Найти тему
Путь к изобилию

ШЕЯ, которую не дали свернуть. Наступление в секторе Шакар Гарх. Западный фронт 3-й индо-пакистанской войны

Шёл 1971 год. На горизонте истории сгустились тучи 3-й индо-пакистанской войны - самой горячей фазы войны за независимость Восточного Пакистана (Бангладеш). И когда 3 декабря война всё же вспыхнула, начавшись с превентивных ударов пакистанской авиации в ходе операции "Чингисхан", индийская армия была готова не только к броскам в Восточный Пакистан. Она была готова к активной обороне и упреждающим ударам и на Западном фронте.

Одним из стратегически важных направлений на западе являлся район так называемой "куриной шеи" – двухсот пятидесяти километровый "перешеек", соединяющий Джамму и Кашмир, Ладакх и север Химачал-Прадеша с остальной территорией страны (1).

Место сражения (стрелочка)
Место сражения (стрелочка)

Имея разведданные о планах Пакистана из окружения самого президента Исламской республики Яхьи Хана, руководство Сухопутных войск и Западного командования Индии начало концентрацию I армейского корпуса в районе Самбы и Патханкота ещё 2 декабря. В состав корпуса входили три пехотные дивизии (36-я, 39-я и 54-я), две танковые, две артиллерийские и одна инженерная бригады, около двухсот танков - старых британских "Центурионов" и вполне современных (на тот момент времени) советских Т-55. Командовал корпусом генерал-лейтенант Хем Каран Сингх.

Индийский "Центурион" производства Британии
Индийский "Центурион" производства Британии

Первому индийскому корпусу противостоял армейский корпус Сухопутных войск Пакистана, по стечению обстоятельств также носивший первый номер. Штаб располагался в Сиалкоте, в состав I пакистанского армейского корпуса входили 8-я пехотная дивизия (четырёх бригадного состава), 5-я пехотная дивизия, 8-я танковая бригада, четыре танковых полка, артиллерийские и инженерные части, батальон пограничников. Всего у пакистанцев на этом направлении Западного фронта имелось до 400 танков, в основном американские "Паттоны" и китайские Тип-59 (копия советского Т-54). Позиции пакистанских войск были хорошо оборудованы в инженерном отношении и прикрыты множеством минных полей, командовал ими генерал-лейтенант Иршад Ахмад Хан.

Пакистанский танк китайского производства Тип-59 (Т-54)
Пакистанский танк китайского производства Тип-59 (Т-54)

Пакистанский удар из района Шакар Гарха представлял стратегическую опасность для Индии – могло быть перерезано наземное сообщение между Джамму и индийским Пенджабом, а в случае развития успеха в направлении китайского Тибета, пакистанцы отсекли бы всю северную "голову" индийской территории. Индийцы решили упредить противника. В ночь с 5 на 6 декабря были захвачены пакистанские пограничные посты, а 6 декабря индийские войска перешли в наступление. При этом Пакистан имел на данном направлении некоторое превосходство в живой силе и двукратное – в танках.

План индийской наступательной операции
План индийской наступательной операции

39-я индийская пехотная дивизия, усиленная 2-й танковой бригадой, артиллерией и инженерными подразделениями, наступала с севера на Шакар Гарх. Продвижение индийцев было сильно затруднено минными полями, чёткой работой пакистанской артиллерии и плотным пулемётным огнём, и не достигло значимых успехов. Атака возобновилась 8 декабря, но опять захлебнулась. 10 декабря 1971 года 72-я пехотная бригада 39-й дивизии провела успешную, скоординированную атаку и смогла захватить Хархар Калан. На этом успехи дивизии закончились – очередная "россыпь" минных полей преградила ей путь. Сил для траления и разминирования не хватало, и индийцы остановились. 2-я танковая бригада была переброшена на участок 36-й пехотной дивизии, которая с трудом "прогрызала" оборону противника с востока, также в направлении на Шакар Гарх, имея основной задачей - сковать войска противника в этом районе.

Индийский Т-55 советского производства
Индийский Т-55 советского производства

54-я пехотная дивизия и 16 танковая бригада Индии начали наступление одновременно с 39-й дивизией – 6 декабря. Им также приходилось буквально "прогрызать" пакистанскую оборону на направлении Делхра и Бари. Глубокие минные поля, упорное сопротивление превосходящих пакистанских сил и интенсивная работа авиации противника чрезвычайно осложняли задачу первого этапа наступления – захват, расширение, а затем и удержание плацдарма в районе Такурдварх - Барт – Дхарман. В ходе восьми дней упорных боёв наступавшие индийские части "продавили" оборону пакистанской армии и к 16:00 14 декабря захватили Джумбиан Манхасан на восточном берегу реки Басантар.

Первые атаки по расширению с плацдарма были начаты индийцами в 19:15 15 декабря. Но весь берег Басантара, вся пойма, были густо заминированы. Ширина (глубина) минных полей достигала полутора километров. Сапёрам предстояло сделать два прохода – один предполагалось протралить, другой, ввиду нехватки танковых тралов, нужно было разминировать вручную.

Пакистанцы тоже не сидели "сложа руки". 15 декабря они попытались перейти в контрнаступление на широком фронте в секторе Шакар Гарх, оно сопровождалось ожесточёнными боями с переменным успехом, местами доходившими до рукопашных схваток, а их танковые атаки на плацдарм, захваченный индийцами, были особенно ожесточёнными.

Шакаргархский выступ
Шакаргархский выступ

В самый критический момент сражения, утром 16 декабря 1971 года, когда пакистанская пехота, при поддержке, в общей сложности, более 60 танков непрерывно атаковала переправившиеся на восточный берег Басантара передовые индийские части и сапёров 404-й и 405-й отдельных инженерных рот, делавших проходы в минных полях, индийское командование уже было готово отказаться от дальнейшего прорыва. Но на прикрытие сапёров устремился взвод танков капитана Малхотры из 17-го кавалерийского (танкового) полка на трёх "Центурионах". Индийские танкисты открыли огонь с дальней дистанции и уничтожили 10 пакистанских "Паттонов". 4 из них были на счету экипажа младшего лейтенанта Аруна Хетарпала.

После этого "Центурион" капитана Малхотры вышел из строя - у него заклинило орудие, а машина лейтенанта Альхавата стала жертвой пакистанского "Паттона". Танк Аруна, оставшийся в одиночестве, вскоре тоже был подбит и загорелся. Капитан Малхотра по радио приказал младшему лейтенанту покинуть машину и отходить к реке. "Нет, сэр, я не брошу свой танк. Моё орудие ещё стреляет" – был ответ 21-летнего офицера, который, к тому же, был тяжело ранен. Он выключил рацию, чтобы не слышать больше приказов об отходе, и повёл горящий "Центурион" в новую атаку, подбив при этом ещё один "Паттон" с почти "пистолетной" дистанции в 75 м, прежде чем его собственный танк не был добит пакистанцами, а сам Арун Хетарпал погиб смертью героя. Всего машина отважного офицера получила четыре прямых попадания из башенных орудий пакистанских "Паттонов". По некоторым сведениям, в своей последней атаке Арун подбил не один, а два танка противника. Посмертно младший лейтенант Хетарпал был удостоен Парам Вир Чакры – высшей награды Индии за храбрость, храбрость, проявленную в своём первом бою, ставшем для него и последним.

Младший лейтенант Арун Хетарпал
Младший лейтенант Арун Хетарпал

Подвиг танкистов сорвал атаку пакистанцев - в своей последней атаке Арун Хетарпал уничтожил танк пакистанского комбата, противник впал в замешательство и ослабил натиск на плацдарм. Проходы в минных полях были проделаны, индийские танки и пехота стремительно рванулись в атаку и прорвали пакистанскую оборону. После этого войска хлынули в прорыв, заняв в ходе всей операции территорию площадью более 3000 квадратных километров (для сравнения – территория Люксембурга около 2500 кв. км).

Бои продолжались до 20:00 17 декабря, когда было объявлено о прекращении огня между Индией и Пакистаном, хотя взаимные артиллерийские обстрелы продолжались до утра 18 декабря.

В ходе этого ожесточённого сражения Пакистан потерял около тысячи человек убитыми и ранеными, около 50 танков было уничтожено, ещё порядка 40 повреждено или брошено.

Индийские потери в живой силе составили приблизительно 500 человек убитыми и ранеными, около 10 уничтоженных и 15 повреждённых танков.

После окончания войны территория площадью, близкой к 1000 кв. км из 3000, занятых в ходе операции, с более чем 500 населёнными пунктами, так и осталась за Индией. "Бескорыстная" помощь бенгальским братьям со стороны Индии оказалась не такой уж и бескорыстной.

Пакистан не смог, не успел, осуществить свой план по прорыву в направлении китайского Тибета, а КНР не решилась вступить в войну на стороне Пакистана и ударить навстречу, опасаясь советского ответа в Восточном Туркестане и Маньчжурии.

После войны на карте мира появилось новое государство – Бангладеш.

PS. Если пытливый читатель захочет отыскать на карте реку Басантар (Basantar), то он должен знать, что она является притоком реки Рави (Ravi), в приложении Гугл.Карты она обозначена как река Де Нала, а в приложении Яндекс.Карты её нет вовсе.

  1. "Куриной шеей" в Индии, в географическом смысле, обычно называют "коридор Силигури" - кусочек индийской территории, "мостик" соединяющий северо-восточную Индию с остальной частью страны. Данный термин по отношению к перешейку на севере, о котором идёт речь в статье, использовался в индийской печати в переносном, образном смысле: во-первых, его перерезание также опасно для Индии, как и перекрытие коридора Силигури. Во-вторых, и это, пожалуй, главное, - успешные для себя бои с превосходящими силами противника, после китайско-индийского конфликта 1967 года в районе коридора "Силигури", индийцы нередко называют "новой куриной шеей" (что-то на подобии "новых Канн"), имея ввиду свю победу над китайцами, имевшими в том конфликте численное превосходство. Разобраться в этом вопросе и внести ясность помог автору, считавшему понятие "новая куриная шея" чисто географическим, читатель Pol Newman. За это автор выражает внимательному читателю свою искреннюю признательность и благодарность.

Понравилось? Тогда не забудьте, пожалуйста, нажать на кнопку "НРАВИТСЯ", ПОДПИСАТЬСЯ и оставить свой КОММЕНТАРИЙ.

Удачи Вам, дорогой читатель, до новых встреч!