Женщины в Древней Греции жили в рамках довольно ограниченного и определенного набора ролей. Как правило, от женщин ожидалось, что они выйдут замуж (в греческом обществе было очень мало возможностей для незамужних женщин), будут рожать детей и вести домашнее хозяйство.
Некоторые из них были рабами или слугами в известных семьях или работали в секс-бизнесе, развлекая мужчин из разных социальных слоев. Небольшое число женщин выполняли роль религиозных деятелей в культах.
Поэты, такие как Сапфо с Лесбоса, философы, как Арете из Киринеи, лидеры, включая Горго из Спарты и Аспасию из Афин, и врачи, такие как Агнодис из Афин, выходили за рамки ограничений греческого общества для большинства женщин.
Однако одно было несомненно: за редким исключением, женщины не могли голосовать, владеть землей или наследовать ее, они получали меньшее образование по сравнению с мужчинами и во многом зависели от мужчин в вопросах материального благополучия.
Исследование греческих женщин
При изучении древнегреческих женщин ирония заключается в том, что большую часть информации об их жизни мы имеем благодаря глазам и трудам мужчин. Даже о женщинах в греческой мифологии и легендах писали такие писатели, как Гомер и Еврипид.
Есть несколько различий, которые стоит подчеркнуть при рассмотрении этой темы. Первое заключается в том, что отношение к женщинам в разных греческих городах-государствах заметно отличалось. Многие источники того периода происходят из Афин, где женщины не пользовались такими привилегиями, как их сестры в Спарте.
Класс также влиял на жизнь женщин: женщины из высших классов пользовались большими материальными привилегиями, но были более ограничены и охраняемы, чем представительницы низших классов.
Однако, несмотря на все это, мы можем многое почерпнуть из источников того времени, которые дают нам представление о многогранной, но в конечном итоге ограниченной жизни древнегреческих женщин.
Ранние годы и образование
Как и во многих других аграрных культурах с преобладанием мужчин, древнегреческое общество редко публично признавало рождение девочки. Кроме того, риск того, что от детей женского пола при рождении откажутся родители, был гораздо выше, чем у детей мужского пола.
Все дети в Древней Греции посещали школу. Для мальчиков в программу обучения входили математика, поэзия, литература, письмо, музыка и легкая атлетика. Девочки получали аналогичное образование, хотя больше внимания уделялось музыке, танцам и гимнастике, а также в целом навыкам, необходимым для того, чтобы быть хорошей матерью и женой: стимулирование женского интеллекта не было приоритетом.
Опять же, все было несколько иначе в Спарте, где женщин уважали как матерей воинов и поэтому позволяли им получать более сложное образование. Кроме того, не все были согласны с тем, что женщинам следует запретить получать образование на том же уровне, что и мужчинам: философская школа под названием стоицизм утверждала, что женщины в Древней Греции могли заниматься философией на равном уровне.
Важной частью воспитания девочки была педерастия, которую обычно ошибочно считают практикующейся только между мужчинами и мальчиками. Это были отношения между взрослым и подростком, которые включали в себя сексуальные отношения, а также наставничество со стороны старшего партнера.
Брак
Молодые женщины обычно выходили замуж в 13 или 14 лет, после чего они становились известны как "коре" (девица). Браки обычно организовывались отцом или ближайшим опекуном мужского пола, который выбирал мужа и принимал приданое.
Браки имели мало общего с любовью. Лучшее, на что обычно надеялись, это "филия" (philia) - в общем, дружеские чувства, поскольку "эрос" (eros), любовь желания, муж искал в другом месте. В греческом обществе не существовало никакого положения или роли для незамужних женщин. После рождения первого ребенка статус жены менялся с "коре" на "гине" (женщина).
В отличие от своих мужей, женщины должны были хранить верность своим партнерам. Если мужчина узнавал, что у его жены роман с другим мужчиной, ему разрешалось убить другого мужчину без судебного преследования.
Брак мог быть расторгнут по трем причинам. Первой и самой частой причиной был отказ мужа. Причина не требовалась, требовалось только вернуть приданое. Второй причиной был уход жены из семейного дома. Это случалось редко, так как это вредило статусу женщины в обществе. Третье - если отец просил вернуть дочь на том основании, что было сделано другое предложение с более значительным приданым. Это было возможно только в том случае, если женщина была бездетной.
Если муж женщины умирал, она должна была выйти замуж за ближайшего родственника мужского пола, чтобы защитить семейное имущество.