Всем привет, с вами Неоновый Герой, и сегодня мы поговорим о серии видеоигр Metal Gear. Вклад Metal Gear в современную игровую индустрию неоценим. Ведь именно MG заложила основы таких жанров, как стелс-экшн и кинематографический боевик. Metal Gear - это многогранная и уникальная вселенная, где смешались гигантские механизированные аппараты и сюжет, полный различных сюжетных твистов и разноплановых персонажей. Сегодня я расскажу вам об отличительных особенностей этой игровой серии и о том, какое влияние оказал Metal Gear на мировую культуру. Итак, начинаем....
Думаю, что не ошибусь, если скажу, что восьмидесятые - золотая эпоха боевиков. В то время на первых планах играли бицепсами крутые ребята, стреляющие во злодеев всех мастей. Собственно, и игры тогда были схожи по концепции. "Видишь врага - убей его!". Но вот скромный японский парень по имени Хидео Кодзима, работающий в компании Konami, решил пойти более сложным путём и придумал интересную концепцию, где главному герою следовало не бросаться в гущу боя с автоматом наперевес, а избегать противников и действовать, исходя из сложившейся ситуации. Так в 1987 году и была выпущена первая часть Metal Gear. Вдохновлялся, кстати, Кодзима тоже кинематографом, однако интересовали его другие фильмы. К слову, любимым фильмом Кодзимы является "Побег из Нью-Йорка" Джона Карпентера. Оттуда, и был взят прообраз брутального главного героя - Снейк Плисскен, в исполнении Курта Рассела привлекает своим необычным образом - побитый жизнью одноглазый ветеран Вьетнама, который плевал на законы и Америку, ибо в мирное время на своей родине оказался никому не нужен. Именно таким и стал главный герой серии Солид Снейк(а впоследствии с него так же был перерисован и Биг Босс - один из ключевых антигероев игры), наряду с тягой к курению и общим пофигизмом на происходящие вокруг события.
Игровой процесс для того времени был революционным. В распоряжении героя было огромное количество гаджетов, позволяющих безпрепятственно пройти ту или иную локацию: например, сигареты, которые помогали найти лазерные лучи камер слежения или сканеров, но взамен отнимали у главного героя здоровье или же та самая легендарная коробка, внутри которой можно было прятаться от врагов. Враги хоть и не отличались интеллектом, но брали количеством, да и Солид Снейк не отличался живучестью. Теоретически возможно было пройти всю игру по пути Рэмбо, однако, зачастую игрок оставался без боеприпасов, которые спавнились очень неохотно. В первой же игре серии появились узнаваемые до сих пор восклицательные знаки при тревоге, портативный кодек, с помощью которого Снейк связывался с командованием и своими помощниками(а в первых Metal Gear с помощью кодека подавалось 95 % сюжета игры). Ну и конечно же огромная механизированная машина с функцией ядерных ракет на борту. В каждой игре серии она называлась по разному, но по общему признаку являлась Metal Gear.
Первые Metal Gear: оригинал 1987 года и продолжение Metal Gear 2: Solid Snake - практически неизвестны отечественным игрокам, а всё потому, что их релиз состоялся лишь на чисто японской консоли Famicon, впрочем в 2005 году их переиздали в качестве расширенного издания Metal Gear Solid 3. Есть также версия Metal Gear на NES(Dendy, если забыли), однако она разительно отличается от оригинальной игры. Тем не менее, уже в ранних играх были реиграбельность и захватывающий сюжет с интересными сюжетными твистами. Однако, Metal Gear Solid, вышедший в 1998 году уже на Sony Playstation, стала культовой на весь мир. Кодзима-сан воплотил свою идею об интерактивном видеокино, несмотря на то, что 3D графика в играх только-только начала зарождаться. Metal Gear Solid - это, пожалуй, лучшая игра на PS 1(в моём топе уж точно, и если вы хотите, чтобы я озвучил свой топ лучших игр на PS1 - пишите в комментариях). Кодзима доказал, что даже в видеоиграх могут быть многогранные истории, рассказанные сквозь призму игрового процесса. MGS - это комплексное произведение, поднимающее различные темы, от положения солдата на поле боя, до генетики человека. По сути, концепция осталась прежней: Снейк должен проникнуть на вражескую территорию, не поднимая тревоги и уничтожить Metal Gear, который грозит всему свободному миру экспансией террористов-авантюристов. По пути мы прячемся от охранников, сражаемся с колоритными боссами, принимаем помощь сексуальной рыжеволосой помощницы и общаемся по кодеку. Однако, мир MGS стал глубже и многогранней. Причин в этом было несколько.
Во-первых, как я уже сказал, персонажи в MGS - это бриллианты. Каждый из них обладает своей предысторией, зачастую трагичной и глубокой, у каждого из них своя мотивация и свои причины, по которой этот персонаж играет либо на стороне Снейка, либо противостоит ему. И с каждым из них предстоит достаточно подробно познакомится. В результате, в конце игры игрок может даже посочувствовать некоторым злодеям и понять их мотивы;
Во-вторых, в некоторых моментах игра обращается не к Снейку, а непосредственно к игроку. Такой приём в драматургии называется "ломание четвёртой стены". Конкретные примеры: одна из частот кодека, который необходимо узнать Снейку, чтобы продолжить игру, написана на обратной стороне коробки оригинального издания MGS. Или же бой с Психо-Мантисом - медиумом, который может читать чужие мысли и владеет телекинезом. Перед боем Мантис начнёт читать "карту памяти" в слоте консоли, и если там есть игры от Konami, например Castlevania - он скажет вам об этом. Также, он двигает усилиями воли ваш геймпад, включая у него виброрежим, а для победы над ним необходимо было переключить геймпад во второй порт Playstation. Или же в одной из сцен Снейку необходимо выдержать пытку электричеством, и Револьвер Оцелот, пытающий главного героя, предупреждает, что функция "авто-огня", которую можно было подключить на геймпаде - не сработает. И действительно не работала.
В-третьих, Снейк как никогда раньше взаимодействовал с окружающим миром. К каждому боссу требовалось найти определённый подход, арсенал главного героя пополнился новым вооружением и гаджетами, а некоторые фишки стали контекстно зависимы от окружения. Например, Снейк мог простудиться, если долго стоять на поверхности базы, так как события происходят на Аляске, противники стали гораздо умнее - они хорошо слышат, видят следы на снегу и вызывают подкрепление, когда нужно. Ну и конечно, катсцены и диалоги - тысячи их. Как в какой-нибудь JRPG порой перед битвой с боссом идёт длинный диалог или разговор по кодеку, потом битва, а после ещё более длинная катсцена или диалог. Уровень проработки катсцен был невиданный, и происходящему на экране веришь на все 100 процентов.
В дальнейшем, Metal Gear Solid только развивался. Вторую часть, вышедшую в 2001, отличало несколько интересных нововведений. Во-первых, добрую половину игры мы играем новым героем - Райденом, и тут крылась одна крайне занимательная деталь: Райден внешне был полной противоположностью брутальному небритому Снейку - длинные светлые волосы делали его похожим на девушку, и это даже обыгрывается в паре моментов. Во-вторых, сюжет на этот раз был до того запутанным, что некоторые фанаты MGS до сих пор ведут споры о нём(а речь там шла ни много ни мало, об информационной войне и цензуре, да и не только об этом, как и в прошлой части). В игре стало появляться огромное количество разного фансервиса, секретных режимов, приколов и всяких юморных моментов. Конечно, они были и в первом MGS, но вторую часть никто так и не переплюнул по пасхалкам, приколам и режимам. Тут тебе и тренировки в виртуальной реальности, и секретный режим катсцен, где можно поменять персонажей местами, и пародия Tony's Hawk ProSkate - покатушки на скейтборде.В общем, MGS 2 надолго могла затянуть игроков.
Ещё одна особенность MGS в том, что Кодзима не переставал удивлять своих фанатов. Вышедшая в 2005 году Metal Gear Solid 3:Snake Eater отматывала время серии к временам Холодной Войны, а играть нам предстояло Биг Боссом - главным антигероем серии, только тогда он был простым Снейком. Третья часть кардинально отличалась от предыдущих тем, что игрока вытащили из узких коридоров военных баз на относительно открытые и просторные локации с системой симуляции жизни. Теперь главному герою нужно есть и обрабатывать свои раны. Еду можно, кстати, добыть охотой, ибо в джунглях Советского Союза(!) водится всякая живность, даже крокодилы. Третья часть MGS отличилась отборной клюквой: главный плохиш здесь полковник ГРУ Волгин в красных стрелецких сапожищах и испускающий молнии аки Палпатин. В игровой процесс введена тысяча и одна мелочь: камуфляж, дабы слиться с окружающей природой, гаджеты с учётом времени(шестидесятые как никак) а также новые фишки борьбы с боссами. Например, старика-снайпера можно было не убивать, а всего-то перевести часы на консоли на неделю вперёд, и тогда босс умрёт от старости. Или битва с The Sorrow, где от игрока требовалось всего-то пройти по устью реки, только вот если чем больше игрок за игру убил противников, тем тяжелее будет этот путь. Сюжет стал более понятный, но от этого он не потерял глубины и очень органично ввязался в общую историю Metal Gear. Да и градус пафоса, когда молодой Оцелот в модной форме ГРУ появляется на сцене, просто зашкаливает. Да, а ещё, при смерти главного героя происходит TIME PARADOX, поскольку смерть Биг Босса перечёркивает всю историю вселенной MGS.
Кодзима не собирался останавливаться на достигнутом, и в 2008 году достойно завершил историю Снейка выпуском 4 части серии с подзаголовком Guns of the Patriots, где сумел объединить всех оставшихся в живых ещё с прошлых частей и завершить историю. Что же можно сказать о MGS 4. Это один большой грандиозный интерактивный фильм, в котором игрок принимал непосредственное участие. Здесь изрядно постаревшего Снейка возвращают на базу из первой части, а ещё нам предстоит наконец-то поуправлять одним из Metal Gearов. В общем, игра получилась грандиозной и одной из самых любимых у Кодзимы.
А что же дальше - спросите вы? А дальше пошло время спиноффов и предысторий. Кодзима, к сожалению, начал выгорать и постепенно конфликтовать с издателями своих игр в Konami. Последняя игра, вышедшая из-под его пера под крышей Konami - Metal Gear Solid 5: Phantom Pain, где Кодзима-сан воплотил самую амбициозную свою мечту - создал открытый мир, в котором игрок сам волен выбирать задания. Решение было спорным, ибо комплексного и полного осознания сюжета не случилось в угоду этому открытому миру. Особенности этого мира в том, что игрок сам его наполняет, и, несмотря на очевидную схожесть с "Фаркраевскими вышками", MGS 5 старается разнообразить процесс продвинутым интеллектом противников и различными случайными игровыми событиями. Но, исключительно моё мнение, открытый мир MGS 5 достаточно пуст, ибо в нём нет мирных жителей или поселений, а кругом понатыканы военные базы и блокпосты. На мой взгляд, сюжет в MGS 5 на этот раз слабоват, однако главный сюжетный твист(который я озвучивать не буду), действительно поражает, несмотря даже на то, что в процессе игры на него были определённые намёки. Плюс, конечно, богиня в лице снайпера-молчуньи, которая определённо слабовата по сравнению с предыдущими сексуальными красотками из прошлых частей MGS.
И что можно сказать в итоге. Metal Gear - весьма многогранная серия, которая не выжимает из жанра "стелс-экшн" все соки, ибо есть Metal Gear Rising - типичный "слэшер", или же Metal Gear Ac!d - тактическая карточная пошаговая игра. Гений Кодзимы состоит в том, что он сумел доказать всей игровой индустрии, что видеоигры могут быть такими же зрелищными и кинематографичными, как и фильмы; они могут иметь многогранную историю и запутанный сюжет, как и книги; и они могут напрямую обращаться к игроку, как это бывало в спектаклях и постановках. Вдобавок ко всему, Metal Gear не стал всемирно известной серией, однако оказал огромное влияния на культуру XXI века. Стоит ли говорить, что сейчас Metal Gear - это несомненный культ среди огромного числа игроков, притом узкой части игроков, ибо общая сложность геймплея и запутанный сюжет скорее отпугнут массового игрока, чем заинтересуют. Так как Konami владеют правами на Metal Gear, а Кодзима уже отошёл от разработки серии, вряд ли мы впоследствии увидим что-то действительно крышесносящее и грандиозное, коими были четыре части Metal Gear Solid. Однако, поживём - увидим!
Знаю, что про эту серию можно говорить бесконечно, однако, сейчас я с вами прощаюсь, и, надеюсь, что не навсегда. Пишите комментарии и ставьте лайки, если статья вам понравилась! Всего вам доброго!
#metal gear solid #стелс игры #культовые игры #metal gear #игры ps1