Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Бендер: Золото империи / Последняя афера

Оглавление

Грузите пулеметы бочками, или Куда Остапа понесло.

(2021, Россия)

Некоторые суровые читатели этого канала подметили в августе, что в своем обзоре на "Бендер: Начало" я был к пациенту чересчур добр и снисходителен.
Пожалуй, что да. При всех своих заносах и перекосах картина Игоря Зайцева была небезнадежной, обыгрывала уникальную историю, не коверкая классику, не занудствовала и в целом смотрелась бодро-весело.

Однако, если вы думали, что так будет и дальше - забудьте.
В худших традициях сиквелостроения 2-я и 3-я части "Бендера" профукали даже те редкие "полимеры", что были у 1-й. И взяли им на замену все типичные "плинтусы" нынешнего российского кино - назовите навскидку любой, и он тут гарантированно есть.

Художник Мало-Малевич. "Ахматова и Маяковский выпытывают у Есенина рифму на слово  "мерчандайзинг"". Асфальт, цветные мелки, шум березок.
Художник Мало-Малевич. "Ахматова и Маяковский выпытывают у Есенина рифму на слово "мерчандайзинг"". Асфальт, цветные мелки, шум березок.

Начать с того, что даже названия обоих продолжений выдуманы от балды и не соответствуют сюжетам.
"Золото империи"...
Какое золото, где золото? Если под ним подразумевается тот самый царский скипетр с бриллиантами, за которым продолжают гоняться Бендер (Безруков) и сын его Остап (Вардеванян), то это всё-таки не "золото" - самородки, слитки, монеты, кольца, серьги - а драгоценный жезл, символ, реликвия или регалия (см. Толковый словарь русского языка).

"Последняя афера"...
Какая афера, где афера? В третьем фильме эта взмыленная парочка так и носится за "своей прелестью", попадающей в те или иные руки. А из всех "400 способов сравнительно честного отъема" скипетра Бендер и Ося раз за разом используют лишь... 1 (один). Как то: переодеваются и выдают себя за других людей. Включая стариков, детей и беременных женщин. И всё. Ничего не изобретая, ничего наперед не планируя - просто несутся галопом по сюжету, все время подстраиваясь под обстоятельства. В развязке же они и вовсе идут чисто-благородно спасать своих близких и любимых людей.
Это и есть их "последняя афера"? Нет, конечно - опять-таки смотри Толковый словарь.

Ну или ладно, допустим, что каждое их переодевание можно обозвать аферой. Тогда какая из них "последняя"? Та, где герой Безрукова переоделся в клоуна уже после всей отгремевшей движухи? И в честь этого назвали третий фильм?
И вовсе абсурд какой-то.

- Красиво идут! - Пролетариат!
- Красиво идут! - Пролетариат!

Впрочем, "наобумные" названия, это еще цветочки.
Вспомним, как в "Б: Начале" брызжущая с экрана кровища и штабеля мертвых тел явно шли вразрез с комедийным настроем фильма. Представьте себе, если бы в книгах Ильфа и Петрова были сцены расстрелов и пыток - вот примерно столь же дико это выглядело и у Зайцева.

Думаете, в сиквелах этот диссонанс устранили?
Ага, щазз! Наоборот, в "Золоте империи" просто взяли и... прикончили 90% героев первого фильма кроме ключевых. Тупо расстреляли их из пулемета практически в упор. С фонтанами "кетчупа" и под веселую музычку в стиле шоу Бенни Хилла.
Иными словами: зачистили сюжетную поляну для новых приключений Бендера и для новых героев. Чтобы затем и их пустить в расход с маниакальным сладострастием, от которого передернуло бы самого Джорджа Мартина.

Верите-нет, но когда в "Последней афере" один мстительный клоун решил взорвать свой цирк прямо в ходе представления, когда трибуны были забиты детьми, я, зная кровожадность Зайцева, ничуть не усомнился: конечно, взорвет! С шутками-прибаутками, брызгами-ошметками и под язвительные фразочки Бендера, зачитанные с безруковской хрипотцой.
Милота, да и только!
Но нет, к счастью, что-то всё же щелкнуло в бошках у творцов фильма и до девятого круга своего бендер-ада они не дошли. Или же вовремя вспомнили, что их творение будут крутить по ТВ на школьных каникулах. Хотя не удивлюсь, если через пару лет выйдет "режиссерская версия", где цирк полыхнет уже чисто в зайцевском стиле и никто не уйдет оттуда обиженным.
Вернее, просто никто не уйдет и всё.

Художник Лихой-Девяностов. "Саша Белый обучает батьку Махно, как показать на пальцах "Всё по чесноку, братаны!"". Тетрадный листок, фломастеры, пацанские понты.
Художник Лихой-Девяностов. "Саша Белый обучает батьку Махно, как показать на пальцах "Всё по чесноку, братаны!"". Тетрадный листок, фломастеры, пацанские понты.

В "Б: Начале" тоже хватало неадекватных моментов и персонажей. Но там они на фоне ужимок Безрукова, косящего под капитана Джека Воробья, не так бросались в глаза. В сиквелах же количество сцен с ампутированной логикой и немотивированным кривлянием бьет все рекорды - в самую пору дедушке Гиннессу принюхаться.

Вот скажите, зачем в одной из сцен Бендер надевает прищепку на нос и начинает комментировать событие голосом Володарского? К чему вообще эта шутка-отсылка к эпохе VHS конкретно в ЭТОЙ истории?
Или как вам Бендер в образе немца, толкающего речь в манере Гитлера? То есть кино про Гражданскую войну в России, а один из его героев пародирует... Гитлера! Почему не Ельцина или Горбачева - ненуачо, тоже гыгышно было бы!

А сцена с похищением скипетра у американца? Эта ситуация вообще в какие ворота должна лезть?
Итак, пробрался Ося в номер к янки, который
специально приплыл в Россию за этой драгоценностью, но был застукан с поличным. Однако после короткого разговора "за жизнь" (?) с хозяином воришка снова резко хватает скипетр со стола и убегает.
А что же янки? Даже не дернулся и не закричал, так и остался стоять столбом - небось, под впечатлением от глубины философских суждений Оси. После чего был и вовсе напрочь вычеркнут из сюжета, видимо, попросту надоев его авторам.

Сами решайте, кем тут прикинулся Безруков: Джеки Чаном, Стивеном Сигалом, Боло Йеном или ветошью.
Сами решайте, кем тут прикинулся Безруков: Джеки Чаном, Стивеном Сигалом, Боло Йеном или ветошью.

И немного о святом - о людях.
И без того фанерная актриса Вера Брежнева выглядит уже семислойной фанерой, играя в паре с профессиональным актером Юрием Колокольниковым. Пик же брежневского кривляния, это ее закос в "Золоте империи" под Селину из
"Другого мира": типа-стильная пальба из двух пистолетов по превосходящим силам вражеских мужиков.
Правда там, где Кейт Бекинсейл не забывала еще и об артистическом мастерстве, Вера не забывает разве что шевелить своими килограммовыми губами и ресницами. Да и то для нее тяжкий труд, судя по ее вечно скучающему лицу.

Ну и Андрей Бурковский в роли Алистера Кроули - это какая-то запоздалая посмертная месть одиозному мистику и оккультисту.
Не знаю, возможно, у себя в театре Андрей и числится на хорошем счету. Но играть Кроули в типичном образе телеведущего с канала "Звезда", где также работает Бурковский - шта-а?
Что-то подсказывает мне: будь Алистер и впрямь таким, его закидали бы тухлыми помидорами на первом же его шабаше.

***

В общем, зря создатели этой эпопеи не завершили ее в первом фильме - так хотя бы оставили о нём и о себе "нейтрально-добрые" воспоминания.
Однако два бестолковых сиквела уничтожили все приятные впечатления от
"Бендера: Начала" без остатка. И теперь даже трилогия-Гоголиада Егора Баранова стала выглядеть на фоне Бендериады... ну пусть не шедевром, но вполне приличной и достойной работой.
Иными словами - досмотреть и забыть как страшный сон. А лучше и не досматривать - все-таки на эти суммарные 3 часа можно выбрать себе куда более толковое развлечение.

Трейлер фильма: