Для компании товарный знак и логотипы – это чуть ли не самый главный локомотив продвижения всего бизнеса. Узнаваемость бренда и его уникальность – мечта любого руководителя. А уж сколько идет споров по претензиям за незаконное использование товарного знака или подделку товара под определенный бренд! Давайте рассмотрим в чем основное отличие товарного знака от логотипа. Что и как можно зарегистрировать.
Средства индивидуализации
Товарный знак – это зарегистрированное в Роспатенте обозначение, которое служит для индивидуализации товаров. Для индивидуализации работ или услуг регистрируется Знак обслуживания.
Понятия логотипа в гражданском кодексе нет, однако юридические лица, а также индивидуальные предприниматели могут использовать коммерческие обозначения, которые не являются фирменными наименованиями и которые нет необходимости включать в учредительные документы и ЕГРЮЛ.
Важно помнить: зарегистрировать товарный знак могут только юридические лица и ИП. Физические лица, в т.ч. самозанятые лишены такой возможности, по крайней мере, пока.
Зачем нужно регистрировать?
Вы, разумеется, вправе использовать ваш логотип (коммерческое обозначение), не регистрируя его в качестве товарного знака, и в общем можете не сильно опасаться того, что кто-либо недобросовестный захочет его скопировать. На этот счет вы защищены п.6 ст.1252 ГК РФ из которого следует:
Т.е. даже если кто-то решит схитрить и зарегистрировать товарный знак схожий с вашим логотипом, по суду эту регистрацию можно будет оспорить и требовать признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку, знаку обслуживания.
Однако не все так просто и однозначно. Вопрос о наличии у вас исключительного права на коммерческое обозначение и нарушении этого исключительного права третьими лицами являются вопросами факта, которые устанавливаются и доказываются в суде.
А вот владельцу товарного знака ничего не нужно доказывать. Есть дата регистрации товарного знака в государственном реестре товарных знаков, после нее без разрешения правообладателя запрещено использовать как сам товарный знак, так и сходные с ним обозначения на всей территории России.
Владельцу же коммерческого обозначения нужно доказать как дату возникновения этого коммерческого обозначения, так и факт его известности и узнаваемости на определенной территории. Например, бизнесмену из Владивостока нужно доказать, что его коммерческое обозначение известно и узнаваемо не только в своем городе, но и во всем дальневосточном округе, если это не получится сделать, бизнесмен, например, из Хабаровска, вполне правомерно сможет продолжать использовать в своей деятельности схожий логотип.
По тем же самым основаниям признать действия конкурента не просто нарушением исключительного права, но еще и недобросовестной конкуренцией, проще именно по отношению к зарегистрированному товарному знаку.
Что можно зарегистрировать?
Зарегистрировать можно любые обозначения в любом колористическом решении, выраженные в слове, простом или объемном изображении.
Нельзя зарегистрировать товарный знак, который не обладает отличительными свойствами и состоит только из:
- общеупотребительных обозначений товаров определенного вида;
- терминов и символов, которые являются общепринятыми;
- элементов, которые характеризуют товары по признакам качества, вида количества и т.п.;
- государственной символики;
- наименований международных организаций и т.п.;
- официальных клейм, печатей и т.п.
- элементов, которые могут ввести в заблуждение потребителя или не отражают принципы морали и гуманности.
Также не может быть зарегистрирован товарный знак как обозначение, тождественное:
Зарегистрированные права на товарный знак действуют в течение десяти лет. Этот срок может быть продлен на столько же лет, закон не ограничивает сколько раз его можно продлевать.
Но если товарный знак не использовать непрерывно в течение 3 лет, то его охрана может быть прекращена.
Товарный знак может перейти по наследству или в порядке правопреемства, но наследники для его использования в таком случае должны также отвечать критериям требований закона: быть юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Если наследует гражданин, то у него есть год для того, чтобы зарегистрироваться в качестве ИП.
Все вопросы, связанные с авторскими правами, товарными знаками, знаками обслуживания наша организация решает мастерски. В штате профильные специалисты с многолетним опытом работы. Доверяя нам свои вопросы по способам использования средств индивидуализации, вы исключите риск получения каких-либо штрафов. Более того, мы поможем отстоять ваши права, если они нарушены третьими лицами.
С уважением к людям и законам, на страже ваших интересов, Юрист24.
#товарный знак #логотип #автор #авторское право #правообладатель #патенты #юрист24 #еюс #бизнес #фирма