Найти тему
I_drom

Малый город, которому постсоветское время пошло на пользу

Через этот крупный железнодорожный узел на главном пути на юг проезжали если не все, то очень многие. Но вряд ли эти многие видели тут что-то кроме вокзала. Лиски из тех городов, про которые говорят, что смотреть и делать там нечего. Формально это действительно так - ну что интересного в по сути современном городе железнодорожников? Однако отдельных фишек, странностей, красот и интересностей тут набралось столько, что в сумме получается весьма яркий образ. Не единый, правда, скорее лоскутный и дискретный. Лиски - это и самая маленькая в России детская железная дорога, и радоновые источники, и шикарные пейзажи меловых гор, и совершенно нетипичное для скромной провинции благоустройство, дающее возможность говорить о нём как об эталоне среди себе подобных. Ну вы поняли, сейчас я всё это подробно покажу...

1. Лиски - город лоскутный и странноватый по своей структуре. Тут как минимум три главные площади, пара центральных магистралей и бульвар с шикарным парком. И всё это на разных концах города, а в промежутках - частный сектор и безликие кварталы. Даже и не знаешь, с чего начать осмотр и повествование. Наверное с вокзала, хоть мы и на машине приехали. Новое его здание конца советской эпохи снаружи не впечатляет:

2. Но стоит выйти на перрон, и мы увидим старое здание вокзала конца XIX-го века. Оно расположено на островной платформе между путями и сегодня выполняет функции пригородного павильона:

-2

3. Выходим на привокзальную площадь. В её центре - памятник в виде колонны с ангелом. На заднем плане - совершенно несоразмерный статусу и масштабам города громадный ТЦ. Размах некоторых объектов в Лисках вообще тянет скорее минимум на стотысячник.

4. Дореволюционной архитектуры в Лисках немного. Видимо, на тот момент посёлок железнодорожников Новая Покровка, который городом стал только в 1937-м, был весьма скромен, и ничего особенного тут не строили. Здесь задаёт тон архитектура современная. Вдоль параллельной железной дороге улицы Коммунистической тянется, не побоюсь этого слова, ансамбль кирпичных домов 90-х годов:

5. Но всё же и дореволюционная постройка поблизости нашлась - баня конца XIX-го века:

6. Подойдём теперь поближе к храму, который было видно на фото №4. Это Владимирский собор середины 2000-х. Размер его тоже впечатляет. Его видно из многих точек города, масштабу которого он тоже явно не соответствует. Видимо, Лиски - город богатый.

7. Сразу за собором - бывший дом культуры железнодорожников, в котором сейчас располагаются учебные заведения. Перед ним - нестандартный памятник Ленину, на колёсах:

-7

8. Это место вообще довольно странное. Похоже на ещё одну городскую площадь и имеет все её атрибуты: здесь расположены главный собор, ДК и краеведческий музей (на фото) с новодельной башней, словно из коломенского кремля. При том, само одноэтажное кирпичное здание музея - дореволюционное. Но находится эта площадь за забором с калиткой, словно территория то ли музея, то ли ДК. А вокруг - частный сектор и звенящая тишина, хотя до вокзала рукой подать.

9. Важнейшая точка притяжения в Лисках и, быть может, главная местная достопримечательность - городской парк, тщательно реконструированный в начале 2000-х:

-9

10. Парк украшен различными фигурами. Вроде много где сейчас такое есть, но стиль тут какой-то свой, не похожий на другие места:

11. Есть тут и знакомый скорее по европейским городам фонтан без чаши, в коих обожает бегать детвора:

-11

12. Но главное в парке это, безусловно, детская железная дорога. Одна из самых молодых и, наверное, самая маленькая в стране, она была открыта в 1989-м в городе, который тогда назывался Георгиу-Деж. Маршрут представляет собой кольцо на парковой территории с одной-единственной станцией «Задоринка»:

-12

13. В 2014-м была проведена масштабная реконструкция ДЖД, в ходе которой закупили новый подвижной состав во главе с ТУ10:

14. К нашему счастью, в мае 2021-го она таки заработала после коронавирусного простоя, и я наконец-то смог покататься по детской железной дороге, чего не удавалось ранее в Красноярске и Ростове-на-Дону. Поезд отправляется раз в полчаса и делает три круга по парку. Билет стоит около 60 рублей.

-14

15. Как и положено, поезд вели мальчишки лет дай бог если пятнадцати. Но как гордо и серьезно они выглядели в железнодорожной форме! Без излишнего позёрства ребята проследили за посадкой пассажиров и отправились в путь. В промежутках между рейсами их окружали девчонки. Для Лисок, наверное, они среди первых парней.

-15

16. Территория парка достаточно велика и значительную часть её занимает сосновый бор. Искусственный, судя по ровным рядам стволов. Но Воронежская область в моей памяти всё равно осталась регионом не только полей, но и сосняков. Особенно в районе Боброва вдоль трассы М-4 они живописны. Кажется, словно сейчас между ними сверкнёт гладь Балтийского моря.

-16

17. Из окна узкоколейного вагона открывается вид на местную больницу. Внешне это полный антипод стереотипов о медицине в провинции. И вообще Лиски - один из визуальных вариантов, какой бы хотелось видеть нашу страну и её малые города:

18. От парка уходит длинный бульвар, который в итоге приведёт нас к другому, новому парку. Получается большая единая прогулочная зона - атрибут скорее крупного города. На бульваре встречает Ильич:

19. В створе бульвара - красивый вид на меловые горы. Лиски расположены недалеко от берега Дона. Примерно с этого места он судоходен. Сейчас правда речное судоходство тут особо не используется, но изначально здесь был крупный транспортный узел. Недаром формально ещё действующий порт находится прямо рядом с железнодорожным мостом. Но как такового берега в черте города нет - от реки его отделяет озеро-старица и частный сектор. Тем не менее, оба берега тут высокие, и горы, которые хорошо просматриваются с бульвара, - это уже правобережье Дона:

-19

20. На бульваре - памятник лиске, выполненный в стилистике известной воронежской скульптуры «котёнок с улицы Лизюкова». Здесь имеем тот случай, когда значение географического названия переосмысливается на созвучии, более удобном для современного восприятия. Как, например, в Кирове-Вятке в наше время к месту и не к месту приплетают вятичей, которые там и рядом не пробегали. Лисами эти места никогда не славились. "Лиски" - это трансформированное "Лыски", означающее на старом местном наречии лысые горы, т.е. те самые меловые холмы, что видно на прошлом кадре. И, кстати, город назвали по станции, а станцию - по деревне на противоположном берегу Дона. Сама деревня по сей день здравствует, носит то же самое название и в состав города не входит. Так что фактически тут двое Лисок, на разных берегах.

-20

21. Уж не знаю, за счёт чего и для кого, но Лиски активно отстраиваются и расширяются. Вдоль бульвара и далее на запад - целая выставка новостроек, причём зачастую довольно затейливых и недешёвых на вид. Более того, стройки продолжаются и сейчас. На пустыре рядом с гаражами в этом же районе возводят ещё один жилой комплекс.

22. Бульвар, как я уже говорил, упирается в новенький сквер "Горки", хотя в иных наших городах подобное пространство вполне сошло бы и за центральный ПКиО. Он обустроен на пустыре рядом с местным санаторием. Уникальная фишка последнего - лечебные радоновые воды, подобные которым на всей территории б. СССР встречаются ещё только в двух-трёх местах.

-22

23. Сквер расположен на возвышенности и на спуске с неё, оформленном в модном урбанистическом стиле. Отсюда открываются виды на тот самый противоположный берег Дона и меловые скалы на нём. По сути, мы видим отсюда то самое Дивногорье, главную достопримечательность этих мест, о которой я рассказывал в одной из предыдущих статей. По прямой тут рукой подать, но по дорогам получится километров пятьдесят. Отрадно, что парк продолжают расширять. Прямо у нас на глазах строительная техника работает над его второй очередью. В плане - дотянуть его до пляжа на озере Богатом и таким образом объединить все рекреационные пространства Лисок в единое. Жаль, что не во всех малых городах России всё вот так.

-23

24. Спустимся к тому самому озеру Богатому, являющемуся старицей реки Дон. Место красивое. Дело было в мае, а вообще тут даже купаются:

-24

25. Ещё одна площадь города, которую можно было бы назвать главной по наличию на ней административных зданий, расположена примерно посередине между вокзалом, бульваром и парком. Людские потоки из-за этого тут небольшие, поэтому она выглядит огромным пустым плацом, выложенным разноцветной плиткой. На здании дворца культуры обращает на себя внимание мозаика:

26. Администрация, как и собор с ТЦ, удивляет непропорциональными масштабу города размерами. Похожая была в Клинцах, но в тех краях значимость города несколько выше, чем здесь. Перед ней - очередной Ленин:

27. От площади в сторону вокзала открывается вот такой вид. Опять же, подобный пейзаж вполне можно представить в средних размеров областном центре. На фоне современных многоэтажек можно заметить старую хату, каким-то чудом дожившую до наших дней:

-27

28. Пространство между площадями и проспектами выглядит примерно так - ухоженно, но скучно. В глаза москвичу бросается, кстати, уже характерный южный облик здешних улиц. Это выражается как в виде частных домов, так и в обилии цветущих плодовых деревьев:

-28

29. Где-то на проспекте Ленина, в промежутках между частным сектором, - лискинский центр развития творчества, совершенно белорусского вида:

30. Довольно интересно прямо в геометрическом центре Лисок спряталась крупная военная база. Магистральные улицы города проходят таким образом, что эту базу всегда объезжаешь стороной, в паре кварталов. Случайно наткнуться сложно, хотя до всех показанных площадей и проспектов от её границ - по несколько сотен метров. К базе примыкает (но не относится к ней) непонятно откуда тут взявшийся в единственном экземпляре кирпичный многоквартирный дом XIX-го века. Рядом с ним можно увидеть гараж из старого вагона - типичная картина для города при железной дороге:

-30

31. Около здешнего военкомата - небольшая выставка военной техники:

32. Среди спальных многоэтажек западной части Лисок - современный Рождественский храм:

-32

33. Значительная по площади часть Лисок находится за железной дорогой относительно центра. В черте города две части соединены между собой единственным тоннелем под путями. Но на фото - хороший новый путепровод, открытый в 2016-м. До того действовал узенький мостик, что справа от него. Сейчас он закрыт.

-33

34. Залинейная часть Лисок едва ли не больше центральной, но тут не так интересно. В основном частный сектор, но есть и многоэтажные кварталы. Вид на центр из-за железной дороги:

-34

35. Но зато тут сохранилось самое старое здание Лисок - Покровская церковь 1784-го года. Дореволюционной застройки в этой части даже побольше. Дело в том, что территориально это - бывшее село Новая Покровка, близ которого в XIX-м веке построили станцию. Т.е. в каком-то смысле это старый город.

36. Ещё полгода назад в этой части города был свой ДК. В раннесоветскую эпоху он назывался ДК Маяковского, я застал его под именем "Озарение", напоминающим какую-то секту. Но месяц назад здание то ли сожгли, то ли разобрали, и моя достаточно свежая фотка стала архивной:

-36

37. В дальней юго-восточной части Лисок, районе Песковатка, в 2000-е возвели довольно внушительный храм Новомучеников Воронежских:

-37

38. Песковатка показалась уже не столь ухоженным местом, хотя асфальт на дорогах всё равно отличный. А вот дом, обшитый гофрированным железом, вызывает эстетическое отторжение и ужас. Зимой холодит, летом согревает?

39. Практически на выезде из города - воинский мемориал с вечным огнём, пушкой и зениткой. Последняя в кадр не влезла:

40. Наконец, на кольцевой развязке, с которой формально начинаются Лиски, - памятник железнодорожникам (в народе - "Бегущие из города"). До железной дороги тут уже далеко, но символизм понятен: именно им город обязан своим развитием и расцветом.

-40

Лиски, несмотря на огромную узловую станцию, не похожи на классический железнодорожный город. Он гораздо более разнообразный, преимущественно промышленный, рыхлый и весьма обширный. Лиски - это вообще своего рода город-феномен. Абсолютно бесформенный, с практически утерянным историческим наследием, без нефти, газа и политических игр, он даёт пример другим малым городам, как надо выглядеть. И, пожалуй, он вполне может стать условным туристическим центром. Хоть сам по себе он интереса не представляет, его окрестности (в первую очередь Дивногорье), детская железная дорога и радоновые ванны способны подарить гостям качественные впечатления.
В следующий раз - про соседний Бобров. Благоустройством и развитием он Лискам не уступает, но при том там сохранился изрядный пласт исторической застройки. Сочетание великолепное.

Если Вам понравился пост - ставьте лайки, это мотивирует писать дальше. Если есть, что сказать или обсудить, - пишите, с удовольствием отвечу. 😉 Также можно подписаться на канал - впереди много интересного.

#путешествия #туризм #россия #города #воронежская область