В предновогоднем сезоне Государственного балета в Берлине не будет постановки "Щелкунчика" в версии балетмейстеров Юрия Бурлаки и Василия Медведева. Немцы обнаружили в российской постановке обидные культурные стереотипы и расизм.
"Расистский" балет из России
Об отмене "Щелкунчика" рассказала изданию Bild Кристиане Теобальд, которая исполняет обязанности руководителя труппы. Как сообщает ТАСС, постановка Медведева и Бурлаки основана на оригинальном спектакле Мариуса Петипа (1892 год) и по сути является его реконструкцией.
Для справки. Мариус Иванович Петипа (1818-1910 г.г.) — знаменитый французский и российский балетмейстер и солист балета, педагог. Приехал в Россию в 1847 году, в 1894 году стал российским подданным.
Современный коллектив танцует "Щелкунчика" так, как представлял себе Петипа. Теобальд отметила, что в постколониальную эпоху отдельные элементы репертуара создают сложности, и старого "Щелкунчика" нужно прочитать в новом контексте.
Проблемным моментом, по мнению Кристиане Теобальд, стало появление во втором акте детей в черном гриме. Как сообщила Теобальд, еще в 2015 году появились жалобы по этому поводу. И.о. руководителя труппы считает эти жалобы справедливыми.
Вопросы вызывает также присутствующий в постановке "китайский танец". В процессе этого танца актеры передвигаются по сцене мелкими семенящими шажками — кто-то увидел в этом вредные культурные стереотипы. Есть еще и "восточный танец", в котором участвуют гаремные наложницы, а также солистка с темным макияжем...
По сведениям Bild, на постановку "Щелкунчика" в Государственном балете Берлина было потрачено примерно 1,5 миллиона евро. "Стереотипного" и "расистского" "Щелкунчика" решено заменить "Дон Кихотом".
"Щелкунчика" нельзя, зато можно "Майн Кампф"
Как сообщала в 2019 году газета Neue Westfälische, в театре города Констанц (Германия) был поставлен интерактивный спектакль по пьесе Джорджа Табори "Майн Кампф". Пьеса австрийско-американского писателя основана на одноименном произведении Адольфа Гитлера.
По ходу спектакля зрителям предлагалось принять в представлении непосредственное участие. Роли при этом распределялись в соответствии с видом билета: бесплатный — надевай свастику, платный — получи "звезду Давида". Надеть свастику за бесплатный билет согласились 50 человек.
Речь в спектакле "Майн Кампф" шла венском периоде жизни Гитлера. Режиссером спектакля был Сердар Сомунку, турок.
В Германии демонстрировать свастику запрещено, поэтому после жалоб на спектакль была начата проверка.
-----