Найти в Дзене
Добрый Аудиофил

Арктур 004 Стерео - уникальная система уменьшения проблем Первого Ватта.

Всем Доброго Аудиофильского!

Есть у меня хорошие комментаторы. Они порой просят сделать жутко приятные дела. И вот недавно попросили меня обзор на Арктур 004 сделать. Ну я как мог отказать? Большое спасибо, за просьбу сделать на него обзор!!!

***

Прежде, чем описывать этот аппарат, нужно рассказать целую предисторию.

Дело в том, что у меня он такой был. И даже более того, до сих пор лежит в закромах.

Дело было так. Давным давно, когда я еще не был Аудиофилом. Я ходил в школу. Любил Битлов, подсел на Пинк Флоид. Раздобыл у дяди кассеты с записями нескольких альбомов. Но не всех.

И вот в это время. Году эдак в 1999м, помню поехал я на радиорынок Митинский в Москве. Понадобился мне диск с рефератами. Экзамен по Астрономии сдавать.

Да да! Все как в сериале Универ. :)

И вот приезжаю я туда. Денег у меня было диска на 3. Помню нахожу первым делом рефераты, на лотке с софтом.

Предлагаю продавцу его за 50 рублей отдать. А изначально цена была 60 рублей за диск. Он соглашается. Я достаю денюжку. А у меня прям уже заготовлено все было. 3 комплекта по 60 рублей.

И вот достаю одну такую из кармана. Вытаскиваю из нее полтийник. А продавец такой "А чего за 60 не хочешь?". Ну блин!!! Сам же согласился!!!

В общем на 2 других упаковки я купил все альбомы Пинк Флоид на одном диске в МП3. А на другие 60 купил Фрэнка Дюваля. Так же все альбомы.

И был жутко доволен результатом.

Я конечно слышал, что на звук верх на МП3 какой-то не такой. Размазанный и шаркающий. Но мне тогда это было не принципиально. Меня радовал ценник. Да и звучало по моим оценкам лучше, чем на кассетах. Все таки верха больше.

Но годы шли. Я пошел в универ. И тут все как по сериалу, только немножечко круче. Попадаю я вместо общаги в отдельное жилище.

Одна проблема. Делаю это на свои. А своих мало. С трудом хватило на комп поприличнее. Атлон на 2 гига, трубчатый монитор на 17 дюймов, да 280 гигов в 2 харда. Один на 120 и второй на 160. При этом вентилятор на процесор даже по документам имел уровень шума выше, чем у домашнего пылесоса. Надо было жидкостный ставить.

Из колонок мне тогда перепали самоделки на широполосниках. Сам еще классе в 7м собрал.

При этом о звуке мне тогда и думать было некогда. Я в те времена был пионером анимированного веб-дизайна.

Но все таки баса хотелось. И вот через какие-то обходные каналы, перепала мне Вега 109. Да еще и 150 пластинок к ней.

Причем с музыкой которая мне нравится.

А это значит, что можно будет послушать музыку в тишине. Без всяких там вентиляторов завывающих, книжку с Palm Pilot, а позже и с Palm Vx читая.

Но все таки баса хотелось.

И тут я поехал по другим задачам на Царицинский радио рынок. А там был уголок почти на входе, где советской техникой торговали. Ну я не долго думая приценился к паре колонок.

Были там помню Электроника 100 АС 063. Продавец говорил, что крутотень. Как назвал цену так я обалдел. 35 Тыщ рублей. Да у меня зарплата тогда была 12. И это надо сказать была для студента серьезная такая зарплата. Курьер тогда 6 тыщ получал.

Через год я пришел в Аудиофильский салон, а там колонки по 20 тыщ стояли. А тут 35 за колонки из СССР. Я тогда еще не знал, что эти колонки и дороже стоят.

Но тогда я не мог себе их позволить. У меня были голые стены, старый диван, не было телека, была ручная стиралка марки Тазик, а еще хотелось Девятку мокрый асфальт с пробегом тыщ в 70 урвать.

И тут я тыкаю в 25 ас 109 - а эти по чем? - 1500 рублей. - А за 1100? - А давай!!!

Подключили мне их к автомагнитоле. Вроде звучат. СЧ есть, ВЧ есть. НЧ тоже есть. Баса нет. Ну типа магнитола древняя кассетная. Чего ты от нее хочешь?

В общем везу это дело домой. Везу на метро. Мне их там дядечки заботливо тесемочками перевязали. Я спортивная форма у меня крепкая была. Взял по колонке в руку и делая вид, что полочники несу, так в метро и вошел.

Из метро вышел. Встал в очередь на маршрутку. Она подошла. Да я попадаю уже в салон. А мне бы вперед. Чтобы оба места занять и никому не мешать.

Ну отошел в сторону, в первый ряд ожидания. Дождался следующую. Открываю дверь. А водитель "-Я не повезу тебя с колонками.". Я ему мол давай за 3 места заплачу. Он согласился.

Привез их домой. Подключил. Включил радио. Звук сразу не понял, но так вышло, что нужно было бежать в универ.

Уже на следующий день включаю. А звук какой-то странный. Пол вибрирует хорошо, а на звук где басы?

Мало того, и середина не понятная. Верх зато шаркает как дедушка в галошах.

Прибавляю громкости. А тут одна колонка берет и начинает издавать неприличные звуки.

Дня 2 я пытался к этому всему привыкнуть. Но мне это не нравилось. А за плечами все таки был опыт самодеятельности в радио-электронике.

И СДП я к кассете припаивал. И катушечник Комета 206 стерофоническим делал. И автомагнитолу к велику пришпандоривал.

В общем не взиярая на то, что кодить надо, рефексы взяли свое. Отвертка в зубы и давай раскручивать колонки.

Первым делом убрал кучу пыли с передней части динамиков сняв грили. Потом старыми носками удвоил количество ваты в каждом динамике.

Потом поигрался с кроссоверами. Обнаружил, что дианмики у меня на СЧ и ВЧ от Вега 25 ас 101. Т.е. ГДН вместо ГДС, и пищалка как в С90, а не картонная.

Снял линзу с пищалки. Надел снова. Послушал и так и эдак дня 3-4. Пришел к выводу, что без нее звук детальнее, хоть и меньше его.

Дальше нашел способ подключения динамиков так, чтобы и бас был ухх. И середина хороша, и верх нормик.

Увеличил количество ваты, используя старые рваные носки. Собрал.

С грилями звук чуть похуже стал. Как-то на вч, слегка чуть-чуть подпортилось.

Но вид важнее был. Мне все таки девушку в гости водить. Из-за них вся эта эпопея с отдельным жилищем и случилась.

В общем стал слушать. Аудиофилом я еще не стал. Слушал и кассеты, и компакты, и МП3 и Винил.

Причем еще и МП3 на кассеты переписывая, чтобы в тишине музыку слушать.

Потом раздобыл даже карманный плеер марки ДЭУ что МП3 крутить может.

Ничего не предвещало Аудиофила. Разве, что баса хотелось больше. Все мечтал 100 ГНД-3,из Корвет 150 АС 001 прикупить и корпус в ЗЯ сделать. Да 4 тыщи рублей за этот тазик, а к нему еще 2 за усилитель, да 2 за питание, да тыщу на корпус.

В общем Девятку сильнее хотелось.

И тут как-то так вышло, что некоторые Сусеки исключительно за "выкинуть жалко", и "сами с 6го этажа без лифта спустите" отдавали Арктур 004.

При этом у аппарата оказалось нема стекла и картриджа. Да и при включении оказалось, что он любит погудеть.

А ведь надо еще признать, что Аудиофилом я тогда не был.

До дома я аппарат дотащил. Да так уж вышло, что в этот раз перевязали мне его альпинистской веревкой. Дедушка, что отдавал, был профессиональный скалолаз. И вот при всех моих стараниях тонарм я вертушке таки сломал. Шелл стал болтаться.

Пришлось оттуда мотор выпаять и в другую Унитру поставить.

После замены электролитов по питанию, Арктур ожил. Давал звук с некоторой смазанностью на ВЧ, но при этом хорошим нажимом в НЧ. Да и середина была попрозрачнее, чем у Вега 109.

После некоторого шуршания по интернету, я тогда узнал, что оказывается мои колонки штатно шли как раз к этому Арктуру. И что середина завалена на них не просто так. Оказывается кнопка фильтр СЧ на верхней панели Акртура их поднимает.

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/el_p/arktur004s.html

Видите кнопку ФСЧ?

Штатно при отжатом состоянии, средние частоты были задраны, а вот чтобы они стали нормальные, нужно было ее нажать.

Но это уже на перепаянном кроссовере.

И вот с этого момента мы сейчас и поговорим.

Зачем вообще это сделано?

Все мы слышали, что в усилителях есть проблема Первого Ватта. Что на низкой громкости частенько усилитель не звучит.

Да и на приличной, тоже частенько проглатывает тихие звуки.

Проблема это действительно есть. Суть ее в том, что в классе Б и классе АБ, да и в Классе А по двухтакту есть такая проблема.

Суть ее в том, что выходной транзистор начинает себя вести линейно только когда на нем 2.2 Вольта и выше на базе. А это без малого 1.5 Вольта на эмиттере.

А это на 4 Ом и есть целый ВАТТ. Тот самый Первый Ватт.

Он попадает в зону нелинейности транзистора в диапазоне от 0.7 - 2.2 Вольта на базе. Ниже 0.7 на базе транзистор вообще закрыт. А выше есть вот такая нелинейность. И как бы ее ООС там не пыталась образумить, а проблемы все равно есть.

В общем на этом Арктуре решили на СЧ сделать хитрый прием. Они решили задрать АЧХ на усилителе, и завалить в колонках.

Этакое предискажение. С обратной коррекцией в колонках.

Кто не разобрался, и подтыкал штатные Арктуровские колонки к другим усилкам констатировал, что они вообще ни на что не годные.

Но тут как бы и ничего удивительного. Они и правда ни на что не годными сделаны, кроме как работы с этим Арктуром.

А вот с ним у них все хорошо. Жаль, что я этого не смог оценить. Фильтр-то перепаяный был к этому моменту.

Поэтому использовал аппарат сначала с колонками, в режиме основного усилителя с постоянно нажатой кнопкой ФСЧ.

А потом уже преквалифицировал его в усилитель сабвуфера.

Раздобыл "тазик" из С90. Тоже сусеки помогли. И вот он у меня в ЗЯ, уже с самодельным кроссовером и басовым эквалайзером и зажигал.

А основным снова стала Вега. Правда на этот раз 108я. Эту я уже на радиорынке в Митино за супер дешевые 200 рублей уволок. Уж не знаю за что мне ее так дешево отдали.

А такси до дома мне обошлось в 500. Шучу. На метро вез. Но таксисты реально эту цену называли.

***

Ну а теперь подробнее про Арктур 004.

-2

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/el_p/arktur004s.html

Первое, что меня впечатлило в этом аппарате, это наличие входа сквозного канала на магнитофоне.

Вроде бы вертушка. Вроде бы сама в себе. А вот нате. Умеет контролировать запись.

Входы у нее как на Вегах 108/109 - спереди. Только крышечками не прикрываются вообще.

Справа группа входов. Там есть вход для магнитофона, есть вход для приемника с увеличенной в 10 раз чувствительностью, есть линейный вход "с чуйкой как у мафона", есть вход микрофона.

Слева одно гнездо для наушников.

У него особая кнопка моно. Если обычно моно, просто замыкает каналы, и это приводит к просадке АЧХ по басу и ВЧ. Этакие пространственные потери сигнала на противофазных моментах, то здесь ничего такого нет.

Здесь кнопка моно по схеме микшера сделана.

Это даже как-то эзотерически попало на мои цели о сабвуфере.

***

Вертушка здесь привычная по Вегам Унитра G-602. Детонация 0.15 процента. Пассиковый привод.

Детонация мягкая. Это хорошо. Верх у нее детальный, ровный, середина чуть статичная, но тоже в целом живенькая, и хороший быстрый бас.

Управление все спрятано под стеклом. И громкость и тембры. Кстати это первый усилитель на котором уровень баса у меня был несколько ниже, чем уровень высоких частот. Это еще на колонки когда он работал.

По схеме здесь все сложно. Проще чем в Электроника Б1-01. Но тоже наворочено.

Первым делом нас встречает корректор. Он в отдельном корпусе в железном экране.

Но там в этом блоке на самом деле аж 3 корректора разом.

1. Корректор Винила. Там схема 3 транизистора КТ361(прямые к кт315, если придеживаться терминологии 60х). В обратной связи между первым и вторым каскадами цепи коррекции АЧХ.

2. Каскад дополнительной раскачки для входа Тюнер. Один 361й транзистор.

3. Микрофонный вход. Тоже в один 361й транзистор.

Дальше сигналы идут на кнопочный селектор входов.

Туда же приходят и 2 линейных входа.

Удивительно здесь то, что в более ранних аппаратах стоят 3102 на входе с Винила. А здесь тоже Высший Класс, а корректор на 315х. Ну так проще их называть. Характеристики-то одинаковые. Просто проводимость другая.Хотя это тоже жутко не обычно. Когда 361е, вместо 315х.

После коммутатора входов сигнал попадает на предусилитель, что из 2х 361х по схеме Шеклаи включенных.

Дальше за ними батарея фильтров, что ФНЧ, ФВЧ, и ФСЧ, и за ними еще один 361й.

За ним следуют регуляторы громкости и баланса.

После них 2 транзистора раскачки на кт361. Дальше диф каскад на 361х же. В ООС его стоят цепи тембров по верхам и низам.

Дальше еще один буферный... внимание... кт315г. Дождались!!! Первый красавчег в этой схеме!!!

Дальше сигнал поступает на мощник. Мне написали, что платы его взаимозаменяемы с Вега 108. Но вот я смотрю на схему. А они кардинально разные.

Тут нет Диф-Каскада на входе. Тут сразу раскачка на КТ209М. Причем с хитрой корректирующей цепочкой.

Дальше тоже все навороченно. Второй каскад с ускоряющим конденсатором, который в описании эффекта Миллера, наоборот является источником искажений.

Надо будет еще раз перечитать этот схемотехнический момент. Есть противоречия в описаниях схемотехнических приемов 70х, и 80х.

В 80х элементная база стала значительно линейнее, и потому многие проблемы из 60х и 70х были просто забыты. А здесь схема еще несколько переходная. Что-то уже в стиле 80х, а что-то вроде бы на транзисторах в духе 80х, но включенных в стиле 60х.

Я не рискну сейчас разбирать этот вопрос более подробно. Это тема отдельной большой, сложной и очень интересной статьи. А это надо еще подать бодро и красиво. Для этого подготовиться надо.

Здесь же наблюдаются цепи быстродействующей защиты выходных каскадов.

Ее часто называют защитой от короткого замыкания в акустике.

Но на самом деле она защита от резкого падения реактивного сопротивления в акустике.

Дело в том, что воздух под давлением себя ведет как скат в одном мультике. Если ему чего не так, он резко меняет свою плотность, поменяв темепературу. Делает это с некоторым импульсным моментом.

И вот так бывает, что динамик только, что шел достаточно свободно, а тут вдруг раз и колом встал. В это время магнитное поле в катушке, резко роняет свое сопротивление под ноль.

Выходной каскад, который само собой только что топил не хилую амплитуду, вдруг улетает в режим токового насыщения, но при этом не в ключевой, и начинает там дико греться.

Причем ООС видя, что сигнал растет недостаточно быстро, начинает в этот каскад еще поддавать амплитуды для ускорения нарастания напряжения.

И вот эта лавинная реакция приводит к различным выгораниям. А здесь стоит защита, которая в таких ситуациях снимает напряжение с выходных каскадов, просаживая сигнал с цепи раскачки на землю.

И вот Диф-Каскад сюда ставить не решились. Иначе бы ООС топила во всю дурь выжигая именно его. Хотя в других аппарат, есть такая же защита и при этом стоит Диф-Каскад. И ничего не горит.

Далее здесь так же стоит схема индикации перегрузки.

Причем схема не простая. И она на кт315. Здесь стоит идентификация клиппинга. За счет сравнения сигнала на входе и сигнала на раскачке. Т.е. контроль именно цепи раскачки по возникновению отсечки. По недопустимо высокому КНИ в тракте.

Дальше 2 транзистора, что представляют собой ключ, и выход на лампочку. Просто на обычную лампочку накаливания.

Выход же на колонки идет сначала на кнопочный коммутатор.

Здесь все хитро. Здесь выход на 2 пары колонок, переключаемый, но можно и обе кнопки разом нажать. Чтобы отщелкнуть нужно потом на одну из них посильнее нажать.

И есть выход на наушники. Причем он просто выключаемый, без управления сигналом на колонках. Т.е. будет работать и он и выход на колонки. И чтобы отключить колонки, нужно так же дополнительно отжать кнопку колонок, нажав слегка на кнопку выбора второй пары колонок.

Наушники подключаются просто через резистор, Даже не делитель, а именно резистор.

Ну и там же через резисторы подключены стрелочные вольтметры выходного уровня.

***

Вот такой не обычный этот усилитель. В нем вместо 315х стоят 361е, нет 3102. Но при этом он серьезный аппарат. Выходная мощность 25 ватт на канал.

Надо сказать, что в полностью исправном состоянии звук у него с быстрым прозрачным басом, прозрачной серединкой, и детальным верхом. А у меня на момент его эксплуатации руки дошли заменить только конденсаторы по питанию.

А вот в цепях раскачки, и ускоряющих у меня транзисторы то и дело самовозбуд ловивили, за счет чего и была смазанность на верхах. Да и повышенная моща в басу тоже. Она была за счет повышенных гармоник.

Но моим задачам именно мой аппарат подходил как нельзя лучше. Да и позже я на второй канал еще одну колонку прицепил - центральный канал в домашнем кинотеатре.

***

Вот такая история.

Спасибо, что дочитали!