Фильм 2002 года «Тьма» утвердил испанского режиссера Жауме Балагаро в качестве одного из авторитетных создателей пугающего кино. Если его предыдущая работа, дебютный полнометражный фильм «Без имени» (1999) обозначил контуры такого культурного явления, как «иберийский нуар», то «Тьма» однозначно «заявила», что это отнюдь не локальное событие.
Начнем с того, что кинокартину нельзя четко отнести к какому-то существовавшему на тот момент жанру. В ней есть элементы мистического триллера, концептуального хоррора, нуара и психологического триллера. В некоторых эпизодах Балагеро буквально играет со смыслами, предлагая прямые отсылки к известным лентам, например, «Сиянию», но скрывая за этим совершенно иные значения.
Опять же для пугающего фильма во «Тьме» был на удивление качественный состав. Надеемся, Джанкарло Джаннини не нуждается в особых представлениях. Другие главные роли были отданы Иэну Глену («Немой крик», «Джек Тейлор») и Лене Олин («Девятые врата», «Шоколад»). Хотя большую часть действия «вытягивает» делавшая первые шаги к славе Анна Пэкуин.
Начало, когда семья поселяется в странном доме, уже не предвещает ничего хорошего. Особенно если учесть, что в здании явно что-то происходит. Раздаются необычные звуки. Мелькают таинственные тени. Постоянно возникают проблемы с электричеством. Маленький Пол говорит, что здесь даже тьма иная, так как она «поедает карандаши». И в этой тьме явно кто-то притаился.
Балагеро предложил зрителю беспроигрышный набор сюжетных элементов: тайное общество, мистические происшествия, расследование загадок прошлого. Причем, в данном случае роль частного детектива приходится взять на себя юной Реджине. Кажется, что она единственная, кто в семье сохраняет ясность мышления.
Что не мешает её родителям заявлять: странная она у нас. Хотя на самом деле противоестественное поведение, как раз у них. Все буквально «не замечают», что в доме грядет нечто плохое. В этом варианте развитие сюжета оказалось более сложным, нежели предполагают каноны фильмов про «нехорошие особняки».
Ню-триллер советско-российско-прибалтийского производства
В фильме прозвучала фраза: тьма мудра. Вторжение оной в жизнь конкретной семьи осуществляется исподволь, как бы провоцируя отдельных персонажей на приглашение её в дом. И это не просто какое-то плохое стечение обстоятельств, это часть «великой иллюзии», а именно обряда «угасания солнца».
Советский триллер с откровенными сценами, предсказавший реалии 90-х
В данном случае тьма - это не просто отсутствие света, это изначальная субстанция, жаждущая вернуть себе власть над всем миром. А для этого надо свершить некоторые действия. И живущие в доме, сами того не подозревая, должны завершить справление страшного обряда.