Не все жители нашей страны знают, что с 1996 года в качестве досужей достопримечательности у Воскресенских ворот столицы установлен знак "Нулевой километр автодорог Российской Федерации", а в 2007 году он утверждён Федеральным Законом как точка отсчёта дорог, начинающихся в Москве. Но ещё менее известна достопримечательность "Нулевая верста" (верста - старая мера длины, отменённая в 1918 году). И рассказ о ней мы хотим начать со скандала, который в 2014-2015 году взбудоражил умы и по сию пору нет-нет, да и поднимется вновь в пабликах.
Ещё в 2014 году неравнодушные жители и гости Санкт-Петербурга усмотрели, что мраморный верстовой столб, установленный в главном зале почтамта с символичной цифрой "0" не настоящий, а фанерный. В 2015 эту тему подхватили СМИ, перепечатав "новость" с сайта "Город 812", где питерская журналистка Ирина Бондаренко поведала: «Пришла домой, залезла в Интернет. Люди добрые, был верстовой гранитный столб, как есть был».
Что ж, начнём по порядку. Не смотря на то, что первые упоминания о русских дорогах относятся к началу ХI века, за счёт казны содержались только те дороги, по которым цари-батюшки более менее постоянно ездить изволят, остальные, ну собственно как и сейчас, кто чем сможет, тот тем и залатает. Одной из дорог для августейших особ, была сейчас забытая и растворившаяся в Московском и Пулковском проспектах современного Санкт-Петербурга, Большая Царскосельская дорога, начинавшаяся на Сенной площади, здравствующей и по ныне.
Благоустройством дороги озаботилась Екатерина II, ну а как иначе, дорога-то о-го-го какая важная, а убранство как у любой другой, те же деревянные полосатые столбики с цифирей расстояния. Тем более, что и опыт уже имелся. В 1667 году царь Алексей Михайлович, папа Петра I, распорядился поставить верстовые столбы между Москвой и своей резиденцией в Коломне облицованные мрамором. Кстати, столбы были высотой метра четыре, благодаря чему в народе появилось выражение "Коломенская верста".
В 1774 году по проекту архитектора А. Ринальди был сооружён первый начальный верстовой столб с обозначением 22/2 и 673/2 на табличке из рускеальского мрамора. Обозначения расшифровываются очень просто 2 версты (1 верста - 1066 метров) до почтамта, 22 до Царскосельского дворца и 673 до Москвы. Обратите внимание на слово "первый". Дело в том, что этот столб был установлен на границе города Екатерининских времён, на набережной реки Фонтанки у съезда с Обуховского моста. Верстовых столбов 1/23, а тем более "нулевого" никогда не было.
Так откуда же "мраморный" столб "нулевая верста" появился? В 1999 году, исключительно в декоративных целях в операционном зале почтамта Санкт-Петербурга, когда-то хозяйственный двор, по инициативе почтового руководства и Центрального музея связи им. А.С. Попова установили деревянно-фанерную конструкцию, стилизованную под верстовой столб и оклеенную плёнкой "под мрамор". Конструкция эта не раз ремонтировалась и "кочевала" по залу, так как специальное место для неё не определялось. Так, что придирчивый глаз без труда мог обнаружить у "памятника" повреждения невозможные у каменного сооружения.
В 2018 году "Почта России" провела конкурс на лучший проект "Нулевой версты" для здания Главпочтамта в Санкт-Петербурге, на котором победила работа Григория Жинкова, в которой хорошо просматривается связь с верстовыми обелисками Ринальди. Сейчас здание Главпочтамта находится на глобальной реконструкции и мы надеемся, что по её окончании, году эдак в 2025, "Нулевая верста" работы Г. Жинкова будет доступна для осмотра всем посетителям.
Ну и немного сведений, о которых мы узнали при подготовке статьи и показавшиеся нам интересными и малоизвестными.
- Работы по установке верстовых столбов на Царскосельской дороге закончились в 1775 году. Всего было установлено 2 начальных верстовых столба и 21 промежуточный. В 1777–1787 годах точно такие же столбы установили и на Петергофской дороге. Часть из них и сейчас находится на своих местах.
- Екатерининское благоустройство дорог не ограничивалось установкой гранитно-мраморных верстовых столбов, озаботилась императрица и озеленением, повелев между столбами высаживать по 20 деревьев.
Екатерининские столбы "оказались" дороговаты для России и в 1817 году указ императрицы был отменён, а на дороги вернулись деревянные полосатые столбики, но зато у всех населённых пунктов введены информационные таблички с указанием его названия, а так же кому принадлежит и сколько душ там проживает.
- Традиция считать дорожные расстояния от почтамтов столиц России закончилась 13 марта 1839. Указом Николая I точками отсчёта дорог определены в Санкт-Петербурге - Адмиралтейство, а в Москве - Кремль. Столбы естественно никто не переставлял.
- Если задумаете определить время по гномону (солнечные часы) на обелиске 22/2 не забудьте прибавить "декретный час", а то подумаете, что предки время исчисляли с ошибками)
Лайки и подписка не обязательны, но приветствуются)))