Найти тему
com-drive

К-710 - совсем другой «Кировец» родом из 1979-го. Откуда пошла многоугольная кабина

13 июля 1962 года в СССР началась новая эпоха тракторостроения. Из цехов Кировского завода вышел первый трактор К-700 «Кировец». Это имя на десятилетия стало символом мощи для советских аграриев. А для детворы (да и не только) именно желтые монстры являлись образом того, как должен выглядеть мощный трактор.

Между тем, у разных поколений был свой «Кировец». У кого-то с вертикальными решетками на «фасаде» и капотом с наклоном, а у кого-то весь квадратно-угловой. Те, кто помоложе и вовсе представляют «Кировец» красно-белым и «многогранным». А вот откуда появился этот многоугольный дизайн, мы сегодня и расскажем.

Эскиз трактора К-710
Эскиз трактора К-710

В 1978 году БФ ВНИИТЭ начал колдовать над созданием внешнего вида перспективного трактора К-710. К тому моменту часть работ уже провел «Кировский завод». Так было всегда – сотрудники института отталкивались именно от того, что хотел видеть будущий завод-изготовитель.

Однако идея ленинградцев белорусам не очень понравилась. Переднюю часть они посчитали визуально перегруженной, кабина из-за обилия перемычек казалось слепленной из маленьких кусочков, а ее дизайн с вертикальным передним стекло и имеющим обратный наклон задним был признан неудачным.

Кроме эстетического «фи» были отмечены и технические моменты: неудовлетворительная обзорность, неудачное расположение лестницы, фар и других элементов.

Еще один из вариантов оформления К-710
Еще один из вариантов оформления К-710

Стоит отметить, что при создании нового «Кировца» у конструкторов был «буржуйский» ориентир. Им стал трактор Steiger Tiger ST-450 (третьей серии), выпуск которого начался в 1977 году.

Судя по всему, визуально машина нашим конструкторам очень понравилась. Иначе вряд ли бы они постарались максимально повторить ее в образе К-710. Основным внешним элементом Steiger Tiger была ходовая система. В БФ ВНИИТЭ ее охарактеризовали не иначе как «создающей характерный облик распластанного мощного, ползущего по грунту силового агрегата».

«Многоугольная» кабина тоже пришлась по душе. Ее посчитал «простой, но достаточно энергичной». Особо отмечалось, что достичь такого эффекта удалось благодаря развитой крыше и активному наклону стекол.

Этот момент сразу же обыграли на одном из макетов К-710.

Впрочем, бездумным копированием институт никогда не занимался. Так что в образ «иномарки» сразу внесли изменения сделав покатый капот. Кроме придания трактору стремительности таким образом решалась куда более важная проблема – улучшался обзор вперед, который у Steiger Tiger был не очень именно из-за большого оперения.

Отдельного внимания потребовали воздухозаборники. По своим размерам они никак не хотели влезать в подкапотное пространство, а следовательно, размещались снаружи. При этом они не только не вписывались в образ, но и мешали нормальному обзору вперед-влево и вперед-вправо. Была даже предложена идея разместить их под кабиной. Но с учетом вытекающего из этого объема технических переделок, вариант был признан экономически нецелесообразным.

На самом деле вопросы обзорности при проектировании К-710 упоминаются чуть ли не в каждом абзаце отчета. Огромный капот, короба воздухозаборников, большой гидробак – все было против того, чтобы тракторист мог нормально контролировать ситуацию по сторонам.

В итоге был даже построен посадочный макет, чтобы «по месту» перекомпоновывать элементы трактора.

В результате проведенных работ все же удалось создать компромиссный вариант, при котором и обзор стал лучше и все агрегаты должны были найти себе место для размещения. По факту, новинка по обзору заметно превосходила серийный «Кировец». В К-710 верхняя кромка капота в передней части должна была снижаться примерно до уровня человеческого роста, что повышало и безопасность.

Несмотря на многообразие вариантов исполнения кабины, которые фигурировали на фотографиях, по факту все работы велись уже над симметричным вариантом с обратным наклоном передних и задних стекол. В отчете это нигде не упоминается, но скорее всего в конструкцию изначально закладывался вариант максимального упрощения перевода трактора на режим реверсивной работы.

-10

Впрочем, работы по К-710 были далеко не закончены м в 1981-году институт вновь вернулся к данной теме...

Если вы еще не успели побродить по нашему каналу, то вот вам ссылки на материалы схожей тематики:

Материал по трактору ЮМЗ-6

Материал по трактору Т-54В

Материал по тракторам МТЗ-100/142

Материал по трактору ЛТ-28

Материал по комбайну СКТ-20

Материал по комбайну ДОН-1500

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц