Однажды Пол ДиАнно, первый вокалист легендарной группы Iron Maiden, приехал в Россию с концертным туром. Побывав почти на всех континентах, теперь он отважно пустился в путешествие по бескрайним российским просторам.
Но сначала Пол ДиАнно встретился с журналистами.
Пол ДиАнно – огромный, как стала. Ну, а каким еще быть человеку, который является сутью традиции мировой рок-музыки?! Наголо бритый, загорелый (он проживает сейчас в Бразилии), его руки, шея, затылок (а также, видимо, грудь и спина) покрыты татуировками, которые кажутся автографами самой истории. Может быть, из-за этих татуировок он также похож на огромный книжный шкаф, доверху наполненный рукописными артефактами. Пол пришел на встречу с журналистами в клуб «Спирит» одетый в черную майку с лого «Sex Pistols», на его шее – панковская цепочка.
- Iron Maiden была единственной металлической группой, у которой вокалист был настоящим панком! - смеется Пол. – Я же до Iron Maiden в панк-группе пел...
Пол считает, что из всей так называемой «новой волны Британского хэви-металл» по-настоящему новой волной был один лишь Iron Maiden, и именно потому, что это была хэви-металлическая группа с панковским вокалистом. Остальные же – «Саксон», «Самсон» и другие - были традиционными хардовыми группами.
- Я люблю панк! – воскликнул Пол.
И вообще он считает, что он – панк по жизни и за свою карьеру записал только два хэви-металлических альбома, а все остальное – чистейший панк.
- 25 веселых лет отдано панку! – радуется Пол.
Он не очень любезно вспоминает своих старых коллег, часто повторяя заветное слово «Fuckin’». Если же ему что-то особенно не нравится вспоминать, он называет это «Spice Girl». Но когда я начал задавать вопросы о его детстве, Пол оттаял, говорил подолгу и с удовольствием.
Он вспомнил, что первая пластинка, которую он услышал, была пластинка Дэвида Боуи «Ziggy Stardust». Первый рок-концерт, который он посмотрел, был концерт группы Rush.
- Мы с другом пришли на концерт с панковскими ирокезами на головах и встали в самом конце зала. Думали, что будет отстой, но оказалось, что это очень даже весело... В Англии тогда было клево!..
- Из чего состояла жизнь лондонского паренька в середине 70-х годов? – спросил я.
- Это фантастика! – мечтательно воскликнул Пол. – Очень многое происходило. Вокруг играли динозавры Led Zeppelin, Queen, Black Sabbath, Pink Floyd! Параллельно существовала андерграундная сцена. Все кипело! Был всеобщий энтузиазм, какой, наверное, был во времена «Стоунз» и «Битлз»...
Было много концертов, в том числе и на андерграундном уровне, любая группа могла организовать себе сейшн без проблем. Но иногда приходилось играть по маленьким забегаловкам или пабам. Так, например, первый концерт «Айрон Мэйден» вообще прошел в панковском клубе, куда они явились с длинными, до плеч волосами (из-за чего их очень «тепло» встретили поначалу), так как существовало две сцены: панковская сцена и рок-сцена, которые друг на друга влияли. В Лондон приезжала группы из Шотландии, например, «Эксплойтед», а сами «Айрон Мэйден» на выходные укатывали за много миль из города, чтобы утром вернуться на работу. Когда я пришел в группу, между мною и Стивом будто пробежала искра и нам удалось завестись самим и завести публику. Люди набивались в пабы так, что пот конденсировался на стенах. И нельзя было шагу сделать от сцены. Это надо было видеть, насколько была кипящая страна!
Вообще, по мнению Пола, все лучшие группы происходят из Англии:
- И все перевороты в музыке произошли в Англии, - гордо добавил Пол. - Поэтому мне приятно быть англичанином!
- А кем бы вы стали, если бы не стали рок-музыкантом? – спросили Пола.
Он усмехнулся:
- Конечно, я мог бы и умереть! Кто ж знает, как повернется жизнь?! Но в ином случае я ничем бы кроме музыки не занимался, я все равно бы с кем-нибудь пел. Например, я мог попасть в UK Subs, потому что дружил с этими музыкантами - но не случилось. Была хорошая идея попеть в The Ramones, но это вряд ли бы получилось, да и у Джо это получалось лучше всех.
Между тем, до этого вопроса Пол заметил, что недавно, будучи в Аргентине, слушал концерт-трибьют The Ramones и если закрыть глаза, то можно было поверить, что это сами The Ramones играют.
- Впрочем, петь в «Айрон Мэйден», добавил он, - тоже неплохое занятие...
Я потом прочитал в пресс-релизе, что когда он пришел в «Айрон Мэйден», он был безработным и получал пособие, в то время, как остальные «майданцы» были кто сторожем, кто пожарным. Знать, Пол уже тогда не видел себя никем иным, как певцом.
Я спросил Пола изменился ли он, покинув Iron Maiden? Ведь каждый человек меняет жену, музыку, дом, еду и одежду, когда в его жизни происходят большие перемены.
Но Пол ответил, что тогда никаких больших перемен в его жизни не произошло, разве что он выпустил сольный хэви-металлический альбом, но сделал это лишь для того, чтобы избавиться от многочисленных назойливых предложений.
А самые большие перемены произошли шесть лет назад, когда у него родился первый ребенок. Сейчас у Пола уже двое детей, шести и трех лет. Рождение детей оказало на него очень сильное влияние, ведь за детьми надо заботиться. Тем более, что было подозрение, что первый ребенок – девочка - родился глухим. К счастью, оказалось, что она - просто на редкость спокойный ребенок. Таким образом дети заставили его ко многому пересмотреть отношение. Хорошо, что у него есть маленький бизнес в Бразилии (небольшой барчик), так что денег хватает, но гастроли – это тоже хороший способ заработать на жизнь. Хотя он надеется, что со временем станет настоящим «домашним» отцом.
Вдогонку я спросил, какую музыку он ставит своим детям?
- Разумеется, у такого отца, как я, дети сидят на панк-диете, - рассмеялся Пол. – Это и Sex Pistols, и The Ramones, но ни в коем случает не попса, не «Бэкстрит бойз» и тому подобное. А мой старший сын от очень раннего брака поет в панк-группе. А когда он с дочкой ездил в шопинг в Испанию, она набрала там себе Exploited и UK Subs. Я думаю, что она это сделала, чтобы порадовать папу. В общем – замечательные дети, полная радость для отца...
Пола спросили и о его недавно вышедшей книге, и о том, не планирует ли он продолжить писчебумажное творчество дальше? И о том, как он писал книгу: помнит ли он все, что с ним происходило в жизни или пришлось звонить по знакомым и друзьям и узнавать про себя «новости»?
- Какая память?!– отшатнулся Пол. – Я ничего не помню, голова пустая. Ко мне 5 или 6 лет приставали с просьбами написать книгу, но я все время отказывался: «Кому нужны эти книжки? Кто их будет читать?!» Но в итоге уговорили, но книга получилась не про музыку, а про женщин, пистолеты, наркотики.
Да, ему пришлось обращаться к друзьям, потому что его собственные воспоминания обрывочны: да, попал в тюрьму, да подстрелили... Но не более. А все доходы от продажи книги пошли в благотворительный онкологический фонд.
Пол рассердился, когда его спросили:
- Ходят слухи, что Вы приняли ислам...
- Fuckin’... - и показал три шестерки, вытатуированные у него на затылке. – Верующий человек должен пять раз в день совершать намаз или каждое воскресенье ходить в церковь. Для этого нужен серьезный уровень самодисциплины. Но у меня хватает личной дисциплины лишь на то, чтобы не баловаться наркотиками и не напиваться перед выходом на сцену. Для религии этого явно мало...
Интересно, что Пола волнуют сейчас те же самые проблемы, что и нас: засилье «формата».
Да, Полу нравится группа «Липкий Парк», потому что люди там хорошо играют и вокалист умеет петь, он хорошо относится к «Корн», но, по ему мнению, альтернативная сцена слишком однообразна, все группы очень похожи, очень сложно их отличить друг от друга и, к сожалению, это оказывает очень большое и негативное влияние на Англию, то есть Англия находится под влиянием этой моды и теряет свою самобытность.
Гастроли, за время которых Пол проделывает путь длиной в тысячи километров, в последнее время угнетают его: «Я очень хочу домой: там – солнце, футбол и мои дети!».
Кроме того, у него в планах поработать с Максом Кавалерой, сделать с ним альбом. Кстати, Макс Кавалера присоединился к нему на сцене во время концерта в Сербии, они вместе исполнили песню «Killers».
- А что может повлиять на рождение песни? – спросил я. – Случай на гастролях, воспоминания, порыв ветра, чье-то дыхание за спиной?
Глупый вопрос. Однако, Пол дал на него умный вопрос:
- Все влияет: события, люди. Но в основном это результат того, что я вижу, путешествуя по миру.
Пола очень волнует, в каких ужасных условиях подчас живут люди, в том числе в его Бразилии, где 6 миллионов детей не имеют шансов получить образование. Хотя там работает фонд «ЮНИСЕФ» да и президент Бразилии, по мнению Пола, все делает для того, чтобы исправить ситуацию к лучшему. Но есть страны в Африке и Азии, где правительство деньги фондов отправляет непонятно куда, и до детей ничего не доходит. Все это находит отражение в его творчестве, хотя он старается быть аккуратным и не писать текстов в лоб.
Я спросил Пола о самых запомнившихся концертах.
- Фантастические концерты, четыре подряд, были в Сан-Паулу! – расцвел Пол. – Отличный концерт был в Венесуэле, это был какой-то революционный фестиваль. Но лучший концерт впереди: скоро я буду петь на Кубе перед самим Фиделем Кастро! Это невероятно круто!
Полу задали вопрос о составе его группы. Действительно любопытно: сам он живет в Южной Америке, а в Россию приехал с музыкантами, которые родом из Швеции.
- У меня есть группы не только в Швеции, но и в Норвегии, в Дании, в Ирландии, в Шотландии, в Бразилии, в Аргентине. Это очень удобно, так как помогает сэкономить кучу денег, так как из солнечной Бразилии надо вести одного меня!
- А в России? – тут же спросили журналисты?
- Не исключено, что когда я в следующий раз приеду в Россию, то у меня будет играть русская группа. Но когда я закончу альбом, то в туре, посвященном раскрутке этого альбома, будет играть моя основная группа.
Пол сказал, что каждый раз, когда он приезжает в новую страну, его буквально заваливают демо-кассетами. Но его в первую очередь интересуют панковские группы, а хэви-металл его совершенно не интересует.
Пол пообещал, что его новый альбом будет чуть-чуть полегче, чем предыдущий, там будет много гитар. Он записан с аргентинской группой, но запись, как обычно, идет в Англии. Есть уже 5 готовых вещей и еще одна, над которой он будет работать в паузах между гастролями. Она посвящена президенту США Джорджу Бушу. «Хотя он, наверное, не будет рад такому подарку», - съехидничал Пол.
Потом Пола спросили о том, интересно ли ему участвовать в различных трибьютах и интересно ли слушать, как другие певцы поют его песни?
- Я участвую в трибьютах, когда просят друзья: проще записать, чем долго отказываться. Разных трибьютов выходит много, далеко не все я слышал, но был очень интересный электронный трибьют «Айрон Мэйден», звучало это странно, некоторые версии совсем были не в кассу, но версия «Киллерс», исполненная «Крафтверк», получилась совершенно чумовой.
Какая-то девушка спросила про группу «Франц Фердинанд». Пол рассмеялся:
- Да, это очень самобытно: одеться в шмотки 60-х и играть с гитарным звуком 50-х!
И уж совсем гомерический хохот Пола вызвал вопрос некого молодого человека о том, как он относится к музыке «блэк металл». Молодой человек, спрашивая об этом, намекал на вытатуированное на затылке у Пола число Зверя.
- Это все идет от тусовки с байкерами. Это – атрибутика «Ангелов Ада» и к «блэк металл» и прочим сатанинским делам это не имеет отношения...
Пресс-конференцию увенчала раздача автографов. Журналисты тянули Полу листки из блокнотов, флайеры, кто-то принес с собой целую кипу обложек от компактов и восхищенный Пол старательно расписался на каждой, а одна журналиска попросила Пола расписаться на паспорте. Английский панк удивился, ведь у него на родине таких вольностей себе не позволяют даже панки, но расписался...
Тем же вечером Пол ДиАнно уехал на гастроли по бескрайним просторам России.
- Кстати, - заметил ДиАнно, - не надо ожидать классического воспроизведения песен «Iron Maiden", это будут более панковские, более хард-коровые варианты.
(История из 2008 года.)