Найти тему

Урок биологии в 8 классе на тему «Движение крови по сосудам». Использую киноотрывок для поддержания интереса школьников

164 прочитали

Этот урок можно сделать весьма богатым и насыщенным, поскольку тема располагает. Начать можно с фокуса и небольшой практической работы, а ближе к концу ввести фрагмент из бывшего некогда популярным фильма (он и сейчас необыкновенно хорош).

Этот урок можно сделать весьма богатым и насыщенным, поскольку тема располагает.

Итак, для быстрого погружения учеников в учебную деятельность начинаю с фокуса. Вызываю желающего поучаствовать ученика к доске, даю ему монетку и заявляю, что легко угадаю, в какой руке он ее зажмет. Отворачиваюсь и прошу ученика поднять руку с монетой над головой и произнести небольшую речь.

Это может быть аргументированное мнение ученика насчет того, что учителю ни за что не угадать, в какой руке монета. А может и ответ по изученному материалу. Как вы уже догадались, что именно скажет ученик – неважно. Важно, чтобы кулак с монетой хотя бы полминуты находился над головой.

Затем я разворачиваюсь обратно, прошу ученика опустить руку и обе руки положить на стол. «Здесь», - говорю и не промахиваюсь.

Аплодисменты))

За сим следует «лес рук», желающих участвовать в демонстрации фокуса. Каждый думает, что уж он-то не даст учителю так легко справиться с загадкой. Вот это важно пресечь. Например, такой фразой: «Мы сейчас рассмотрим механизм фокуса, а дома вы насладитесь им при помощи своих родственников».

На всякий случай раскрываю карты: рука, которая находилась над головой, будет существенно бледнее из-за того, что венозная кровь из нее быстро стекла вниз. Фокус не я придумала, он был опубликован во множестве старых методических изданий.

Чтобы определить вектор изучения темы и разгадки механизма фокуса, провожу крохотную практическую работу демонстрационного характера. Для этого к доске вызываю Кролика (так дети сами предложили называть ученика, который готов продемонстрировать у доски эксперимент «на человеке»).

Отдельно замечу, что никто не обижается, даже настаивают на таком названии. И еще: Кроликами хотят быть почти все, даже девочки!

Задача Кролика такова: прощупать мышцы плеча, не напрягая их, затем десять раз энергично отжаться. И снова прощупать мышцы плеча, не напрягая их.

- Вау! Они стали тверже! – говорит изумленный Кролик. – Так быстро?

Обсуждаем результат с классом, приходим к выводу, что мышцы уплотнились не за счет моментального развития мышечной ткани, а за счет притока крови. Если детей в классе очень мало, опыт можно разрешить провести всем желающим – пользы от него будет больше. Но, как правило, мы ограничиваемся одним учеником.

Ученики заинтригованы и готовы изучать новый материал. Но сначала нужно повторить изученный. Для этого у меня есть вот такое задание (на фото). Задание следующее: расставить плашки и озаглавить полученную схему.

Этот урок можно сделать весьма богатым и насыщенным, поскольку тема располагает.-2

Можно вызвать ученика, но тогда нужно чем-то занять остальных. Я еще не придумала, чем, поэтому работу выполняем фронтально. Например, обращаюсь к Васе – Вася должен указать, какую плашку куда нужно поставить. Я двигаю плашки. Потом обращаюсь к Маше и так далее. Это быстрее и продуктивнее, чем вызывать кого-то одного.

Этот урок можно сделать весьма богатым и насыщенным, поскольку тема располагает.-3

Далее переходим к работе в группах. Каждая группа должна сформулировать ответ на вопрос (фото выше) и аргументы к нему. Гипотезы записываем, их все две: слева направо и справа налево. И счастье учителя, если появляется третья гипотеза: и справа налево и слева направо, а это зависит от…

Того, в какой круге кровообращения происходит движение крови! Догадавшимся - пятерки сразу.

Этот урок можно сделать весьма богатым и насыщенным, поскольку тема располагает.-4

Теперь рассматриваем виды кровеносных сосудов (фото выше), ищем различия между ними. Выясняем, почему артерии и вены выполняют сугубо транспортную роль, и только капилляры могут обеспечить обмен веществ между кровью и окружающими тканями. Осталась самая малость – понять, каковы особенности внутреннего строения вены и разгадать фокус.

Для этого задаю вопрос: «Почему самые здоровые вены у виноделов?»

Начинают хихикать. Некоторые как бы со знанием дела рассуждают о пользе красного сухого, кто-то даже слышал термин «ресвератрол». Уточняю, что винодел может даже не знать вкуса своей продукции, а вены у него будут здоровыми.

Зависают.

И вот тут-то мое любимое – небольшой отрывочек из «Укрощение строптивого», тот самый, где герой Челентано под непередаваемой красоты песню давит виноград наперегонки с прессом.

Теперь ученикам понятно, что активное движение ног как-то связано с состоянием вен. Задаю следующий вопрос (фото ниже).

Этот урок можно сделать весьма богатым и насыщенным, поскольку тема располагает.-5

К этому рисунку обязательно нужно дать пояснения. А то ведь найдутся такие, кто подумает, что в одной ноге у человека только вены, а в другой только артерии (прецедент был, хоть рисунок и из учебника, кажется, Цузмер и Петришиной).

Так и приходим к выводу о том, что по ногам венозная кровь идет вверх, а также о существовании венозных клапанов и о мышцах, массирующих вены при движении.

Этот урок можно сделать весьма богатым и насыщенным, поскольку тема располагает.-6

Теперь мы можем объяснить и результат практической работы, и фокус.

А, зная о существовании трех видов сосудов и об обмене веществ в капиллярах, можем вернуться к рисунку, на котором кровь двигалась не пойми в какую сторону и закрепить представления о большом и малом кругах кровообращения.

Обязательно делаем записи на опорном конспекте.

Этот урок можно сделать весьма богатым и насыщенным, поскольку тема располагает.-7

Если время останется, можно обсудить опыт Моссо с перераспределением крови в организм. Напомню, что в ходе опыта лежащему на весах особой конструкции человеку предлагали активно поразмыслить о чем-либо и наблюдали колебание весов из-за того, что кровь приливала к голове.

Вот, собственно, и все. На следующем уроке у меня биологический диктант и лабораторная работа.

Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Если уважаемые читатели предложат более яркие и продуктивные идеи, с удовольствием приму! Давайте вместе сделаем биологию самым интересным предметом в школе!