Найти в Дзене
джазовые пластинки

Художник Джон Брэндт: от Джина Нормана до Уолта Диснея

О многих дизайнерах золотой поры джаза известно крайне мало - реперные точки биографии, принадлежность к той или иной студии, пара-тройка заметных работ вне привычных нам квадратов тридцать на тридцать. Но и эти скудные данные покажутся изобилием, если вспомнить (непременно добрым словом) Джона Брэндта, автора множества обложек к альбомам, выпущенным лейблами западного побережья - Trend, GNP, Nocturne и даже Pacific Jazz.

Упоминаний о нем настолько мало, что приходится выискивать мнения о его работе у его коллег. Так, например, легендарный фотограф Уильям Клэкстон был не в восторге от обрезанной спины Чета Бейкера. Фотография, как нетрудно догадаться, дело рук самого Клэкстона.

EP квартета Чета Бейкера с простым названием 'Chet Baker Quartet'. Дизайн - Джон Брэндт, автор отредактированного снимка Уильям Клэкстон.
EP квартета Чета Бейкера с простым названием 'Chet Baker Quartet'. Дизайн - Джон Брэндт, автор отредактированного снимка Уильям Клэкстон.

Впрочем, сотрудничество тандема продолжилось на лейбле Trend - скажем на EP Бобби Шорта к привычно удачной фотографии Клэкстона Брэндт добавил актуальный на ту пору цветной фильтр и использовал темное пространство для собственных зарисовок.

EP Bobby Short – Let There Be Love / Sunday In Savannah (Trend, TE-508). 1953 год
EP Bobby Short – Let There Be Love / Sunday In Savannah (Trend, TE-508). 1953 год

Стильно и лаконично обошелся он и с фотографией в будущем успешного кинокомпозитора Джерри Филдинга ('Соломенные псы', 'Джонни взял ружье', 'Дикая банда') добавив к ней фильтр изысканного синего оттенка, точно расставляющую композиционные акценты линию и текст верного шрифта / размера / сочетающегося цвета.

EP Jerry Fielding - Plays A Dance Concert (Trend, TE-509) 1954 год
EP Jerry Fielding - Plays A Dance Concert (Trend, TE-509) 1954 год

С парой конвертов на Nocturne Records, лейбле Гарри Бабасяна и Роя Харта, послужившим основой джазовой серии на Liberty, Брэндт управился сам, пусть и возможно поглядывая время от времени на сделанные упомянутым выше напарником снимки.

Судя по имеющимся обрывкам информации позже Брэндт работал в одном из подразделений студии Диснея под руководством Уорда Кимбэлла - его имя можно найти в титрах к телевизионным сериям Disneyland второй половины пятидесятых. Удалось разыскать и один-единственный снимок, на котором запечатлен художник - на фотографии он самый молодой, в очках, взоры же всех присутствующих обращены, как нетрудно догадаться, на самого главу студии, Уолта Диснея.

Джон Брэндт крайний слева, в очках
Джон Брэндт крайний слева, в очках

Согласно воспоминаниям его коллеги по анимации Флойда Нормана студия лишилась своего юного дарования предположительно на стыке пятидесятых-шестидесятых годов - возможно именно этим объясняется подобное отсутствие информации о талантливом художнике.

Возвращаясь к оформленным им пластинкам: наиболее сильными его работами мне видятся несколько обложек, сделанных для владельца клуба Crescendo в Лос-Анджелесе и лейбла GNP (Gene Norman Presents) Джина Нормана.

В середине пятидесятых на лейбле вышло не так много альбомов, однако Норман старался записывать самых ярких музыкантов - Брэндт придал неповторимый вид записям Чарли Вентуры, Диззи Гиллеспи, Джерри Маллигана, Бадди Дефранко, квинтета Клиффорда Брауна-Макса Роуча.

Внимательный читатель обратит внимание, что все представленные в тексте обложки взяты с EP (традиционно, порядка четырех номеров на пластинку) - это в некотором роде совпадение, поскольку большинство выпущенного таким образом материала все же в результате оказывалось либо на десятидюймовках, либо полноценных LP, имеющих идентичное оформление.

В большинстве случаев первый и второй выпуск EP (которые объединялись в большую пластинку) также имели одинаковый дизайн, отличаясь исключительно цветовым решением - это помогало как соотнести одну пластинку с другой, так и в необходимой мере их различать.

Среди прочих заслуг Брэндта оформление отдельных выпусков музыкального журнала Theme, насколько мне известно существовавшего в пятидесятых на протяжении нескольких лет.

История Джона Брэндта продолжает оставаться темным пятном на карте джазовой истории - от излишнего погружения в мистерию отвлечет просматривание его работ под музыкальное сопровождение кларнета Бадди ДеФранко.

#обложки пластинок #джаз #музыка #винил #виниловые пластинки #джаз на виниле #джазовые пластинки