Найти в Дзене
Неоновый Герой

Вселенная Metal Gear и её вклад в игровую индустрию.

Всем привет, с вами Неоновый Герой, и сегодня мы поговорим о серии видеоигр Metal Gear. Вклад Metal Gear в современную игровую индустрию неоценим. Ведь именно MG заложила основы таких жанров, как стелс-экшн и кинематографический боевик. Metal Gear - это многогранная и уникальная вселенная, где смешались гигантские механизированные аппараты и сюжет, полный различных сюжетных твистов и разноплановых персонажей. Сегодня я расскажу вам об отличительных особенностей этой игровой серии и о том, какое влияние оказал Metal Gear на мировую культуру. Итак, начинаем....

Хидео Кодзима - человек, создавший Metal Gear.
Хидео Кодзима - человек, создавший Metal Gear.

Думаю, что не ошибусь, если скажу, что восьмидесятые - золотая эпоха боевиков. В то время на первых планах играли бицепсами крутые ребята, стреляющие во злодеев всех мастей. Собственно, и игры тогда были схожи по концепции. "Видишь врага - убей его!". Но вот скромный японский парень по имени Хидео Кодзима, работающий в компании Konami, решил пойти более сложным путём и придумал интересную концепцию, где главному герою следовало не бросаться в гущу боя с автоматом наперевес, а избегать противников и действовать, исходя из сложившейся ситуации. Так в 1987 году и была выпущена первая часть Metal Gear. Вдохновлялся, кстати, Кодзима тоже кинематографом, однако интересовали его другие фильмы. К слову, любимым фильмом Кодзимы является "Побег из Нью-Йорка" Джона Карпентера. Оттуда, и был взят прообраз брутального главного героя - Снейк Плисскен, в исполнении Курта Рассела привлекает своим необычным образом - побитый жизнью одноглазый ветеран Вьетнама, который плевал на законы и Америку, ибо в мирное время на своей родине оказался никому не нужен. Именно таким и стал главный герой серии Солид Снейк(а впоследствии с него так же был перерисован и Биг Босс - один из ключевых антигероев игры), наряду с тягой к курению и общим пофигизмом на происходящие вокруг события.

Снейк Плисскен в исполнении Курта Рассела.
Снейк Плисскен в исполнении Курта Рассела.

Игровой процесс для того времени был революционным. В распоряжении героя было огромное количество гаджетов, позволяющих безпрепятственно пройти ту или иную локацию: например, сигареты, которые помогали найти лазерные лучи камер слежения или сканеров, но взамен отнимали у главного героя здоровье или же та самая легендарная коробка, внутри которой можно было прятаться от врагов. Враги хоть и не отличались интеллектом, но брали количеством, да и Солид Снейк не отличался живучестью. Теоретически возможно было пройти всю игру по пути Рэмбо, однако, зачастую игрок оставался без боеприпасов, которые спавнились очень неохотно. В первой же игре серии появились узнаваемые до сих пор восклицательные знаки при тревоге, портативный кодек, с помощью которого Снейк связывался с командованием и своими помощниками(а в первых Metal Gear с помощью кодека подавалось 95 % сюжета игры). Ну и конечно же огромная механизированная машина с функцией ядерных ракет на борту. В каждой игре серии она называлась по разному, но по общему признаку являлась Metal Gear.

-4

Первые Metal Gear: оригинал 1987 года и продолжение Metal Gear 2: Solid Snake - практически неизвестны отечественным игрокам, а всё потому, что их релиз состоялся лишь на чисто японской консоли Famicon, впрочем в 2005 году их переиздали в качестве расширенного издания Metal Gear Solid 3. Есть также версия Metal Gear на NES(Dendy, если забыли), однако она разительно отличается от оригинальной игры. Тем не менее, уже в ранних играх были реиграбельность и захватывающий сюжет с интересными сюжетными твистами. Однако, Metal Gear Solid, вышедший в 1998 году уже на Sony Playstation, стала культовой на весь мир. Кодзима-сан воплотил свою идею об интерактивном видеокино, несмотря на то, что 3D графика в играх только-только начала зарождаться. Metal Gear Solid - это, пожалуй, лучшая игра на PS 1(в моём топе уж точно, и если вы хотите, чтобы я озвучил свой топ лучших игр на PS1 - пишите в комментариях). Кодзима доказал, что даже в видеоиграх могут быть многогранные истории, рассказанные сквозь призму игрового процесса. MGS - это комплексное произведение, поднимающее различные темы, от положения солдата на поле боя, до генетики человека. По сути, концепция осталась прежней: Снейк должен проникнуть на вражескую территорию, не поднимая тревоги и уничтожить Metal Gear, который грозит всему свободному миру экспансией террористов-авантюристов. По пути мы прячемся от охранников, сражаемся с колоритными боссами, принимаем помощь сексуальной рыжеволосой помощницы и общаемся по кодеку. Однако, мир MGS стал глубже и многогранней. Причин в этом было несколько.

Разговор с Психо Мантисом.
Разговор с Психо Мантисом.

Во-первых, как я уже сказал, персонажи в MGS - это бриллианты. Каждый из них обладает своей предысторией, зачастую трагичной и глубокой, у каждого из них своя мотивация и свои причины, по которой этот персонаж играет либо на стороне Снейка, либо противостоит ему. И с каждым из них предстоит достаточно подробно познакомится. В результате, в конце игры игрок может даже посочувствовать некоторым злодеям и понять их мотивы;

Во-вторых, в некоторых моментах игра обращается не к Снейку, а непосредственно к игроку. Такой приём в драматургии называется "ломание четвёртой стены". Конкретные примеры: одна из частот кодека, который необходимо узнать Снейку, чтобы продолжить игру, написана на обратной стороне коробки оригинального издания MGS. Или же бой с Психо-Мантисом - медиумом, который может читать чужие мысли и владеет телекинезом. Перед боем Мантис начнёт читать "карту памяти" в слоте консоли, и если там есть игры от Konami, например Castlevania - он скажет вам об этом. Также, он двигает усилиями воли ваш геймпад, включая у него виброрежим, а для победы над ним необходимо было переключить геймпад во второй порт Playstation. Или же в одной из сцен Снейку необходимо выдержать пытку электричеством, и Револьвер Оцелот, пытающий главного героя, предупреждает, что функция "авто-огня", которую можно было подключить на геймпаде - не сработает. И действительно не работала.

В-третьих, Снейк как никогда раньше взаимодействовал с окружающим миром. К каждому боссу требовалось найти определённый подход, арсенал главного героя пополнился новым вооружением и гаджетами, а некоторые фишки стали контекстно зависимы от окружения. Например, Снейк мог простудиться, если долго стоять на поверхности базы, так как события происходят на Аляске, противники стали гораздо умнее - они хорошо слышат, видят следы на снегу и вызывают подкрепление, когда нужно. Ну и конечно, катсцены и диалоги - тысячи их. Как в какой-нибудь JRPG порой перед битвой с боссом идёт длинный диалог или разговор по кодеку, потом битва, а после ещё более длинная катсцена или диалог. Уровень проработки катсцен был невиданный, и происходящему на экране веришь на все 100 процентов.

Снейк и Райден в MGS 2.
Снейк и Райден в MGS 2.

В дальнейшем, Metal Gear Solid только развивался. Вторую часть, вышедшую в 2001, отличало несколько интересных нововведений. Во-первых, добрую половину игры мы играем новым героем - Райденом, и тут крылась одна крайне занимательная деталь: Райден внешне был полной противоположностью брутальному небритому Снейку - длинные светлые волосы делали его похожим на девушку, и это даже обыгрывается в паре моментов. Во-вторых, сюжет на этот раз был до того запутанным, что некоторые фанаты MGS до сих пор ведут споры о нём(а речь там шла ни много ни мало, об информационной войне и цензуре, да и не только об этом, как и в прошлой части). В игре стало появляться огромное количество разного фансервиса, секретных режимов, приколов и всяких юморных моментов. Конечно, они были и в первом MGS, но вторую часть никто так и не переплюнул по пасхалкам, приколам и режимам. Тут тебе и тренировки в виртуальной реальности, и секретный режим катсцен, где можно поменять персонажей местами, и пародия Tony's Hawk ProSkate - покатушки на скейтборде.В общем, MGS 2 надолго могла затянуть игроков.

Снейк на отдыхе
Снейк на отдыхе

Ещё одна особенность MGS в том, что Кодзима не переставал удивлять своих фанатов. Вышедшая в 2005 году Metal Gear Solid 3:Snake Eater отматывала время серии к временам Холодной Войны, а играть нам предстояло Биг Боссом - главным антигероем серии, только тогда он был простым Снейком. Третья часть кардинально отличалась от предыдущих тем, что игрока вытащили из узких коридоров военных баз на относительно открытые и просторные локации с системой симуляции жизни. Теперь главному герою нужно есть и обрабатывать свои раны. Еду можно, кстати, добыть охотой, ибо в джунглях Советского Союза(!) водится всякая живность, даже крокодилы. Третья часть MGS отличилась отборной клюквой: главный плохиш здесь полковник ГРУ Волгин в красных стрелецких сапожищах и испускающий молнии аки Палпатин. В игровой процесс введена тысяча и одна мелочь: камуфляж, дабы слиться с окружающей природой, гаджеты с учётом времени(шестидесятые как никак) а также новые фишки борьбы с боссами. Например, старика-снайпера можно было не убивать, а всего-то перевести часы на консоли на неделю вперёд, и тогда босс умрёт от старости. Или битва с The Sorrow, где от игрока требовалось всего-то пройти по устью реки, только вот если чем больше игрок за игру убил противников, тем тяжелее будет этот путь. Сюжет стал более понятный, но от этого он не потерял глубины и очень органично ввязался в общую историю Metal Gear. Да и градус пафоса, когда молодой Оцелот в модной форме ГРУ появляется на сцене, просто зашкаливает. Да, а ещё, при смерти главного героя происходит TIME PARADOX, поскольку смерть Биг Босса перечёркивает всю историю вселенной MGS.

Вариант "Русской Рулетки" от Оцелота.
Вариант "Русской Рулетки" от Оцелота.

Кодзима не собирался останавливаться на достигнутом, и в 2008 году достойно завершил историю Снейка выпуском 4 части серии с подзаголовком Guns of the Patriots, где сумел объединить всех оставшихся в живых ещё с прошлых частей и завершить историю. Что же можно сказать о MGS 4. Это один большой грандиозный интерактивный фильм, в котором игрок принимал непосредственное участие. Здесь изрядно постаревшего Снейка возвращают на базу из первой части, а ещё нам предстоит наконец-то поуправлять одним из Metal Gearов. В общем, игра получилась грандиозной и одной из самых любимых у Кодзимы.

Открытый мир в MGS 5.
Открытый мир в MGS 5.

А что же дальше - спросите вы? А дальше пошло время спиноффов и предысторий. Кодзима, к сожалению, начал выгорать и постепенно конфликтовать с издателями своих игр в Konami. Последняя игра, вышедшая из-под его пера под крышей Konami - Metal Gear Solid 5: Phantom Pain, где Кодзима-сан воплотил самую амбициозную свою мечту - создал открытый мир, в котором игрок сам волен выбирать задания. Решение было спорным, ибо комплексного и полного осознания сюжета не случилось в угоду этому открытому миру. Особенности этого мира в том, что игрок сам его наполняет, и, несмотря на очевидную схожесть с "Фаркраевскими вышками", MGS 5 старается разнообразить процесс продвинутым интеллектом противников и различными случайными игровыми событиями. Но, исключительно моё мнение, открытый мир MGS 5 достаточно пуст, ибо в нём нет мирных жителей или поселений, а кругом понатыканы военные базы и блокпосты. На мой взгляд, сюжет в MGS 5 на этот раз слабоват, однако главный сюжетный твист(который я озвучивать не буду), действительно поражает, несмотря даже на то, что в процессе игры на него были определённые намёки. Плюс, конечно, богиня в лице снайпера-молчуньи, которая определённо слабовата по сравнению с предыдущими сексуальными красотками из прошлых частей MGS.

-10

И что можно сказать в итоге. Metal Gear - весьма многогранная серия, которая не выжимает из жанра "стелс-экшн" все соки, ибо есть Metal Gear Rising - типичный "слэшер", или же Metal Gear Ac!d - тактическая карточная пошаговая игра. Гений Кодзимы состоит в том, что он сумел доказать всей игровой индустрии, что видеоигры могут быть такими же зрелищными и кинематографичными, как и фильмы; они могут иметь многогранную историю и запутанный сюжет, как и книги; и они могут напрямую обращаться к игроку, как это бывало в спектаклях и постановках. Вдобавок ко всему, Metal Gear не стал всемирно известной серией, однако оказал огромное влияния на культуру XXI века. Стоит ли говорить, что сейчас Metal Gear - это несомненный культ среди огромного числа игроков, притом узкой части игроков, ибо общая сложность геймплея и запутанный сюжет скорее отпугнут массового игрока, чем заинтересуют. Так как Konami владеют правами на Metal Gear, а Кодзима уже отошёл от разработки серии, вряд ли мы впоследствии увидим что-то действительно крышесносящее и грандиозное, коими были четыре части Metal Gear Solid. Однако, поживём - увидим!

-11

Знаю, что про эту серию можно говорить бесконечно, однако, сейчас я с вами прощаюсь, и, надеюсь, что не навсегда. Пишите комментарии и ставьте лайки, если статья вам понравилась! Всего вам доброго!

#metal gear solid #стелс игры #культовые игры #metal gear #игры ps1