Уверены, что новые сроки правления получат только хорошие губернаторы, а плохих можно будет легко «снести»?
Госдума в первом чтении приняла масштабный законопроект «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». Теперь всё будет по-новому.
Документ, состоящий из двухсот страниц, регламентирует целый ряд аспектов управления в России. Он на практике продолжает реализовывать обновлённую Конституцию.
По словам одного из авторов закона Павла Крашенинникова, важнейшим из нововведений станет снятие ограничений на количество сроков правления губернаторов. Теперь число сроков будут устанавливать парламенты регионов.
Новые правила
Закон также расширит возможности президента для воздействия на глав того или иного региона. Вводятся такие меры воздействия на них, как предупреждение, выговор, отрешение от должности и временное отстранение от исполнения обязанностей.
Отрешённый президентом РФ глава субъекта не сможет больше претендовать на пост губернатора в течение пяти лет.
А ещё каждый срок станет фиксированным — пять лет.
Следующее новшество: для того, чтобы разрешить возникшие споры, в том числе о распределении полномочий, губернаторы смогут обращаться в Госсовет.
Заксобрания смогут теперь работать в дистанционном формате(и уже практикуют это). А сами регионы будут обязаны создать контрольно-счётные органы для проверки бюджетов и внебюджетных фондов.
Вместе с тем, губернаторов наделят полномочиями распускать местные парламенты в случае принятия депутатами антиконституционного закона.
Одно из правил уже стало поводом для недовольства депутатов Татарстана. В тексте законопроекта был пункт о том, что руководители регионов могут называться только «главами» — не губернаторами и, что подчёркивалось отдельно - не президентами.
Но ведь сейчас глава Татарстана зовётся президентом. Поэтому один из авторов закона, депутат Павел Крашенинников, отметил, что переименовывать губернаторов не станут, однако слово «президент» в наименовании должности регионального управленца использовать запретят.
В Кремле не стали комментировать закон, говоря о том, что начнут свою работу после того, как документ «выйдет из Думы».
Между тем, Крашенинников уверен, что изменять закон из-за Татарстана никто не будет.
Счётная палата и правительство РФ уже дали свои положительные отзывы на законопроект, внеся ряд непринципиальных замечаний. Закон могут принять уже в декабре, а основная часть положений вступит в силу 1 июня 2022 года.
Читайте также: 30-летние министры: как «желторотые юнцы» приходят к власти
Ярлык на княжение или возможность для лучших?
Самым дискуссионным стал вопрос о сроках правления губернаторов. Одни увидели в этом несменяемость власти и застой, другие решили, что это замечательная возможность не терять хороших управленцев.
По мнению политолога Олега Матвейчева, хорошему губернатору можно позволить управлять регионом «хоть всю жизнь», однако если глава будет работать плохо, то его можно будет «снести», а не ожидать окончания сроков полномочий:
«Если губернатор не справляется, коррупцией занимается и так далее, то мы его смещаем раньше срока (соответствующая процедура предусмотрена законодательством — ред.). Если мы видим, что с губернатором всё плохо, то мы его смещаем, а если всё хорошо, то почему нужно соблюдать сроки? Всё логично».
Председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион согласен с Матвейчевым.
Но, с другой стороны, представитель РПЦ указал, что новые правила закладывают основу для возможной коррупции. Поскольку длительное нахождение человека у власти в конкретном регионе даёт ему в руки очень много механизмов, и при их помощи в его окружении может процветать коррупция.
Существуют и более оппозиционные мнения. К примеру, что губернаторские сроки могли увеличить прежде всего из-за нескольких управленцев, которые, по мнению федерального центра, хорошо справляются со своими обязанностями. Речь шла о мэре Москвы Сергее Собянине, губернаторе Московской области Андрее Воробьёве, главе Чечни Рамзане Кадырове и президенте Татарстана Рустаме Минниханове.
Политолог Аббас Галлямов считает, что закон может усилить протестные настроения в России. Однако в беседе с ForPost с этим не согласился политолог Константин Шадров. Он убеждён, что в целом ничего не поменяется, но успешные управленцы получат шанс продолжать работу.
Вместе с тем о законе уже высказались и парламентские фракции.
В частности, глава ЛДПР Владимир Жириновский сказал, что новые сроки губернаторов это «ярлык на княжение», который начнут давать угодным Москве управленцам.
Член КПРФ Юрий Синельщиков заявил, что его партия против новых правил, потому что все губернаторы, работавшие третий, четвёртый срок, уже ничего нового придумать не смогли, это известно из нашей российской практики.
Как правило, они шли по старым рельсам, которые уже давно были проложены. Фантазии на что-то новое у них не хватало.
До второго чтения Дума продолжит принимать предложения и возможные поправки к закону.
Читайте по теме: Просто времена меняются, гайки закручиваются
Без денег не будет независимости
Несомненно, одним из самых острых вопросов, который поставил данный закон - это несменяемости власти.
Насколько общество может быть уверено, что новые сроки правления получат только хорошие губернаторы, которые работают на благо людей, а плохих можно будет легко «снести»?
С этим вопросом ForPost обратился к политологу Алексею Чадаеву.
По его словам, логика закона заключается в том, что губернаторские выборы становятся процедурой «получения согласия жителей региона на выбор президента».
Вместе с тем, глава страны получает полномочия как на предоставление должности, так и снятия с оной.
При этом отпадает вопрос несменяемости: россияне выбрали президента, президент выбрал губернаторов.
Если мы доверяем президенту, значит, и губернаторам тоже. И тогда уже неважно, сколько именно лет они управляют вверенными им территориями. Возможность сменить главу региона снизу сводится к нулю.
При этом упрощается процедура сноса сверху. Чтобы губернаторов могли снимать по утрате доверия.
Чадаев считает, что новый закон проистекает из экономической модели, по которой строятся отношения Москвы с регионами, — когда ради выравнивания доходов столица лишает субъекты части налогов и тем самым умаляет их самостоятельность.
Поскольку большая часть регионов дотационная и деньги распределяет центр, то вполне естественно, что он хочет иметь рычаги влияния на глав регионов. Хочет контролировать то, как расходуются средства, которые им даёт Москва. Естественно, что финансовая централизация неизбежно влечёт за собой нечто вроде политической централизации.
Политолог объяснил, что пока регионы не станут финансово самостоятельными, о политической независимости и возможности жителей повлиять на власть, не может быть и речи.
В частности, для этого можно оставлять большую часть налогов, собранных в регионе, внутри него.
Но здесь возникает другая проблема: ведь в таком случае, например, нефтяной ХМАО станет гораздо богаче целого ряда других субъектов. Именно эту проблему и стоит решать в первую очередь, указал Чадаев, отметив, что сроки губернаторов в этой связи не самое главное.
Читайте также: Вот и сказке конец: почему в России мэры подбираются, а не выбираются
Поделитесь этой новостью с друзьями.
ПОДПИШИТЕСЬ и читайте наш канал!