Взяв во внимание тот факт, что в Осетии была слабо распространена христианская религия и многие продолжали придерживаться нашей традиционной скифской религии, Синод России (орган церковно-государственного управления) решил отправить в Осетию своих миссионеров. Перед ними церковный орган (т.е. Синод) поставил не только миссионерскую задачу, но и достижение политических целей, связанных с развитием русско-осетинских взаимоотношений, а именно «привождением» осетин в российское подданство.
Из этих миссионеров Синод образовал комиссию, назвав её Осетинской. Она была сформирована из грузинских эмигрантов, переселившихся в Москву и Петербург. В комиссию вошли и представители Осетии, которые задолго до этого отошли от своей традиционной веры – иеромонах Парфений и его ученики. Причём они приняли христианство в Грузии. Интересно то, что в этой комиссии не было русских миссионеров.
В весенний период 1745 г. во главе с архимандритом Пахомием и сопровождением в лице кабардинского князя Альдигирия Гиляксанова Осетинская духовная комиссия прибыла в Осетию. (Стыд у осетин?)
Их деятельность началась с Дигории, где перед приездом Осетинской комиссии несколько феодалов вступили в тесные политические взаимоотношения с кабардинскими князьями и приняли мусульманство.
Миссионерская деятельность переплеталась с переговорами о политических связях с российским правительством. Такие переговоры приветствовали дигорские аристократы, принявшие ислам в середине 18 в. Они не хотели брать во внимание отношение местных жителей, которые продолжали почитать религию наших предков, хотя их реакция была крайне негативная к деятельности миссионеров, также многие жители Дигории отрицательно воспринимали отход дигорской верхушки от скифской веры ради своей выгоды. (Что рассказал дедушка-осетин о человеческом достоинстве?)
Несмотря на это, Осетинская духовная комиссия имела хороший успех в Дигории. Здесь продолжали принимать христианство такие известные фамилии, как Абисаловы, Битуевы, Мистуловы и др. Некоторые из них не только крестились, но и взялись за постройку церквей на земле скифов. К тому же они изъявили желание выехать в Россию и там проникнуться новой, чуждой для всего скифского мира, верой. (Разговор с мудрым осетином. Воспоминания о былом)
Из баделиатских фамилий в «татарском законе» (те, которые приняли мусульманство) оставались Кубатиевы, Каражаевы, Тугановы и др.
Продолжение следует...
Ещё по этой теме:
Превосходное воспитание детей у осетин
Что для каждого осетина являлось долгом чести?
Возрождение Осетии. С чего началось?
Как помогла Россия осетинам в труднейшие времена?