Найти тему

Почему женщины не хотят работать в финансовой сфере? Вы удивитесь, но дело не в способностях

Говорят, что женщины меньше интересуются профессиями, связанными с финансами.

И это правда. Женщин действительно мало среди партнёров инвестиционных, трастовых и хежд-фондов.

На секретарских ролях, в колл-центре, в бухгалтерии — да, много. Но чуть выше, там, где и делаются деньги, женщин и правда мало.

Почему так?

Обычно это объясняют пещерным примитивизмом, вроде недостатков строения головного мозга. Мол, ассоциативных полей не хватает.

Это объяснение удобно и льстит тем, кто считает, будто от рождения наделён приятным избытком ассоциативных полей.

Однако канадские исследователи Эрин Олдфорд и Джон Файсет наглядно показали, что дело не в нейроанатомии.

Оказывается, интерес к вакансии у мужчин и женщин зависит от лексики, использованной в объявлении.

Все описания вакансий можно разделить на два варианта — язык действий и язык объединения (agentic и communal, соответственно).

Например, «Нам нужна ваша амбициозность» — это язык действия. А «нам нужно ваше умение ладить с людьми» — язык объединения. 


Исследование канадцев показывает, что женщины считают, будто объявления с языком действия — не про них. И выбирают язык объединения.

Это ещё одна монетка в копилку модели когнитивные реакции. Суть этой теории проста — важно не получаемы информация, а её интерпретация.

Вот человек читает в объявлении о работе что-нибудь про умение добиваться своего. И у него включается стереотип: амбиции, умение добиваться своего, настырность — это стереотипно мужские навыки. А вот умение ладить — стереотипно женское умение.

Подчеркну — не реально, а стереотипно. В реальной жизни конкретная женщина может быть на голову выше конкретного мужчине в амбициях и настойчивости, а конкретный мужчина может ладить с другими людьми лучше конкретной женщины.

Но модель когнитивной реакции безжалостна. Если человек не считает себя амбициозным, то он не будет претендовать на должность, описанную через язык действия.

А это даёт нам ответ на вопрос о том, почему же женщины меньше интересуются работой в сфере финансов. Ответ прост — женщины интересуются, но давление стереотипов заставляет их отказывать от своих интересов.

Получается, что достаточно изменить язык, описывающий вакансию и количество женщин, которые откликнутся на неё, резко вырастет.

По-моему, это стоит проверить. Я всей душой за то, чтобы стереотипы не мешали людям развиваться.

Пусть каждый пробует себя там, где хочет. По моему глубочайшему убеждению, в таких опираться нужно только на профессионализм, а не на пол, расу или ещё какой-нибудь неважный параметр.

Не согласны? Комментарии ждут, у меня тут свобода слова.

В дополнение рекомендую:

1. Женщинам не нужна любовь. Но дело не в том, о чём вы подумали

2. Женщина должна вдохновлять мужчину? Ну, разве что в сказках

3. Мужчины любят слабых женщин? Вот уж нет!

Источник: «Decoding bias: Gendered language in finance internship job postings» Erin Oldford, John Fiset, Journal of Behavioral and Experimental Finance, September 2021

Фото автора Kampus Production: Pexels

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц