Сын Сталкера, двигающий взглядом стаканы, приехал гастарбайтером в Евросоюз. Звезда инстаграма пытается спастись от другого «сталкера», который слишком навязчив. Пара неглупых и добрых фильмов из Польши — в этом тексте. В отличие от ряда западноевропейских киношников, поляки умеют снимать кино про людей, а не про девиации.
«Пот»: три дня из жизни фитнес-мотиватора
В России название перевели как «Красотка», хотя это история фитнес-тренера, и поэтому его назвали «Пот». В целом фильм польский, но режиссер и сценарист у него швед — Магнус фон Хорн, чья предыдущая «Будущая жизнь» 2015 году была в Каннах. В 2020 году «Пот» также отбирали для конкурса в Каннах (не состоялся).
На экране три дня Сильвии Заяц (Магдалена Колесник), звезды соцсетей и фитнес-мотиватора, которая случайно записала ролик без привычного для аудитории заряда бодрости и позитива, а с печалькой: пожаловалась, что грустит без любви, завидует выходящим замуж подругам.
Ролик звезды, которую раньше не видели грустной, стал хитом в сети, на данной почве у Сильвии появился преследователь («сталкер»). Кроме решения этой проблемы героине нужно сходить на день рождения к маме и посетить утренний эфир на телевидении.
Здесь можно было уйти в триллер или соцдраму с сарказмом на тему звезд инстаграма, с критикой фитнес-индустрии и модного сегодня мотиваторства. Ни того, ни другого, к счастью, не происходит.
Фильм представляет собой достойную производственную драму, автор которой ко всем профессиям Сильвии относится с уважением. Просто есть кризисы, преодолев которые, героиня открывает в себе новые человеческие качества и меняет профессиональную самоидентификацию.
От этого всем только лучше, так как героиня находит не формальные, не относящиеся к деньгам и красивой жизни, а гуманистические мотивы для того, чтобы продолжать потеть на тренировках, увлекать людей физкультурой, ЗОЖем и позитивным отношением к миру.
Получается как в соцреализме: лучшее борется с хорошим и побеждает. Хотя при других раскладах хорошее могло уступить место плохому: так бывает, когда идеологи красивой жизни ставить себя слишком уж выше окружающих. Сильвия эти опасные моменты преодолела, и получилось классное кино о любви к себе, к людям и к профессии.
«Снега больше не будет»: Сын Сталкера в Европе
Похожий на святого или волшебного целителя Женя (Алек Утгофф, советский ученый из сериала «Очень странные дела») из Припяти делает массаж (иногда гипноз, заговоры) обеспеченным обитателям коттеджного поселка на краю Варшавы. Сам живет в «брежневской» панельке. В домах его встречают как члена семьи, доверяют секреты, делятся проблемами.
Весь фильм — истории внешне респектабельных, но одиноких в душе людей, которые тянутся к добродушному мигранту как к самому родному человеку, видя в нем недостающие смыслы, чистоту и надежду. Порой их внимание к Чудо-Жене слишком потребительское, они даже ревнуют, желая быть к Спасителю ближе всех. Женя прощает эти слабости...
Режиссер помогает формированию мистического ореола. Женя, рожденный в Припяти в 1993 году (что возможно лишь при очень странных обстоятельствах), на флешбеках двигает стакан, цитируя девочку из «Сталкера», заявляет, что говорит на всех языках, творит чудеса гипноза (граждане оказываются в лесу с падающим пеплом).
При желании можно считать, что Женя — сын очередного Сталкера, и у него есть часть способностей к чудесам, которыми обладала Зона.
Режиссер — Малгожата Шумовска, лауреат Берлинского кинофестиваля за фильмы «Лицо», «Тело», «Во имя...». На этот раз фильм участвовал в фестивале в Венеции. Этот фильм уж точно во всем лучше, чем недавняя формалистская притча «Приди ко мне» про членов культа в лесу.
Фильм не про украинца в ЕС (кроме Чернобыля Женя вспоминает, что болеет за «Шахтер», да и все) и не про мигрантов, хотя об этом говорят. Не про бессмысленную жизнь варшавской элиты. Люди порядочные, с жиру не бесятся, социал-дарвинизмом не страдают. Не причта с сатирой.
Кино ничего не педалирует, быстро вылетает из колеи, не позволяет строить цепочки событий и метафор (которых немало). Неопределенность можно бы списать на ошибку режиссера со сверхзадачей, но все выглядит настолько живенько, что ничего менять не хочется.
В нежелании ничего менять, в попустительском, почти ангельском настроении, на которое зрителю дал «установку» режиссер, можно увидеть главное достоинство фильма. А снег будет, куда он денется.
Напоследок не могу промолчать. Этот фильм, конечно, очень хорош. Но при борьбе за премию «Оскар-2021» он все-таки выглядит слабее российской драмы «Разжимая кулаки». Ссылка на текст про нее — ниже.
Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!