Говорят, что женщины меньше интересуются профессиями, связанными с финансами.
И это правда. Женщин действительно мало среди партнёров инвестиционных, трастовых и хежд-фондов.
На секретарских ролях, в колл-центре, в бухгалтерии — да, много. Но чуть выше, там, где и делаются деньги, женщин и правда мало.
Почему так?
Обычно это объясняют пещерным примитивизмом, вроде недостатков строения головного мозга. Мол, ассоциативных полей не хватает.
Это объяснение удобно и льстит тем, кто считает, будто от рождения наделён приятным избытком ассоциативных полей.
Однако канадские исследователи Эрин Олдфорд и Джон Файсет наглядно показали, что дело не в нейроанатомии.
Оказывается, интерес к вакансии у мужчин и женщин зависит от лексики, использованной в объявлении.
Все описания вакансий можно разделить на два варианта — язык действий и язык объединения (agentic и communal, соответственно).
Например, «Нам нужна ваша амбициозность» — это язык действия. А «нам нужно ваше умение ладить с людьми» — язык объединения.
Исследование канадцев показывает, что женщины считают, будто объявления с языком действия — не про них. И выбирают язык объединения.
Это ещё одна монетка в копилку модели когнитивные реакции. Суть этой теории проста — важно не получаемы информация, а её интерпретация.
Вот человек читает в объявлении о работе что-нибудь про умение добиваться своего. И у него включается стереотип: амбиции, умение добиваться своего, настырность — это стереотипно мужские навыки. А вот умение ладить — стереотипно женское умение.
Подчеркну — не реально, а стереотипно. В реальной жизни конкретная женщина может быть на голову выше конкретного мужчине в амбициях и настойчивости, а конкретный мужчина может ладить с другими людьми лучше конкретной женщины.
Но модель когнитивной реакции безжалостна. Если человек не считает себя амбициозным, то он не будет претендовать на должность, описанную через язык действия.
А это даёт нам ответ на вопрос о том, почему же женщины меньше интересуются работой в сфере финансов. Ответ прост — женщины интересуются, но давление стереотипов заставляет их отказывать от своих интересов.
Получается, что достаточно изменить язык, описывающий вакансию и количество женщин, которые откликнутся на неё, резко вырастет.
По-моему, это стоит проверить. Я всей душой за то, чтобы стереотипы не мешали людям развиваться.
Пусть каждый пробует себя там, где хочет. По моему глубочайшему убеждению, в таких опираться нужно только на профессионализм, а не на пол, расу или ещё какой-нибудь неважный параметр.
Не согласны? Комментарии ждут, у меня тут свобода слова.
В дополнение рекомендую:
1. Женщинам не нужна любовь. Но дело не в том, о чём вы подумали
2. Женщина должна вдохновлять мужчину? Ну, разве что в сказках
3. Мужчины любят слабых женщин? Вот уж нет!
Источник: «Decoding bias: Gendered language in finance internship job postings» Erin Oldford, John Fiset, Journal of Behavioral and Experimental Finance, September 2021
Фото автора Kampus Production: Pexels