Найти в Дзене
Андрей Ковалев

Знаменитая улыбка ледокола «Ямал». Откуда растут зубы?

Сегодня уже трудно представить атомный ледокол «Ямал» без его знаменитой «акульей улыбки». В свое время в интернете, и в личных разговорах с моряками-ледокольщиками, я прочитал и выслушал немало различных версий о появлении на носу ледокола «зубастой улыбки». Да и многие моряки хотели войти, выражаясь языком И. Ильфа и Е. Петрова в «состав пайщиков-концессионеров», а иначе говоря, в соавторы идеи. И я решил выяснить, как и когда появился задорный рисунок на носу ледокола «Ямал». Летом 1994 года началась ускоренная подготовка ледокола «Ямал» к летним круизам. Всего за короткий сезон их должно было быть три. Два по контракту с американской туристической компанией «Quark Expeditions». А третий – по заказу одного из центральных телевизионных каналов – детский, с юными музыкантами из разных стран мира. Нужно сказать, что особый акцент в подобных круизах всегда ставится на хорошую экспедиционную программу для туристов. В арктических круизах присутствует много эксклюзивных мероприятий: выса

-2

Сегодня уже трудно представить атомный ледокол «Ямал» без его знаменитой «акульей улыбки».

В свое время в интернете, и в личных разговорах с моряками-ледокольщиками, я прочитал и выслушал немало различных версий о появлении на носу ледокола «зубастой улыбки». Да и многие моряки хотели войти, выражаясь языком И. Ильфа и Е. Петрова в «состав пайщиков-концессионеров», а иначе говоря, в соавторы идеи.

И я решил выяснить, как и когда появился задорный рисунок на носу ледокола «Ямал».

Атомный ледокол "Ямал" еще без "зубастой улыбки".
Атомный ледокол "Ямал" еще без "зубастой улыбки".

Летом 1994 года началась ускоренная подготовка ледокола «Ямал» к летним круизам. Всего за короткий сезон их должно было быть три. Два по контракту с американской туристической компанией «Quark Expeditions». А третий – по заказу одного из центральных телевизионных каналов – детский, с юными музыкантами из разных стран мира.

Нужно сказать, что особый акцент в подобных круизах всегда ставится на хорошую экспедиционную программу для туристов.

В арктических круизах присутствует много эксклюзивных мероприятий: высадка на острова Земли Франца-Иосифа с вертолетов или скоростных шлюпок, посещение «птичьих базаров» и лежбищ моржей, праздник Нептуна с вручением символического ключа от Северного полюса, ну и конечно, купание в проруби на Северном полюсе, барбекю и уникальные фотосессии. Ведь стоимость арктических круизов намного превышает круизы на пассажирских лайнерах в теплых морях.

Листаем галерею развлечений туристов на Северном полюсе:

Итак, хроника событий: 1994 год, ледокол «Ямал», причал № 1, порт Мурманск.

07 июля 1994 года, буквально за пару дней до выхода в первый круиз несколько штурманов собрались попить чаю. В каюте первого старшего помощника капитана хозяин каюты и второй помощник капитана обсуждали насущные вопросы подготовки к рейсу-круизу.

В основном, дело касалось внешнего вида ледокола, его презентабельности, свежей окраски надводной части корпуса судна и надстроек. Полемика была довольно бурной, моряки ломали голову, как бы еще добавить представительности и солидности ледоколу.

Один из них, сейчас уже сложно сказать, кто именно, предложил, шутки ради нарисовать акулью или китовую пасть на носу ледокола, придав тем самым неповторимость и оригинальность судну. В итоге, остановились на акульей пасти.

Охваченные хорошей идеей, судоводители спустились к вахтенному помощнику, вызвали боцмана и тут же озадачили его трафаретами акульей пасти в разных вариантах. К делу подключился главный механик, который принес необходимые чертежи носовой части ледокола.

Боцман, в свою очередь, добросовестно отработал поставленную задачу. Уже вечером следующего дня, в пятницу, модель рисунка была готова. Дело оставалось за маленьким: утвердить «идею» у капитана и воплотить в жизнь.

К капитану пошли целой делегацией, в общих чертах рассказав суть идеи. Капитан, после очень непростой рабочей недели уже планировал уехать домой, и поэтому, особо не вникая в детали, дал отмашку на воплощение идеи в жизнь.

За выходные, матросы под чутким руководством боцмана нарисовали на носу ледокола акулью пасть, используя для покрасочных работ плавучий понтон. И к утру понедельника «зубастая улыбка» была практически готова. Оставалось немного «подтянуть» улыбку до ушей.

-5

Прибывшие на работу руководящие сотрудники компании «Атомфлот» и капитан ледокола «по полной» оценили художественный изыск экипажа. После чего руководство вызвало капитана на ковер и в категоричной форме потребовало срочно закрасить «это безобразие».

На суде царил полный аврал, т.к. до выхода в круиз оставались считанные часы. Бесконечные погрузки снабжения, продуктов, множественные визиты разных береговых властей и пр. И палубная команда просто физически не имела времени на ретуширование безобразия.

«Наверху» было принято нелегкое решение: выходить в рейс с «зубами», а по возвращению - всенепременно закрасить!!!

Но жизнь диктует свое: все пассажиры оценили «улыбку» ледокола «Ямал», а дети - особенно. Да и фото/видео тоже сделали свое дело: кадры с «зубастой улыбкой» разлетелись по всему миру.

Листаем галерею:

Кстати, после завершения круизов, также самым загадочным образом не нашлось времени на закраску улыбки, т.к. ледокол после очень которого перерыва, который тоже был заполнен многочисленными судовыми хлопотами, вышел на проводку грузовых судов на Северном морском пути.

Ледокол "Ямал" проводит торговое судно
Ледокол "Ямал" проводит торговое судно

Окончательную и жирную «точку» поставило в этом деле подписание контракта с американской туристической фирмой на круизы на 1995 год, где было четко прописано "новое" название ледокола: «toothy Yamal»"(«зубастый Ямал»).

Статья написана по материалам А. Скрябина, одного из инициаторов идеи, бывшего вторым помощником капитана атомного ледокола «Ямал» в то время.

-8
Читаем на канале: