Найти тему
Фонотека в кармане

Электрический Miles Davis. Часть 2 Безмолвие

Оглавление
Майлс и Чик Кориа
Майлс и Чик Кориа

В предыдущей части, посвящённой периоду "электризации" Майлса Дэйвиса, я рассказывал об альбомах Miles ni the Sky и Filles de Kilimanjaro, ставшими первыми релизами великого трубача, в которых зазвучали электрически инструменты.

Эти релизы были началом большого и насыщенного творческого этапа Майлса, и уже в 1969 году т.е. на второй год в новом амплуа Дэйвис выпустил альбом, который вошёл в историю и занял заслуженное место в списке лучших пластинок в его дискографии.

Речь об альбоме In a Silent Way.

Майлс Дейвис:

В 1967—1968 годах в музыке все время что-то происходило. Одна из новинок — оркестр Чарльза Ллойда, который стал очень популярным. Когда к ним пришла настоящая слава, у них играли Джек Де Джонетт и молодой пианист Кит Джаррет. Чарльз был лидером, но именно эти два парня сделали его музыку явлением.

В августе 1968 года в концертном составе группы Майлса Чик Кориа сменил за клавишами Херби Хэнкока, а к январю следующего года барабанщика Тони Уильямся заменил Джек Де Джонетт. Но Херби и Тони остались работать в студии.

Сессии записи тех пьес, которые потом стали альбомом In A Silent Way начались в феврале 1969 года в составе: Майлс, Уэйн Шортер, Чик Кориа, Херби Хэнкок, Дэйв Холланд, Тони Уильямс (Майлс писал что для записи ему нужен был звук именно Тони, а не Джека Де Джонетта), Джо Завинул и Джон Маклафлин.

Джон Маклафлин
Джон Маклафлин

Маклафлину тогда было 27 лет, у него уже был опыт работы с Тони Ульямсом на сцене, но факт работы с одним из своих кумиров очень волновал Джона. Майлс, хоть и слыл строгим лидером, но поддержал гитариста и сказал ему расслабиться и играть так же как он это делал в клубе Каунта Бейси.

Основным автором, наряду с Майлсом стал пианист Джо Завинул, которому принадлежит авторство заглавной композиции на альбоме.

Майлс:

Я слышал игру Джо Завинула на электропианино в Mercy, Mercy, Mercy с Кэннонболом Эддерли, мне страшно понравилось звучание этого инструмента и захотелось иметь его в своем оркестре. Я позвонил Джо Завинулу и попросил принести в студию что-нибудь из его сочинений, они мне очень нравились. Он принес тему, которая называлась In a Silent Way, и она стала заглавной темой альбома. В ноябре 1968 года во время совместных сессий я записал и некоторые другие темы Джо: Ascent и Directions (прим. в 1981 году были изданы на сборнике Майлса Directions, а в 2001 в бокс-сете The Complete In a Silent Way Sessions).
Джо Завинул
Джо Завинул

Заглавная тема была существенно переработана Дейвисом, из композиции были убраны все аккорды и осталась только мелодия. Сам Завинул, со слов Майлса, был не очень доволен этим решением, но не возражал, а в 1971 году на своём сольном альбоме Zawinul выпустил композиции в том виде, в котором она была изначально записана.

Всего на альбома попали две продолжительных пьесы: Shhh/Peaceful и In a Silent Way/It's About That Time общей продолжительностью в 38 минут.

Тема Shhh строится на двух последовательных соло гитары и трубы, вокруг которых строятся клавишные партии. Внутри композиции встроена гирано-клавишная Peaceful.

На стороне B Джон, Уэйн и Майлс представляют тему Завинула, которая обрамляет композицию Майлса It's About That Time, в которой большую роль играет гитара Маклафлина.

Этот звуковой коллаж был собран продюсером Тео Масеро.

Тео Масеро и Майлс Дэйвис
Тео Масеро и Майлс Дэйвис

In A Silent Way вышедший 30 июля 1969 года знаменует собой демонстрацию нового подхода Майлcа к созданию музыки, который строится на импровизации, в рамках которой основная музыкальная тема рассматривается как сырьё, как основа для развития, изменения, рекомбинирования и т.д.

Дэйв Холланд о работе с Дэйвисом:

Майлс был очень мягким лидером. Люди, которые играли с ним, имели возможность заниматься своим делом, делать свое дело. Это все, что нужно музыканту, чтобы ему позволили расслабиться и просто творить. Майлс знал, что если он выберет правильного человека и предоставит ему достаточно свободы, он получит фантастическую музыку. Он никогда не говорил о том, какой должна быть музыка; он создавал основу и просил нас показать что мы можем с этим сделать. Он доверял нам.

Тони Уильямс:

Одна из самых очевидных вещей, если вы когда-либо были в такой группе, как у Майлса, - это то, как он позволяет идеям развиваться. Дело в том, что если он нанимает действительно профессиональных музыкантов, он хочет они не только демонстрировали свой профессионализм, но становились ещё лучше.
Дэйв Холланд, Уэйн Шортер, Тони Уильямс и Майлс Дэйвис
Дэйв Холланд, Уэйн Шортер, Тони Уильямс и Майлс Дэйвис

In a Silent Way очень несвоевременный альбом, его музыку нельзя привязать к той эпохе, в которую он был записан. Это очень эклектичная для своего времени музыка, и похоже что до сих пор её жанровая принадлежность остаётся под вопросом. Да, через личность Дэйвиса её автоматически причисляют к джазу, но этот ярлык (которые Майлс ненавидел) условность. Альбом попадал в списки лучших джазовых записей, записей фьюнж и даже в список 25 самых влиятельных эмбиент альбомов всех времён.

Тогда, в 1969 году альбом достиг 134 места в чарте Billboard, лучшее достижение Майлса за 5 лет. Критике же разделились, джазовое сообщество не приняло пластинку, сторонники рок-музыки увидели в записи реверансы в свою сторону. Но это было что-то третье, далёкое от полюсов джаза и рока.

Очень точно охарактеризовал этот альбом Чип О'Браен в ретроспективной рецензии в 2010 году: Это не джаз и не рок. Это не то, что в конечном итоге станет известно как фьюжн. Это что-то совершенно другое, что-то универсальное. В звучании этого альбома есть прекрасная смиренность, как будто Дэвис охотно отпускает то, что было раньше, его первые годы с Чарли Паркером, с Джоном Колтрейном, его ранние годы.

В 2001 году вышел трёхдисковый бок-сет The Complete In a Silent Way Sessions включающий в себя 3,5 часа записей.

The Complete In a Silent Way Sessions
The Complete In a Silent Way Sessions

Всего на трёхдисковой подборке 7 эксклюзивных треков. Другие ранее выходили на сборниках Water Babies, Circle in the Round, Directions, и альбоме Filles de Kilimanjaro. Среди эксклюзивов особенно отмечу почти получасовой джем The Ghetto Walk и очень красивую балладу Джо Завинула Early Minor.

Вновь позволю себе оставить последнее слово за маэстро:

Альбом In a Silent Way стал началом - в 1969 году -замечательного творческого периода в моей жизни. Я окончательно раскрепостился, и в следующие четыре года музыкальные идеи били из меня фонтаном. За это время я, наверное, раз пятнадцать работал в студии и записал около десяти альбомов (некоторые из них были выпущены раньше других, но все это записи одного времени): In a Silent Way, Bitches Brew, Miles Davis Sextet: At Fillmore West, Miles Davis: At Fillmore, Miles Davis Septet: At the Isle of Wight, Live-Evil, Miles Davis Septet: At Philharmonic Hall, On the Corner, Big Fun, Get Up With It. (Directions и Circles in the Round вышли позже, с записями этого периода.) Эта музыка очень разная, и многие критики ломали над ней голову. Они любят навешивать ярлыки, раскладывать все по полочкам — тогда им кажется, что ты у них в кармане. Обычно они не радуются переменам — ведь приходится прилагать усилия, чтобы понять, что к чему. Когда мой стиль начал резко меняться, многие критики стали принижать меня, потому что не понимали, что я делаю. Но так как я никогда им не доверял, то продолжал делать то, что считал нужным: я развивался как музыкант.

Оригинальный альбом:

Сборник студийных сессий времён In A Silent Way:

Продолжение следует....

Подписывайтесь на канал, будет интересно.