Непреходящий интерес у собирателей и коллекционеров фарфора, который вызывает продукция завода Песочное, основан на своеобразии отделки - из-за ориентации завода на восточные рынки сбыта - а также на высоком уровне мастерства местных художников. Ну и не в последнюю очередь, наверное, потому что завод находился в глубокой провинции, технологически оснастить его руки (у социалистического собственника - государства) долго не доходили, поэтому исторически в производстве присутствовало много ручного труда, ручной сложной росписи. Вот в этом-то соединении сложных восточных узоров с европейскими традициями и таятся ныне восторги публики.
Если заглянуть в Википедию (так - ради интереса и чтобы проверить, не напортачил ли автор где-нибудь), можно прочесть, что предприятие было основано в 1884-м году (кем сказано, но по-моему мнению это совершенно не важно, поскольку основано (читаем дальше после двойных скобок!)) как кирпичный завод. Нет, ну правда, зачем определять дату основания фарфорового завода на то время, когда о выпуске фарфора там и речи не шло, а был сплошной кирпич?! Затем собственник решился изготавливать фаянс, а там и до фарфора (якобы) руки дошли. Далее заводишко был перепродан, далее снова перепродан (в 1886-м) - теперь уже глыбе фарфорового производства России - Матвею Кузнецову - и стал одним из столпов его фарфоровой империи - его широкой дверью на Восток. Отсюда и необходимость в сложных узорчатых, напоминающих (прежде всего мусульманский!) Восток мотивах. Не забудем, что любой империи присуща экспансия, т.е. расширение своего влияния. Матвей Сидорович хотел денег в свой карман, и чем больше, тем лучше. Русские люди покупают его посуду, и это хорошо. Почему бы не сделать так, чтобы его посуду покупали бы ещё и на Востоке? Логично? Логично. Теперь ответ на вопрос - почему же для выхода на восточные рынки был выбран такой периферийный завод, как Песочное, находящийся ещё и сильно севернее Москвы, а не близкие к Москве Вербилки или Дулёво? Во-первых, и Вербилки и Дулёво также часть своей продукции поставляли на Восток, и даже клейма для продвижения были изготовлены с арабской вязью. А во-вторых ("ларчик просто открывался"), Песочное находится близ Рыбинска - тогда большого торгового порта на Волге, опять-таки тогда это был широкий быстроходный водный путь, не перекрытый множеством электростанций. А дальше Волга - что? - правильно! - впадает в Каспийское море, а с Каспия открываются пути хоть в Среднюю Азию (входила в состав Российской империи), хоть в Турцию (через Кавказ), хоть в Иран. Нюанс для тех, кто не очень хорошо знает историю: Турция начала XX-го века (до Первой Мировой войны) включала в себя, кроме собственно Турции, также территории современных Сирии, Ливана, Иордании, Израиля, Ирака, а также Синайский полуостров (ныне принадлежит Египту), всё восточное побережье Красного моря и некоторые другие территории). Торговля с Востоком - одна из причин столь оглушительного успеха Товарищества М.С. Кузнецова. Известно, что посуда с кузнецовским клеймом до сих часто встречается в Афганистане и даже в Пакистане, - тем огорчительнее видеть, как нынче наши туристы тащат с курортов свежеслепленный "этнический" тунисский, египетский и турецкий фарфор, тогда как свои русские фарфоровые предприятия стоят либо в полной разрухе, либо на их месте вообще ничего, кроме выжженной земли, не осталось. Как Мамай прошёл.
Возвращаюсь к Песочному. После окончания Гражданской войны в России, как и многие другие фарфоровые предприятия, завод в Песочном возобновил работу, причём с той же ориентацией - на Восток. Вот поэтому там так много чайных наборов с чисто восточными предметами: малыми и средними пиалами и большими пиалами - косами (кясами). В предлагаемой галерее я даю сервизы одной (послевоенной уже) хорошо знакомой в СССР, практически ставшей классической восточной форме, но в разных росписях.
Самые интересные сервизы и статуэтки, по моему скромному мнению, были выпущены в Песочном в Советский, особенно, в послевоенный период. В следующей галерее я предлагаю взглянуть на формы и росписи сервизов Песочное в стиле Советского АР-ДЕКО 1930-1950-х, попыток влиться в новое время со стилем ЛАКОНИКО-ФУТУРИЗМ (МИНИМАЛИЗМ) 1960-х, а также формы и росписи 1970-80-х годов.
С эстетической точки зрения статуэтки Песочного ни в чём не уступают изделиям признанных мастеров жанра с заводов ЛФЗ, Дулёво, Вербилок и Киевского экспериментального. Снимки представлены в следующей галерее.
Отдельно хочу остановиться на творениях мастера жанровой статуэтки Юрия Михайловича Львова, работавшего при заводе в Песочном. Вот галерея. Так всё предельно ясно, что даже комментировать не буду. Наслаждайтесь!
И отдельно - в придачу - ещё один шедевр Ю.М. Львова. Называется "Папа задержался", 1966.
Жизнь и судьба фарфорового завода "Песочное" оборвалась в "десятых" годах века нынешнего. В девяностых годах предприятие сопротивлялось и как-то выживало. Даже в "нулевые" не прекращало выпускать продукцию, радуя потребителей и одновременно кормя-одевая-обувая четыре сотни трудящихся. ПРИГОВОРИЛА К СМЕРТИ ЗАВОД ПЕСОЧНОЕ", КАК И ВСЁ ФАРФОРОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО РОССИИ, НЫНЕШНЯЯ "МУДРАЯ" РОССИЙСКАЯ ВЛАСТЬ. Прекрасно помню, как изголялись "патриотические" пропагандисты, называя украинцев разными неприятными словами потому только, что Украина решила вступить в ВТО, согласившись по сути на кабальные условия. Как они улюлюкали, как вертели пальцем у виска, как посмеивались, уверяя, что при таких условиях многие отрасли производства просто вымрут, не справившись с заморской конкуренцией! Очень на самом деле правильные речи они говорили. Вот только... Прошло всего четыре года, и в 2012-м РФ практически на тех же условиях вступила двумя ногами туда же! И с тем же результатом! Причём прибыль от вскрытия российского рынка для иноземной посуды получили отнюдь не США и Европа, а "дружественный" Китай. В том же году вся фарфоровая отрасль России просто легла. Немногим удалось не то что подняться, но хотя бы "жить на коленях". Ну а те же самые пропагандисты восхищались "мудрым решением". Просто языки свои о нежное властное место истёрли! Но! - не задаром (я думаю)!
Но это ж - так, к слову пришлось...
О том, как умирал завод, можете почитать здесь http://nz76.ru/?p=1780.
О том, что осталось от завода (и осталось ли) можете почитать здесь https://zen.yandex.ru/media/prirodaru/zavod-kotoryi-slavilsia-na-vsiu-stranu-razobrali-po-kirpichikam-na-nashih-glazah-5daea4e7028d6800b0360929
Друзья, это блог фарфороголика на Яндекс-Дзен. Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь. Спасибо!