Мир парадоксален. Казалось бы, каждый человек мечтает о признании своих заслуг, жаждет славы, внимания, денег и высокой, официально подтвержденной оценки личных талантов. Но те, кому они действительно причитаются по праву, не всегда радуются. Напротив, иногда они вовсе не хотят подобной чести и готовы отдать заслуженные лавры кому-то другому. И это в то время, как менее одаренные коллеги делают все от них зависящее, чтобы взобраться на вершину успеха или хотя бы преодолеть половину пути! Примером тому является история, приключившаяся со Львом Николаевичем Толстым в далеком 1906 году, за четыре года до его кончины.
К этому моменту большая часть ныне культовых работ автора уже была опубликована. Многие книги перевели на иностранные языки. Ими зачитывались и в России, и за границей. Романы "Война и мир", "Анна Каренина" и другие любили как библиофилы, так и эксперты. При таком раскладе не приходится удивляться, что Российская Академия Наук, пользуясь случаем, предложила Толстого в качестве соискателя на Нобелевскую премию. Это ли не вершина всех карьерных амбиций?
Конечно, подавляющее большинство людей возгордилось бы и с нетерпением ждало бы объявления лауреатов. Но Лев Толстой никогда не был таким, как все, что и делало его особенным человеком и писателем. Узнав об оказанной ему чести, он расстроился. Граф не сомневался, что победа достанется ему, но совершенно не хотел ни титула, ни прилагающихся к нему денег, а это было ни больше, ни меньше чем сорок две тысячи долларов - очень много по тем временам.
Как избежать неприятной для себя ситуации, Толстой быстро придумал. Он обратился за помощью к финскому другу, писателю и переводчику Арвиду Ярнефельту. В своем письме, текст которого сохранился, классик просил коллегу убедить шведское жюри присудить награду другому номинанту. В противном случае Лев Николаевич обещал отказаться от Нобелевской премии, став таким образом первым человеком в истории, не пожелавшим самой престижной в мире награды за труды.
Просьба была удовлетворена. Победа досталась поэту из Италии по имени Джозуэ Кардуччи, чье имя сегодня далеко не так широко известно, как имя его конкурента Толстого. Потомкам же осталось лишь гадать, что послужило причиной отказа Льва Николаевича от вожделенного для всех других Нобеля. Вероятно, все дело было в толстовстве - религиозно-этическом учении, которое на закате жизни он создал и исповедовал. Согласно ему, деньги являлись злом, а материальные ценности обременяли. Граф старался жить просто и без изысков, требуя того же от своей родни, из-за чего поругался с собственными сыновьями, не разделявшими принципов отца.
Вот такая история, которая могла бы завершиться иначе и принести Российской империи первую Нобелевскую премию в области литературы со времен основания награды.
Странно, не находите? Ну, отдал бы эти деньги на благотворительность, что ли, раз самому не нужны... А вот если вместо денег была бы лишь статуэтка - интересно, отказался бы? А вы бы отказались от такой премии?)) Пишите комментарии!
Спасибо, что читаете блог, подписываетесь, ставите лайки и делаете репосты.
Желаю читателям любви и удачи!
Читайте также:
"Собачье сердце": от идеи до публикации