Повести Е.Рудашевского «Здравствуй, брат мой Бзоу!» (2015), «Куда уходит кумуткан» (2016) и «Ворон» (2017) сложились в своеобразную трилогию, которую можно назвать «экологическим циклом», хотя сам автор считает, что они выходят за пределы темы охраны окружающей среды.
Повесть «Ворон» завершает «экологическую трилогию». Ее герой – 14-летний подросток Дима, который впервые отравляется на охоту вместе со своим дядей Николаем Николаевичем. Дима давно мечтал о приобщении к миру, как ему казалось, «настоящих мужчин» — охотников. Представлял, как станет взрослым, как будет лихо добывать дичь, получит «боевое крещение», как вернется в город и будет небрежно рассказывать о своих охотничьих подвигах. Получивший, как и многие его сверстники, представление о жизни и смерти из компьютерных игр и второсортных блокбастеров, не понимающий истинную цену жизни, не чувствующий чужой боли, Дима поначалу относится к охоте как к приключению. Но, видя страдания животных, которые становятся добычей его взрослых компаньонов, подросток испытывает целую гамму чувств, описанных Рудашевским с присущим его творческой манере глубоким психологизмом. Ужас, растерянность, отвращение к поступкам дяди и его товарищей, оторопь от их циничного отношения к боли бессловесных существ и медленно вызревающий протест против насилия над животными даст импульс к формированию осмысленной, взрослой позиции мальчишки, который прощается с детством. В основе этой повести, как и вообще любого качественного произведения о подростках, — инициация, превращение мальчика в мужчину. Дима взрослеет на глазах читателя, пройдя через потрясение (на его глазах был жестоко убит соболь), через мальчишеский бунт против дяди и других охотников. Инфантильная позиция обиды и осуждения постепенно перерастает в попытки осмыслить причины жестокости взрослых. А они, как понимает подросток, укоренены в их прошлом – в несложившейся личной, семейной, профессиональной жизни. И уже не осуждение, а жалость испытывает главный герой к окружающим его людям, что является свойством нравственно зрелой личности, думающей и великодушной. «Дима постепенно примирился с охотниками. «В общем-то, они все не такие плохие. Даже дядя… Обыкновенные люди. Нет, не плохие. Просто у них не было шанса стать хорошими. Жизнь от них спрашивала другое. Им приходилось отвечать. И не было сил о чём-то думать».
Но самое главное – Дима отказывается от своей бездушно-авторитарной позиции по отношению к природе. Это преображение внутреннего мира подростка происходит постепенно и сопряжено с напряженными раздумьями, наблюдениями, душевными терзаниями.
«Мы относимся к животным свысока, полагая, что их судьба достойна сожаления, – ведь по сравнению с нами они весьма несовершенны. Но мы заблуждаемся <…> Животные – не меньшие братья наши и не бедные родственники, они – иные народы, вместе с нами угодившие в сеть жизни, такие же, как и мы, пленники земного великолепия и земных страданий», — эта мысль Генри Бестона из книги «Домик на краю земли», ставшая эпиграфом повести «Ворон», лейтмотивом проходит через многие произведения Рудашевского. Главный герой «Ворона», Дима, всем своим существом понимает и принимает эту мысль. Именно эту книгу, случайно (но совсем не случайно в идейно-композиционном решении повести) оказавшуюся в зимовье, читает Дима в финале.
В художественном мире Рудашевского важную идейно-художественную и композиционную функцию выполняют финальные размышления героя. Напряженный труд ума и души четырнадцатилетнего подростка дает благоприятные плоды для его внутреннего роста.
«Земля ожила тысячью ямок звериных нор, отнорков, каналов. Лес спал, а с ним спали его птицы, насекомые, растения. От этой мысли Диме стало спокойно. Впервые тайга показалась ему такой же уютной, как и зимовье. Она тоже была домом. И не таким уж большим, если посмотреть на холодные просторы космоса вокруг. «Уютный, тёплый дом — планета, — подумал юноша. — Со своими грязными углами, протёкшей крышей, щелями в полу. Но всё-таки дом. Единственный. И другого не будет».
Дима начинает воспринимать все живое как единое целое, себя – как часть природы, а планету – как общий дом для всех живых существ. Он, конечно, еще далек от осмысления учения о ноосфере В.И.Вернадского, когда преобразующая деятельность человека сочетается с «интересами природы», а сам человек несет ответственность за планету. Но подросток уже встал на путь гармонизации своих отношений с природой.
«В зимовье он возвращался с улыбкой. Думал о том, что хочет знать как можно больше о природе, но не для того, чтобы владеть ею. Власть – это всегда одиночество. Знать, чтобы понимать и самому становиться больше, окружая себя чудесным разнообразием жизни».
Гуманное и поэтическое отношение к природе уже становится частью его натуры – личности зрелого человека, прошедшего трудный путь нравственных испытаний.
«Зажмурившись, Дима смотрел, как в воздухе плывет алмазная пыль – крохотные снежинки, блестящие на солнце и до того легкие, что взлетали от малейшего дуновения ветра. И казалось, что время обернулось вспять и снег поднимается с поляны назад, в сугробы облаков. И поднимаются срубленные деревья, и оживают убитые звери. И всё устремляется к единому светлому началу, к тому мгновению подлинного чуда, когда в холодной пустыне мироздания впервые распустился цветок жизни».
Очень важная художественная категория в художественном мире Рудашевского – лес. В повести «Ворон» она является центральной. Такое отношение к лесу мы находим в романе «Русский лес» Л.Леонова. Лес – это некий архетип, монолитный образ, благодаря которому транслируются нравственные и этические категории. Как и «Русский лес», «Ворон» наполнен нравственно-философскими размышлениями о разрушительном и созидательном отношении к природе.
Именно в лесу – вечном, дремучем, живущем по своим законам – происходит эволюция личности героя, формирование его мировоззрения. Это история становления характера. В «Вороне» можно уловить аллюзивные отсылки к народной волшебной сказке, в которой лес, по В.Я. Проппу, является преградой для героя. В лесу его ждут суровые испытания. Пройдя через лес, он выходит в тридевятое царство – иную реальность – и возвращается в свой мир повзрослевшим, умудренным, готовым к жизни.
Подобно Л. Леонову, художественно осмысливая бытие с гуманистических позиций, Рудашевский утверждает единство человека и природы.
В своих произведениях Е. Рудашевский решает важную философско-художественную задачу: формирует экологическое мышление читателя. Но делает это тонко и незаметно. «Если вам показалось, что в моих произведениях есть дидактизм, то это ненарочно. Для меня главное – история, всё остальное фон» — говорит писатель.
Во всех повестях Е. Рудашевского поднимаются экзистенциальные вопросы о жизни и смерти, о свободе и счастье, о смысле человеческого бытия. Но центральной остается проблема экофилософии, взаимодействия природы и человека.
Проходя через испытания, герои открывают не только окружающий мир, но и самих себя. Читатель наблюдает нравственную эволюцию персонажей-подростков, которая изображена с большим психологизмом. Стиль Рудашевского, на первый взгляд, отличается беспристрастностью и даже некоторой отстраненностью, но это лишь внешний слой, за которым – скрытая, но прорывающаяся боль за живых существ и сострадание к ним. Автор избегает прямых оценок героев и ситуаций: «Я отказываюсь выступать судьей своих героев, мое дело – рассказывать историю, а не судить и давать оценки действиям героев. А вот читатель вполне может быть судьей». Так писатель делегирует своим читателям право анализировать, оценивать, делать выводы.