Найти в Дзене

Квартирный вопрос до революции. В каких квартирах жили петербуржцы и москвичи

В столичном Петербурге более чем 90% жилья сдавалось в аренду, от роскошных барских квартир, до койко-мест. В Москве тоже львиная доля жителей обитала в съемном жилье. Селились и в многоквартирных домах, и в частном секторе.

Состоятельный холостяк чаще всего снимал квартиру с 3-5 комнатами, люди семейные с 4-7. В хорошую холостяцкую квартиру входила спальня, гостиная, столовая, иногда кабинет, комната для прислуги. Иногда столовая и гостиная могли быть совмещены. В семейных квартирах к этому прилагались помещения для детей. Дети часто селились все в одну общую детскую, личные комнаты были редкостью. Согласно переписи 1890 года, без учёта кухни и передней 40% жилых квартир в столице имели от 3 до 5 комнат, 24,4% -2 комнаты, 23,8% - 1 комнату, 11,8% - 6 и более. Но эта статистика не учитывает, сколько именно арендаторов проживало в данных квартирах, и во многих случаях речь шла фактически об общежитиях. Были и просто недорогие квартиры, в которых иногда не было кухни, иногда коридора, а иногда и того и другого.

Ещё одна особенность – условная граница между некоторыми видами жилья. Так многие люди месяцами жили в гостиницах, которые по факту были общежитиями. Длинный коридор, вдоль него ряд комнат, которые можно снять хоть на день, хоть на год. Еду готовили прямо в комнатах или посещали заведения общепита, удобства в лучшем случае на этаже. Сдавались меблированные комнаты, которые по факту не слишком отличались от гостиниц. Спросом пользовались малогабаритные квартиры, напоминавшие современные квартиры-студии. Разница между маленькой квартиркой без кухни и коридора и меблированными комнатами была небольшая. Земля в Петербурге была дороже, поэтому дома строили выше. В Москве 19 века большая часть зданий была в 2-3 этажа, поэтому самая дешёвая жилплощадь была в подвалах. В Петербурге здания были выше, и беднота селилась на верхних этажах и чердаках.

Предлагали жилплощадь и хозяева домов, и их арендаторы. В художественной литературе не раз упоминается словосочетание «нанять от жильцов». Речь о субаренде, когда арендатор квартиры сдавал комнаты, иногда углы (отгороженные шторкой или перегородкой части одного помещения) и койки, и даже половины коек. Случалось, что койку снимали вскладчину и спали в ней посменно, если работали с разным графиком. Иногда в дешёвых домах на таких условиях и на небольшой площади набивались сотни людей. Образовывались настоящие трущобы. В Москве они концентрировались в основном в районе печально известной Сухаревки, в Петербурге возле Сенного рынка. Символом петербургских трущоб стала знаменитая «Вяземская лавра», комплекс из нескольких доходных домов, где в ужасных условиях проживало несколько тысяч человек.

С выбором мебели была относительная свобода. Люди могли привозить свою, а могли брать в аренду, и не обязательно у арендодателя квартиры. В городах было много складов, которые предлагали мебель или брали еёна хранение. Это было актуально ещё и потому, что люди часто переезжали. Квартиру снимали иногда на год, а иногда на сезон с осени и до конца весны, а потом уезжали на лето в имение, или на дачу. Аренда дачи со второй половины 19 века стоила дешевле, чем аренда городских квартир. Люди состоятельные обычно годами жили в одних и тех же хоромах, а вот средний класс часто шёл на подобные хитрости. А когда люди возвращались в город, начиналась ежегодная эпопея с поиском нового жилья.

Новую квартиру обычно искали в уже привычном районе. Люди были не столь мобильны, как сейчас, любили посещать одни и те же любимые лавочки и магазинчики, к тому же изначально ориентировались на то, чтобы удобно было добираться на работу. Ещёодна характерная особенность — выбирали, ориентируясь не на количество домочадцев, а на престижность. В барских квартирах могло жить небольшое семейство, но в квартире были передняя (помещение между подъездом и собственно самой квартирой), вестибюль (где раздевались и оставляли верхнюю одежду), зал, гостиная (иногда несколько), столовая, будуар хозяйки, спальни (иногда у каждого из супругов своя), рабочий кабинет хозяина, детская. Зал от гостиной обычно отличался размером и оформлением. Примерно как парадные залы во дворцах, только поменьше, для танцев, светских приёмов. В больших квартирах и особняках было также буфетная (её иногда называли официантской) – техническое помещение рядом со столовой. В ней хранилась посуда, скатерти и иные принадлежности барского стола, некоторые припасы, и там же во время званых обедов или светских приёмов могли ждать своего выхода официанты. Чем меньше финансовых возможностей, тем меньше комнат, хуже этаж и вид из окна. Разумеется, самые востребованные квартиры были как современные однушки, двушки, евродвушки, иногда не было кухни или коридора. А многие люди жили в совсем уж печальных условиях.

Несколько слов о процедуре аренды. Поиск жилья был делом хлопотным, особенно в конце дачного сезона. Кто-то искал через сарафанное радио, объявления в газетах, кто-то мог обратиться в аналог современного риэлтерского агентства (они появились в конце 19 века), а кто-то прогуливался в нужном районе и смотрел, нет ли на входе в дом «билетиков». Это нечто вроде рекламки, в которой указано, что в доме сдается такая-то квартира. Можно было спрашивать у дворников.

этот материал также опубликован в моем блоге на pikabu тут

#история #российская империя #жилье #аренда #дореволюционная россия