Найти тему
6000 миль до Голливуда

Гоголь. Страшная месть

Оглавление

(2018, Россия)

Хорошо, что в триквеле вернули следователя Гуро (Олег Меньшиков). Без его цинично-ироничных ужимок в стиле доктора Хауса финальная серия трилогии выдалась бы довольно скучной.
Хорошо, что в триквеле вернули следователя Гуро (Олег Меньшиков). Без его цинично-ироничных ужимок в стиле доктора Хауса финальная серия трилогии выдалась бы довольно скучной.

Обзор на 1 часть - "Гоголь. Начало".
Обзор на 2 часть -
"Гоголь. Вий".

Чем иногда радует наше кино, так это тем, что сиквелы и триквелы большинства его успешных картин не приходится ждать долго. Вот и трехсерийная (на данный момент) Гоголиада Егора Баранова оперативно вышла в течение всего одного года, что есть хорошо - с выпуском очередной части не было нужды пересматривать предыдущие, которые ещё не успели забыться. Что наверняка случилось бы, окажись паузы между ними длиннее. При всех уникальностях этой саги, она не настолько яркая и насыщенная интересными сценами, чтобы отпечататься у вас в памяти надолго.
Хотя, судя по тому, что сами авторы называют ее лишь "первой трилогией", впереди у нас ещё как минимум одна таковая, на что намекает и ее эпилог. Который из-за своей трешевости, увы, подпортил итоговое впечатление от этого мрачного и кровавого мистического боевика. Представьте, что если бы в финале, например,
"Братства волка" на сцену неожиданно выскочили Александр Дюма и Ги де Мопассан, которые, помахав шпагами, добили бы остаток злодеев и пригласили главных героев в своё тайное общество борцов с нечистой силой. Чушь какая-то, скажете вы. Тем не менее, нечто подобное, с расчетом вызвать у вас дурацкое гыгыканье, случилось в "Страшной мести". Зачем - решительно непонятно. Но если вторая трилогия вся будет выдержана в таком же балаганном духе, сомнительно, что ей удастся повторить успех первой.
Ну да ладно, до её финальных титров зрителю ещё надо прожить без малого два часа. В ходе которых он наконец-то выяснит, что за косплеер World Of Warcraft в черном кожаном прикиде с мечом и торчащими из спины рогами бегал окрест Диканьки, уменьшая популяцию тамошнего девичьего населения. И, главное, зачем он это делал, ведь ради банального маньячества нечистой силы эту историю явно не стали бы растягивать аж на три серии.

Ничто человеческое не чуждо и нечистой силе - она тоже страсть как любит обнимашки.
Ничто человеческое не чуждо и нечистой силе - она тоже страсть как любит обнимашки.

Однако вряд ли разгадка главной сюжетной тайны понравится всем без исключения, пусть она и подсовывает нам всяческие "нежданчики". К которым, правда, в итоге накапливаются вопросы, поскольку слишком уж тяп-ляписто состыкованы порой фрагменты, из которых клеят для нас развязку главной сюжетной линии. Ведьмин артефакт, которым герои обездвиживают Зло во флэшбеке и в основной истории, оказывается сначала утерян, а спустя 160 лет абсолютно случайно находится и попадает к одному из персонажей. Героиня, которая должна была погибнуть, выживает потому что... Потому что! Просто уставился на нее в каком-то загробном чистилище некий Глаз Саурона и сказал ей, что она не умрет, пока не отомстит, после чего она вжжух! - и ожила. Причем в другом обличье, чтобы зритель раньше времени ни о чем не догадался, ага. А почему прислужник нечистой силы, вроде бы обычный человек, видит призрак, когда он не должен его видеть? А что за переусложненная схема питания Зла, которое, дабы поддерживать свою жизнь, должно обязательно угробить раз в 30 лет 12 дев и в довесок к ним человека (любого пола), который непременно пережил клиническую смерть? А что, одни лишь 12 дев не могли спасти "отца русской демократии"? Просто потому что бонусная жертва была добавлена к ним лишь затем, чтобы Зло смогло погоняться не только за девами, но и за самим Гоголем, а иначе у Зла элементарно отсутствовала на то мотивация.
Про регулярное чудодейственное спасение Николая Васильича и вовсе не говорю. Чтобы этот задохлик выкручивался из крутых передряг своим умом и хитростью? Вот ещё, к чему такие сложности! Убирая из сюжета одного гоголевского ангела-хранителя, авторы тут же дарят герою другого. И всегда, безо всяких исключений, находится некая сила, которая успевает в последний момент прийти к нему на подмогу.

Немилосердные диканьковцы! Мало того, что решили повесить самого Гоголя, так еще и прощальное слово ему сказать не дали, заткнув перед казнью рот.
Немилосердные диканьковцы! Мало того, что решили повесить самого Гоголя, так еще и прощальное слово ему сказать не дали, заткнув перед казнью рот.

Многочисленные "заплатки" обязаны были заделать под конец все сюжетные прорехи и соединить воедино все здешние истории; напомню, что сама трилогия разбита ещё на шесть глав. Именно по этой причине, чем ближе к концу, тем больше в "Страшной мести" выскакивает чёртиков из табакерок (или выкатывается роялей из кустов - как вам угодно). Причем довольно многовато необходимой справочной информации озвучивается просто на словах, в стиле "Но как так-то, мужик? - А вот так, прикинь!" Тому же следователю Гуро всё время приходится оправдываться, выдумывая целое нагромождение причин своего бездействия во второй серии или объясняя, как это он вдруг чисто случайно обрел нужный "силам Добра" артефакт. Не сказать, что в фэнтези это сильно раздражает, но подобное латание сюжетных дыр прямо на бегу тоже не добавляет фильму плюсовых очков.

***

В общем, говоря начистоту, конец трилогии можно было смастерить и поаккуратнее. Но, к счастью для нее и ее авторов, откровенного безудержного слива они тоже не допустили. Если не считать странное дуракаваляние в эпилоге, в целом "Гоголь. Страшная месть" снят на уровне первых двух частей. А все вместе они представляют собой далеко не худшее отечественное кинофэнтези, вдобавок основанное на оригинальном материале. Пересматривать эту эпопею уже вряд ли станешь, но для получения однократного удовольствия она вполне сгодится.

Кто такой носитель бакенбард на фото слева, и ежу понятно. Однако попробуйте, не заглядывая в фильм, угадать, как зовут мелкого героя справа. Уверяю вас, когда узнаете, будете сильно удивлены.
Кто такой носитель бакенбард на фото слева, и ежу понятно. Однако попробуйте, не заглядывая в фильм, угадать, как зовут мелкого героя справа. Уверяю вас, когда узнаете, будете сильно удивлены.