Найти тему
Короче, о книгах

Достоевский — это не совсем классика! Что такое «классика» на самом деле и почему об этом знают немногие

Часто мы слышим или используем выражение: «Это классика!». Пушкин, Гоголь, Достоевский и Чехов — это классика. Моцарт, Бетховен, Шопен — это классика. Но и «Форест Гамп» — это классика. И «Битлз» — классика. И «Пинк Флойд» — классика. Что мы имеем в виду, причисляя произведение или автора к классике?

Понятие «классика», как классическая литература, появилось задолго до ХХ века, когда уже была создана база русской классической литературы. Честно говоря, она появилась задолго до того, как возник славянский алфавит. И даже раньше, чем был создан латинский. Понятие классики в литературе возникло в эпоху античности и применялось оно к писателям, которые по тем или иным причинам должны были служить образцом для подражания и наставниками во всём, что касается получения и передачи знаний. И первым классическим автором, разумеется, был признан Гомер. Три великих трагика: Софокл, Эсхил и Еврипид, комики Аристофан, Кратин, Кратет, ораторы Демосфен и Ликург, историки Геродот, Фукидид и Ксенофонт. Это лишь часть имён, которые составили классическую греческую литературу. Именно их произведения назывались классикой. Впоследствии к греческой присоединилась римская классика: Вергилий, Овидий и др.

Гомер
Гомер

И потому, когда у авторов даже XIX века мы читаем о том, что герои изучали классику, имеется в виду именно эта классика. Без греческой и римской литературы было немыслимо хорошее образование. Знание классики отличало образованного человека, цитировать классиков было таким же распространенным явлением, как сейчас делиться картинками с мемами.

Вот взять хоть бы нашу классику, «Евгения Онегина». Наш герой «знал довольно по-латыни, чтоб эпиграфы разбирать». Откуда эти самые «эпиграфы»? Разумеется, из классики. А сам автор признается, что он «читал охотно Апулея, а Цицерона не читал». Ещё бы! Авантюрно-бытовой роман Апулея «Золотой осёл» о приключениях человека, вынужденного жить в обличье осла заставил бы смеяться и современного читателя. Но, к сожалению, в современной школе в лучшем случае упоминают о существовании «Иллиады» и «Одиссеи» да изучают греческую мифологию на уроках истории в 5(!) классе. Серьезный же разговор о классической литературе может состояться возможно только на филологическом факультете…

Каким образом изменилось наполнение понятия «классика»?

В эпоху Возрождения и позднее, в Новое время (эпоха классицизма в литературе) под классикой все еще понимали греческую и римскую литературу. Для писателей-классицистов греческая трагедия была высшим жанром, высшим достижением и образцом для подражания. Никола Буало в трактате «Поэтическое искусство» описал канон классической драмы, и с тех пор слово «классика» стало обозначать не только классическую античную литературу, но в целом — образец, канон.

«Поэтическое искусство» Никола Буало
«Поэтическое искусство» Никола Буало

Бунтари эпохи романтизма создали свои каноны для классических жанров, и приблизительно с этого времени слово «классика» стало обозначать канон вообще, ориентация на античную литературу постепенно сходила на нет. Хотя если вы посмотрите на поэзию Пушкина, например, вы увидите многообразие жанров, берущих свое начало все в той же классической Греции: элегия, послание, эпиграмма, ода…

Читали ли вы что-нибудь из классической литературы? Считаете ли нужным изучать её?

Вам может быть интересно:

С вами была литературный обозреватель, эссеист и автор канала «Короче, о книгах» Гузель Зиятдинович. Не забывайте, что у меня есть книжный Telegram и Youtube-канал, приходите дружить! Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и конечно же делитесь статьей в соцсетях!

#книги #литература #чтение #культура #история #писатели #классика