Не секрет, что для меня читать -- это все равно, что есть или дышать. Без книг я не могу жить. Если за день я не прочту хотя бы 5-10 страниц, то это значит, что день для меня потерян. Люблю я разные жанры, всегда прислушиваюсь к рекомендациям, но бывает, что рекомендации разочаровывают. Или вот выходит новая книга, ее все обсуждают, как ненормальные, хвалят, а ты читаешь и думаешь: "Штаааа?" И тут невольно начинаешь сомневаться в своей адекватности: другим-то нравится, другие-то кипятком фонтанируют, что со мной не так?
К счастью, с возрастом я пришла к двум выводам:
1) Если книга тебе не зашла, то это не потому. что ты глупый, просто это не твоя книга.
2) Никогда не нужно ругать книги, которые ты не читал. А вот если прочел, то имеешь полное право раскатать непонравившуюся тебе книгу.
Поэтому у меня в инстаграм есть даже такая рубрика #nobook , то есть НеКнига, то, что (имхо, конечно, только имхо) читать не стоит ради спасения вашей души.
И сегодня, Камрады, я познакомлю вас с двумя экземплярами таких НеКниг.
Ким Лиггетт "Год благодати"
Никто не говорит про год благодати... и не надо!
У меня только одна догадка: автор(ка?) данной книги захотела выехать на хайповой сейчас теме феминизма и мизогинии, поэтому придумала округ Гарнер, верховодящих там мужчин и угнетаемых ими женщин. И обычай, когда девочек, достигших 16 лет отправляют на год на уединенный остров, чтобы там они избавились от своего "волшебства", читай "ведьмовских чар", а, после того, как они вернуться назад, счастливиц ждет фата и марш Мендельсона, а тем, кому повезло меньше -- работные дома.
В центре книги противостояние между главгероиней Тирни (девочкой-сорванцом, которая "нитакая" , которая не хочет замуж и вообще) и местной "звездой" Кирстен (обычно в американских подростковых фильмах такая является капитаном команды болельщиц).
Ким хочет показать, что, воспитанные в мире жестоких мужчин, девочки, даже предоставленные сами себе и изолированные от патриархального общества, готовы травить друг друга только потому, что "баба бабе врагиня". Вот и в эпизодах, когда девушек только привозят в становье, Кирстен тут же трансформируется в миссис Кармоди из "Тьмы" Кинга и начинает всех третировать. Она и ее "приближенные" не хотят налаживать быт, все, что они делают целыми днями -- молятся, но чаще стараются пробудить свое "волшебство".
Ну, ок, думаю я, все понятно, но у меня тут еще целых 200 страниц, о чем же будет дальше повествование?
А дальше все вливается в типичное русло: появляется beautiful stranger, к ногам которого падает Тирни и забывает свои постулаты про "гордую и неприступную" и "сильную и независимую". Ну и начинается соплежуйство. Девушка, которая не хотела ни семьи, ни детей, прыгнет в объятия ко второму встречному и вернется в свое село глубоко беременной. Зато против течения и принуждения и совсем не патриархально, а то! Я бы еще понял, если бы автор начала развивать вот эту тему с самодостаточностью Тирни и ее отказом от семьи (сделала бы ее новой Лизой I, замужем за округом Гарнер), но вот этой любовной историей она перечеркивает все то, про что писала в предыдущих главах и дает нам понять: все женщины феминистки, отрицающие подчинение мужчине только до первого (ну хорошо, второго) смазливенького мужичка.
Я одного не могу понять: зачем нужно было писать вот это вот, когда у нас есть "Рассказ служанки", отполированный "Заветами"??? Или это очередная попытка напугать "прогрессивных барышень" современного мира?
Особенно смешным выглядит примечание автора, что на создание романа ее сподвиг образ тринадцатилетней девочки, которую она увидела на вокзале, а потом заметила, что на эту девочку один мужичок посмотрел с вожделением, а другая мадам с завистью и ненавистью, а сама автор начала биться в истерике: "Что мы творим с девочками???" Автор, попей таблеток, ты слишком эмоциональна. Ким явно относится к тем гражданкам, которые во всех мужчинах видят врагов, а в женщинах -- угнетенных, поэтому постоянно кричит про волков.
В общем, еще одна книга на "остросоциальную" тему, но по сути ни о чем... Снова и снова я повторяю (и буду повторять): товарищи, посмотрите "Таинственный лес" и расслабьтесь -- лучшего на эту тему еще не придумали и не сняли.
Кстати, если кто смотрел последний сезон "Рассказа служанки", поделитесь, как там? Говорят, Яснорада отожгла? А то я посмотрела первую серию нового сезона, мои глаза закатились, и дальше я просто не смогла продолжить даже ради Серены Джой.
Пауло Коэльо "Победитель остается один"
Утомленные гламуром
...и почему это я перестала читать Коэльо? - спросила себя я.
...а, вот почему... - ответила я себе же, когда прослушала первый час этой долгой аудиокниги.
Коэльо -- это писатель-монстр из 00-х. Если вы не читали "Алхимика" или хотя бы "11 минут", то вы были фи какой дремучий. В торбочке каждой уважающей себя восторженной девочки их 00-х обязательно должен был быть томик Пауло, иначе она приравнивалась к виду "гламурное кисо" и подвергалась жестокой критике.
Вот вы читали "Алхимика"? Вы поняли, что хотел сказать автор? Нет? Ну вы ващщщще! Идите читать Донцову. Или Шилову. Креста на вас нет!
Вся прелесть ранних романов Коэльо была в том, что они были небольшого формата, читались за день, откладывались на полку, а в душе читавшего бурно начинало расцветать махровое ЧСВ. Даже, если он прочел "Книгу Воина Света" и понял из нее только: "...Воин Света должен...." и дальше белый шум.
Я забросила свои отношения с автором после его "Ведьмы из Портобелло", решив, что этот кактус мне больше не вывезти и вообще пора бороться с этой созависимостью. Но тут в одном паблике я наткнулась на рекомендацию романа "Победитель остается один", который представлялся там, как "глубоко психологичный роман о насилии в семье, сталкинге и токсичных отношениях". Ну ладно, Коэльо, уговорил.
Спойлер: токсичные отношения в итоге имели место быть, но только между мной и автором романа.
Каннский фестиваль часто сводит друг с другом очень разных людей, преследующих очень разные цели. С первых страниц (я, слава богам, слушала все это в аудиоформате) Коэльо пускается в любимые им пространные рассуждения на тему обнищания душ и осуждение предпочтения материальных ценностей духовным. И задает нам курс на удивительный любовный треугольник: Игорь-> Ева (Катя) -> Хамид. Но кроме них в романе будут еще посторонние персонажи, половину из которых можно вообще смело выкинуть из повествования.
Итак, рассмотрим подробнее:
Игорь -- все понятно с первых строк: главный злодей, русский Аллигарх, сколотивший свое состояние в кровавых 90-х, а теперь владеющий салонами сотовой связи. Игорь -- тиран, абьюзер и вообще, после Афганистана у него котелок совсем протекать начал. Он -- настоящий кошмар и ужас, летящий на крыльях ночи. В Канны его привело всего одно желание: найти и вернуть жену Еву, которая бросила его ради другого мужчины. Делает он это типичным для русского злодея способом: убивает посторонних людей.
Габриэлла -- актриса, которая по своему возрасту (целых 25 лет) уже начинает "выходить в тираж", поэтому цепляется за любую возможность попасть на большой экран. Кто она? что? Зачем ее сюда вообще впихнули?
Жасмин Тайгер (можно я не буду комментировать ее имя, а?) -- моделька, но не просто, а "нитакая". О, она настоящая "интеллектуалка", которая считает себя априори лучше других, потому как она читает книги, поэтому ей все обязаны (ну да, ну да, нам уже по ее псевдониму это видно). А еще ей дядя из магазина одежды сказал, что она очень красивая, так что теперь ей все обязаны вдвойне.
Хамид -- нынешний муж Евы. Модельер с Ближнего Востока, продвигающий муслим-моду в массы. Тусуется в романе для того, чтобы выгодно контрастировать белым пальтишком на фоне Игоря.
Ева -- хмммм... что я там говорила про Жасмин Тайгер и ее ЧСВ? Беру свои слова обратно. Она курит за углом, когда на сцену выходит ОНА!
У Евы была типичная история: пока муж в горячие 90-е и 00-е зарабатывал деньги и развивал бизнес, она сидела дома и скучала. От этого она начинает прикладываться к бутылке. Заняться благотворительностью? Начать патронировать детский дом? Открыть приют для единорогов? nope Но все меняется, когда муж покупает своей благоверной бутик одежды в центре Москвы (о, как оригинально!) Все равно скоро новая игрушка ей надоедает, ибо она начинает искать признаки психопатии у своего мужа (а это, как вы уже поняли, не кто иной, как Игорь). Сходить к психологу? Семейные консультации? WAT? Ведь всегда можно дуться и упрекать мужика в том, что он оказывает мало внимания и вообще "живет работой".
Особняком стоит сцена из ресторана в Иркутске, где Игорь и Ева, еще будучи женатыми, сидят и уплетают рыбку под дорогие напитки. И тут за их столик приземляется местный алкаЧ. Чтоооо? Коэльо, ну рили? Я понимаю, что ты съездил на Ольхон, поэтому уже считаешь себя знатоком русской души и русских порядков, но даже к Депардье это получилось бы лучше. В Россеюшке алкашей только в макдак пускают, а в ресторан он бы дальше входной двери не проник. Конечно, это может быть местный юродивый Олежка, которого не гонят только из жалости. Но все равно маловероятно.
Наивность Евы может быть побита только наивностью супруги Саши Белого из нетленного хита 00-х "Бригада".
- Он убил этого нищего.
- Нет, он безвозмездно дал ему денег.
- Он его убил.
- Он не такой.
- Он крышует пол-Москвы и продает оружие в Сирию.
- Как?
То есть барышня, выросшая в России 90-х на голубом глазу говорит всем, что ее муж нажил состояние исключительно легальны путем. Ога.
Так может быть плюнуть на все, сменить образ жизни и уйти от нелюбимого? Но с новым мужем начинается совсем другая петрушка. Выражение "как мне это все надоело" никуда не уходит из Евы и, прихлебывая элитное шампанское в люксовой тачке, она продолжает вздыхать про "падение нравов".
И я б хотел устать черную икорку жрать, - сказал один шутник.
Проблема Евы в ее голове -- ее жемчуг всегда будет мелким.
Прибиваясь от одних штанов к другим героиня удивляется, почему она так и остается приложением к мужику, а никак не становится ЛИЧНОСТЬЮ. Хммммм... Ева, коучей по успешному успеху в инстаграмме почитай что ли...
Ясно, что именно ее Коэльо ставит на пьедестал, именно она становится воплощением жертвенности, смирения и духовности. Такое себе воплощение, скажу я вам. Имхо, я намного больше пострадала, подвергшись этому литературному абьюзу.
В итоге мы получили скучную многостраничную (более 13 часов в аудиоформате) жвачку на тему "Фу так жить, ясненько". Я, конечно, не читала более поздние произведения Коэльо, но мне показалось, что его либо Лев Толстой искусал, либо просто платить начали за количество слов, по-другому это словоблудие и тонны воды в книге я объяснить не могу.
Роман был написан в 2008 году, когда эра гламура как Господин ПэЖэ успешно испускала последний выдох, а не ругал ее только ленивый, поэтому Пауло решил запрыгнуть в последний вагон и вставить свои пять копеек, забыв, что за 8 лет до этого свои 99 франков на эту тему вжарил Фредди Бегбедер (которого я тоже не жалую), это тоже было ни фига не понятно, но хотя бы интереснее и короче.
П.С. Но Игорь все-таки злодей.
П.П.С. И - да - Игорь злодей.
П.П.П.С. Не забываем, Игорь все еще самый злобный злодей.
... нет в вас духовности...
По моим высказываниям можно подумать, что я до мозга костей мизогинична и отрицаю тему домашнего насилия. Нет. Просто вышеописанные примеры книг, имхо, созданы только ради хайпа (ну, Коэльо еще и просто порассуждать о бездуховности любит). По моему мнению у того же - сюрприз - дяди Кинга есть не менее интересные романы на эту тему. Взять хотя бы "Розу Марену" или "Игру Джералда". И практически в каждом его старом романе проскакивает тема избиения жен мужьями. Это вам не над девочками на вокзале духовно причитать, это классика, это знать надо.
Читали ли вы, Камрады, этот трешачок? Поделитесь мнением?
Знаю-знаю, Варго на меня нет)))
#рецензия на книгу #пауло коэльо #победитель остается один #год благодати #ким лиггетт #антиутопия #сталкинг