Найти тему
Путь продолжается

Талдом - город сапожников

В начале двадцатого века Талдом был одним из углов Сапожного Треугольника. «Сапожный Треугольник» название неофициальное, тем не менее, так иногда называли три больших села, в которых было хорошо поставлено сапожное дело: Талдом, Кимры и Корчева, ставшие в последствии городами. Корчева затоплена во время работ по строительству канала и водохранилища. Затопленные города – тема для отдельных статей. Хочу увидеть город Талдом, и у меня на это всего час. Вы со мной? Тогда побежали.

Пожарная каланча в Талдоме
Пожарная каланча в Талдоме

Центр города. Сверкают купола собора Михаила Архангела. Центральная площадь сейчас носит имя Карла Маркса. Раньше она была Торговой. Основные достопримечательности города находятся вокруг этой площади.

Проехали по улице Тверской, раньше она называлась Большая. Рядом улица Калязинская, а раньше была Малая улица. Вышли на улице Салтыкова-Щедрина. Для горожан эта улица - местный Арбат. На улице несколько купеческих домов начала двадцатого века. В одном из них ещё недавно располагалась библиотека. Она переведена в другое место из-за обветшалости здания.

Купеческий дом в Талдоме
Купеческий дом в Талдоме

Перед бывшей библиотекой памятник поэту Сергею Клычкову. Памятник из бетона работы скульптора Дениса Стретовича установлен в 2001-м году. Известный советский поэт, друживший с Есениным и Мандельштамом, родился в деревне Дубровки, которая находится на территории нынешнего Талдомского района.

Дом, где была библиотека
Дом, где была библиотека

В городе установлен самый эффектный, из тех, что я видел, памятник Салтыкову-Щедрину. Памятник установлен в 2016-м году к 190-летию писателя. Салтыков-Щедрин родился в деревне Спас-Угол Калязинского уезда Тверской области. Ныне эта деревня находится на территории Талдомского муниципального района.

И раз уж разговор зашёл о поэтах и писателях, то необходимо упомянуть ещё одно имя. Михаил Пришвин. Известный советский писатель, «певец природы», часто лето проводил в домике на окраине Талдома. Конечно, ему приходилось бывать на местном базаре, конечно он был знаком с бытом местных сапожников. Этим людям он посвятил, да чего уж там, он их «воспел» в рассказе «Башмаки» в 1925-м году. Второе название рассказа «История цивилизации села Талдом».

В советские времена на территории Талдома находилась обувная фабрика. С девяностых годов фабрика производила обувь из итальянских материалов по итальянским лекалам. В 2020-м году завод прекратил своё существование. Только на фирменном магазине предприятия о былой славе напоминает надпись «Талдом-обувь». Торгуют в магазине обувью привозной.

О сапожном прошлом Талдома напоминают два молоточка на гербе города. Один побольше – мужской, другой поменьше – женский. Сапожное производство было делом семейным, и женщины работали наравне с мужчинами.

Купеческие дома на центральной площади Карла Маркса
Купеческие дома на центральной площади Карла Маркса

В округе Талдома деревни имели названия Квашёнки или Смёнки. В первом заквашивали кожу для обуви, чтобы затем не портилась, сейчас бы сказали «выделывают», а во втором – мяли, чтобы мягче была. То есть, названия деревень рассказывают, как спонтанно возникло разделение труда в сапожном производстве.

Напоследок. Сапожники делились на две «касты», кожевенников и каблучников. Конечно, каблуки делать легче, чем сшить хорошую обувь, и каблучники зарабатывали меньше, но всё же каблуки для обуви нужны. Когда сапожник приходил покупать партию каблуков, каблучник начинал торговаться, «выпендриваться», набивать себе цену. Так появилось слово «выкаблучиваться», как говорят местные краеведы.

Собор и колокольня
Собор и колокольня

Так что, господа хорошие и товарищи дорогие, не выкаблучиваемся, а едем смотреть маленькие русские города. Там, конечно, есть риск, защемит сердце от увиденного, будто от произведений Салтыкова-Щедрина, но обязательно найдётся чем сердце успокоить, как в родниковой прозе Михаила Пришвина.