Найти тему
6000 миль до Голливуда

Бендер: Начало

Оглавление

***

Блеф, золото, наган, или Новые приключения Неисправимых.

(Россия, 2021)

- Скажите, а кунг-фу не может спасти будущего творца отца русской демократии?
- Скажите, а кунг-фу не может спасти будущего творца отца русской демократии?

А какие чистые, светлые мечты озарили меня на те 15 секунд, когда я наткнулся в Сети на название этого фильма, но ещё не рассмотрел его постер и не прочёл аннотацию!
Бендер! Начало! Чёрт возьми, круто!
И правда, давно пора было снять полнометражный приквел "Футурамы", целиком посвященный детству и юности - если можно так выразиться, - широко- и глубокоизвестного робота Бендера. О том, как он сходил с конвейера, а затем - с катушек, сгибал свои первые трубы, научился бухать и сквернословить...
Действительно, ведь его биография была разбросана фрагментами по всем сезонам "Футурамы", давно нуждалась в упорядочивании, и вот, похоже, этот великий день настал. И не беда , что сериал закрыли 8 лет назад, ведь Бендер и по сей день живёт в наших сердцах и народных мемах...

...Увы, но 15 секунд счастливых грез миновали, и вновь наступила суровая реальность.
А в ней беспощадный лик Безрукова на постере и жестокие строки аннотации поведали мне, что случилось страшное. А именно: в России сняли приквел советской киноклассики - экранизаций "12 стульев" и "Золотого теленка" Ильфа и Петрова. Причём приквел весьма отдаленный: о том, как в 1919 году ещё юный Остап жил со своей мамой, вдовствующей графиней Задунайской, в городишке у Чёрного моря. А тот, как переходящий вымпел, всё время переходил то к белым, то к красным, то ещё в чьи-нибудь грязные руки.

Причём заметьте: "грязные" сказал не я, а авторы "Бендера: Начала". Ибо это у них все до единого участники Гражданской войны не могут ни дня прожить без геноцида. Красные расстреливают людей едва ли не конвейерным способом; белые расстреливают молодежь, отказывающуюся воевать против красных; городские бандиты расстреливают и режут "шибко борзых"; махновцы и вовсе расстреливают всех без разбору - даже госпитальный вагон с ранеными.
Нет, а что вы хотели? Именно в таком горниле "закалялась сталь" будущего потрошителя стульев мадам Петуховой и вымогателя капиталов у подпольного миллионера Корейко...
...Ну если, конечно, верить режиссёру Зайцеву и сценаристу Маловичко, хотя зачем бы им нас обманывать, не так ли?

Какой же фильм про Гражданскую войну в Черноморье, да без польских аферистов, согласитесь?
Какой же фильм про Гражданскую войну в Черноморье, да без польских аферистов, согласитесь?

Что характерно, легендарного Осю тут играет вовсе не Безруков, как можно невзначай подумать, а некий Адам Вардеванян. Тогда как Безрукову досталась роль... Бендера, афериста и мошенника широкого профиля.
Как такое возможно?
Да запросто. Наш Ося Задунайский пока не носит папкину фамилию и вообще на начало фильма со своим батей (да и батей ли на самом деле?) не знаком. А Бендер - тот самый "турецкоподданный" Ибрагим, с чьим отчеством будет спустя годы представляться Остап. И у которого он и обучится своим "400 способам сравнительно честного отъёма денег"© у населения.
Вернее, начнет обучаться уже по ходу этой истории, хотя у парнишки и без папкиной школы кое-какие навыки в этом ремесле давно отработаны.

Пересказать даже завязку фильма сложновато - она тут довольно закручена и богата на экшен. Но если вкратце: Ося разгребает ворох своих проблем в городке, ведь его любимая девушка должна выйти замуж на бандита Мишку Япончика (Воровской закон тех лет позволял жениться и создавать семьи? Хм...), с которым Ося ещё и намедни круто порамсил. Вдобавок осина маман желает эмигрировать в Париж и тянет сына за собой, а тот упирается. И правда, на кой ему сдался этот Париж, когда на родине столь интересная житуха - сплошной красно-бело-зеленый террор и ищущие тебя бандиты?

А тут как раз в городок прибывает Ибрагим Сулейман-и прочее Бендер-бей. С внешностью и голосом Саши Белого и ужимками капитана Джека Воробья. Который охотится за драгоценным жезлом, на который Троцкий собрался выменять у американцев оружие, но который пропал при ограблении поезда, на который напали махновцы, которые, впрочем, не брали жезл, который не брал и Бендер, который, однако, знал, куда тот подевался и теперь гнался за жезлом, который как раз очутился в городке, в котором жил Ося, который был сыном Бендера, который с ним вскоре случайно и встретится...
Ну, "вкратце" - это как-то так.

Смотрите, не перепутайте: слева - Остап, а справа - Бендер. Не наоборот.
Смотрите, не перепутайте: слева - Остап, а справа - Бендер. Не наоборот.

Что касательно жанровой принадлежности фильма, то с этим у него "всё сложно". На первый взгляд это эксцентричная экшен-комедия, которую многие кинокритики сравнивают с "Пиратами Карибского моря". Что отчасти справедливо. Особенно, когда Безруков так яростно косит под Его Джек-Воробейшество.
Хотя лично я сравнил бы "Бендера" с корейским балаганом
"Хороший, плохой, долбанутый", тем паче, что по времени действия их сюжеты более схожи.

Однако есть сомнительные нюансы. Во-первых, те самые сцены кровавых расстрелов, что плохо вписываются в комедийную концепцию имени Ильфа и Петрова. Да, в ней тоже было, помнится, "бритвой по горлу", но, черт побери, не массовые убийства же!
Во-вторых, музычка в фильме, явно рассчитанная на привлечение молодежи, соответствует эпохе Гражданской войны примерно так же, как
The Prodigy - Викторианской эпохе. То есть молодежь, вероятно, будет от такого анахронизма и в восторге, но выглядит и звучит это настолько глупо, что хоть уши затыкай.

***

В общем, тот случай, когда не могу сказать о новом российском фильме ни хорошее, ни плохое.
С одной стороны, это подчеркнутое дуракаваляние не глумится над советской литературной и киноклассикой, поскольку не "римейчит" её, а имеет к ней весьма далекое отношение. Да и снято кино в целом пристойно: шуток "гыгышного" уровня почти нет и "картинка" довольно симпатичная.

С другой стороны чрезмерная "кровожадность" некоторых сцен в истории про интеллигентного Бендера - зачем оно тут? Явно ведь перебор, вдобавок лишь "фоновый", никак не влияющий на сюжет.
И финальный сюрприз для тех, кто не "в теме" - "А концовки-то у нас и нет, ибо вас ждёт ещё два продолжения!" (типа привет
"Гоголю"!), - тоже, блин, из разряда "Ну офигенно сел кино посмотреть!".
Короче говоря, нужен вам такой "Бендер" или ну его куда подальше - решайте сами, - но так легко его создатели теперь от вас не отстанут.

Трейлер фильма: