) и Жемайтийского (Католического), входила в состав Речи Посполитой Польской, которая в свою очередь являлась частью Священного престола / Рима. Официальной по статусу религией Речи Посполитой был католицизм.
Католики были заинтересованы охватить своими приходами свободных от почитания Етьвы / Яхве ятвягов, но значительная часть этих свободных ятвягов привыкла и жить в греко-христианских традициях, и экономически организовываться в своих православных общинах.
И вот здесь и всплывает ответ на вопрос о том, что скрывается за созданием Брестской униатской божницы. Это – и желание блюсти привычные церковные обряды, и желание иметь экономическую самостоятельность.
Создание в Бресте в 1596 году греко-католической конфессии позволило греко-христианам Ятвяжской Руси и сохранить привычные церковные обряды, и выйти из подчинения патриарху константинопольскому, и не попасть в зависимость от католического костёла Речи Посполитой, обретя прямой контакт с Римом / Ватиканом, а также – остаться экономически независимыми.
Кстати, Львов к Брестской божнице присоединился только в 1700 году.