Найти в Дзене
чопочитать

Убийство, которое переросло в известный роман

Совершенно классический американский роман Теодора Драйзера «Американская трагедия» основан на реальных событиях. Я сознательно говорю «реальных», потому что место имел не один случай. Теодор работал репортером, затем специально изучал судебные дела. За непродолжительный срок ему попалось около 15 дел именно такой направленности, как и роман, который он затем написал: молодые люди хотели избавиться от ответственности и изменить свою судьбу.

То есть полтора десятка дел стали основой для романа. В некоторых случаях мужчины убивали своих любовниц, в некоторых даже жен. Но больше всего пищи для романа дало дело Честера Джилетта. В целом оно похоже на роман, но и расхождений прилично. Не буду останавливаться на каждом из них, но расскажу в рамках рубрики #история одного писателя канву и отмечу основное отличие.

Слева книга, которую я читала, а справа прототип главного героя – Честер Джилетт
Слева книга, которую я читала, а справа прототип главного героя – Честер Джилетт

Кстати, эта история раскрывает многие сюжетные ходы, так что если не любите спойлеры и планируете прочитать роман, то дальше лучше не читать.

Честер Джилетт вырос в небогатой и очень религиозной семье. При этом ему весь этот уклад жизни и фанатичное почитание всевышнего не нравились. За годы детства и юности ему все это опротивело, он мечтал о другой жизни. Он хотел выбиться в люди, причем быть богатым. Под покровительством своего дяди, владевшего фабрикой по пошиву юбок, он учился в подготовительной школе Оберлинского колледжа, но хватило его лишь на два года. Через некоторое время, поскитавшись, он вернулся под дядино крыло, поступив работать на его фабрику. Но все вокруг считали, что парень богат как и его родственники, поэтому приняли его в высший свет.

В то же время Честер завел роман не с богатой девушкой из высшего общества, а с работницей фабрики. Ему было 23, а ей 20. Ее звали Грейс Брайн, причем происходила он не из совсем уж бедной семьи – ее отец был средним зажиточным фермером. И вот Грейс забеременела. Она, конечно, ожидала, что Честер женится на ней. Есть разные версии о порядочности девушки, то ли она была совсем милой и честной, то ли наоборот хотела привязать к себе молодого человека. Но тут кроется основное отличие от романа – Честер имел деньги. И она тоже. Поэтому мотивировать бедностью она свое положение не могла, она требовала от Честера жениться на ней только для того, чтобы спасти свою репутацию.

Грейс уехала к родителям, начала писать то слезные, то гневные, то требовательные письма Честеру. Он остался на фабрике, параллельно общался со своими богатыми друзьями. В том числе ему нравилась одна из девушек из этого круга. Понимая, что он ухаживает за другими девушками, Грейс обещает его разоблачить. Чтобы этого избежать, он выдумывает небольшое путешествие в горы и на озера.

Говорят, на севере штата Нью-Йорк невероятно красиво, а именно в Адирондакских горах. Там они останавливаются в гостиницах, переезжая с одного курорта на другой. И Честер записывается в них не под своим именем. Он берет напрокат лодку, но для катания в ней складывает с собой не только необходимые вещи, но и свой чемодан, а также привязанную к нему металлическую теннисную ракетку.

Что было дальше на самом деле знал только сам Честер. По версии обвинения, он избил ракеткой девушку, затем скинул ее из лодки, перевернул лодку, оставил на воде шляпу, чтобы все выглядело так, как будто он тоже утонул.

После этого он выплыл, спрятал ракетку, взял чемодан и... отправился на один из местных курортов, где записался уже под своим именем. Познакомился там с местной молодежью и остался отдыхать. Там его через пару дней и нашла полиция.

Дальше, конечно, было интересно: обвинение добилось жесткого приговора на основании исключительно косвенных улик. Сейчас такое вряд ли возможно.

Честер уверял, что девушка после выяснения отношений обещала «закончить все это здесь и сейчас» и бросилась за борт сама. А он в оцепенении не смог этому противодействовать.

Самое интересное здесь – реакция общества и родственников. Казалось, что дядя оплатит ему адвоката, но все пошло немного иначе. Он прислал к нему известного и опытного юриста, но только для знакомства с ситуацией – тот понял, что молодой человек виновен. После этого он уехал и больше новостей от родственников не было.

Адвоката назначил ему судья. Не просто рядового адвоката, а двух известных, потому что было ясно, что это дело станет резонансным. Но обвинитель здесь работает просто: он давит на присяжных. Все, что он делает, сейчас бы не прошло. Он без ордера получил письма девушки к Честеру и зачитал их на заседании суда (это очень тяжкое моральное давление), он вырвал листы из записных книг гостиниц с вымышленными именами и принес их в суд, а также (о ужас) принес в сосуде зародыш, вырезанный из тела умершей Грейс. Хотя никто не отрицал, что она была беременна от Честера. Но на присяжных это воздействовало колоссально: они совещались менее двух часов и определенно решили, то он виновен.

Все это, напомню, легло в основу романа «Американская трагедия». Который я недавно прочитала и написала сначала рецензию, а затем решила обсудить с вами судьбу главного героя – Клайда. Основное отличие от романа здесь в том, что оба главных героя – Честер и Грейс – не были катастрофически бедны. То есть их мотивы здесь не в выживании, а в репутации. И мне кажется правильным то, что Драйзер решил добавить мотивации в сюжет.

Каждое воскресенье на канале чопочитать (если вы не подписаны, то тык) выходит рубрика #история одного писателя о каких-либо произведениях, авторах и каких-то литературных курьезах. Ставьте лайки и подписывайтесь, чтобы не пропустить.

Читали роман? Знали об истоках?