Если вы думаете, что увидите автора в кино крупным планом, произносящей речь или выразительно играющей лицом, это вы зря)) Почему? Сейчас расскажу.
Во-первых, подобная роль - это уже не массовка, а эпизод. На эпизод не берут кого попало! Люди проходят самый настоящий кастинг, потому что эпизод - это самая настоящая актерская работа, только маленькая.
К массовке же нет никаких требований, кроме определенного возраста/типажа. Актерские способности не нужны, достаточно просто быть в состоянии выполнить, что говорят: встать куда надо, пройтись, белье на веревках развесить. Как болванчик. Ничего сложного.
Во-вторых, когда актеров массовых сцен снимают крупным планом, это не для того, чтобы вы ими полюбовались. Массовка просто создает фон, на котором действуют главные и второстепенные герои. Это вся ее функция.
Никто из актеров массовых сцен не знает, покажут ли его в фильме! А если покажут, как долго и с какого ракурса. Можно вообще ни разу не попасть в кадр! А можно отсниматься полдня на переднем плане, а потом тебя вырежут при монтаже. Вот такие пироги.
На нашем "рынке" встретились герои и между ними произошли некоторые события. Поскольку мы не в курсе сценария, трудно сказать, насколько важна эта сцена в сюжете, какова роль этих героев в фильме. Но раз для них выстроили целый городок, пригласили целую кучу народа и потратили на сцену целый день - видимо, важная.
Могу только сказать, что это были молодые неизвестные актеры. На вид - подростки, а на самом деле примерно возраста моего сына. Одного парня я загуглила - студент, второкурсник школы-студии МХАТ, и это уже не первая его роль. Второго идентифицировать не удалось. Хотя лицо знакомое.
Так вот: на фоне рынка снимали встречу этих двух персонажей. Как все будет происходить, придумывали по ходу действия. И соответсвенно меняли мизансцену. Переставили кое-какой реквизит, убрали одних людей, позвали других.
В итоге камера смотрела на них как бы нашими (моими) глазами. Оператор работал позади меня, прям за спиной. То есть когда дело дошло до центральной сцены, специально подобранные персонажи, которых заранее утверждали по фото, и которые должны были быть в кадре "лицом", оказались вне его. А внутрь попали "прохожие", выбранные на съемочной площадке рандомно из тех, кто находился в радиусе 3 метров.
Вот так получилось, все непредсказуемо. Съемка - это не некое статичное действие, которое идет строго по сценарию. По сути, большая часть - чистая импровизация. Идеи рождались прям на съемочной площадке, на наших глазах. Как сделать то, как сделать это.
Ты просто стоишь и наблюдаешь, как работает один из самых лучших, по моему мнению, российских режиссеров. Как он на ходу придумывает картину, как вся команда понимает друг друга с полуслова. И ты тоже погружаешься в эту атмосферу с головой, просто делаешь свое дело и не думаешь, как будешь смотреться в кадре и покажут ли тебя по телику. Все равно! Ты УЖЕ участвуешь в этой "магии", ты уже помог одним своим присутствием.
Так что, товарищи, расходимся, Оскар отменяется! Богиню автора вы вряд ли увидите и узнаете, когда будете смотреть фильм по телевизору. Если отснятые с моим участием сцены оставят при монтаже, максимум, сможете лицезреть мою могучую спину. Ну, может, немного в профиль.
А теперь про съемки.
Крупный план - это адский ад по сравнению с общим. Я даже не знаю, сколько дублей было отснято.
Самое тяжелое оказалось, кто бы мог подумать, играть молча! Да, нам запретили общаться между собой вслух. Мы должны были только ИМИТИРОВАТЬ речь. Разговаривать, продавать, торговаться - не произнося ни звука!
Я бы никогда не подумала, что это так трудно. Ты беззвучно произносишь свой сто раз отрепетированный текст, и надо в это время взаимодействовать с партнером по площадке, выстраивать с ним диалог. Он тебя не слышит, ты не слышишь его. Остается смотреть по губам, когда он закончит свою фразу, чтобы начать свою.
Но смотреть на лицо человека не получается, потому что еще ты одновременно совершаешь какие-то действия. Показываешь вещи, берешь деньги, смотришь по сторонам и следишь за товаром, чтобы никто не спер, зазываешь других покупателей. В общем, диалога все равно не выходит. В конце концов уже просто несешь, что в голову взбредет, и не смотришь на реакцию партнера, потому что это бесполезно.
С момента команды "начали" и до "стопа" на площадке должна быть идеальная тишина. Потому что пишут сразу со звуком. Я имею в виду героев - со звуком. Остальной шумовой фон, видимо, потом будут накладывать при озвучке, взяв из общих планов. Ну я так думаю, точно не знаю.
100500 раз съемку останавливали.
Какой-то мужчина во время дубля искал глазами камеру и смотрел прямо в нее, что категорически запрещено. На камеру мы не смотрим, не обращаем на нее внимания. Ну, наверно, дяденьке очень уж хотелось засветиться таблом в телике. В результате - испорченный дубль. Начинаем заново.
Одна "торговка" отошла в сторону, когда сзади ее подпер оператор, а должна была стоять и делать свое дело. Стоп.
Одна девочка открыла рот, а у нее там брекеты. Снова стоп. Из-за того, что кто-то не пришел и не хватало людей, ее взяли с брекетами на зубах и черным гель-лаком на ногтях. Рот велели не открывать, выдали варежки и запретили под угрозой расстрела их снимать. Каждый следующий дубль бригадир подходил к ней и напоминал: надеть рукавицы, рот закрыть.
Потом остановили, потому что кто-то лыбился. Здесь помощник режиссера вынужден был забраться на бочку и, как Ленин на броневике, произнести пламенную речь.
Товарищи, идет война! Вы в оккупации! Вам страшно! Вам холодно! Вам голодно! Рядом с вами ходят немцы, полицаи, которые могут вас расстрелять в любой момент. Вам нужно продать хоть что-то из ваших вещей! Чтобы купить еды и накормить своих голодных детей!
Не играйте, не изображайте. Просто подумайте, представьте, каково это! Попробуйте представить, что вы там, в то время, в том месте!
И тд. В общем, отругали нас за слишком праздные и довольные физиономии.
Не знаю, кому как, а мне и без того было как-то не по себе. Мерзкий холодок каждый раз по спине пробегал, когда к лавке подходил "полицай" и с наглым хозяйским видом лапал мой реквизит! Высматривал, гад, что бы урвать себе.
А я невольно думала: не дай бог, заберет себе сейчас вещичку, денег не отдаст... Неприятно. Еще оглядит так все вокруг свысока, потом на тебя посмотрит так подозрительно, ремень от винтовки на плече поправит и шуточку какую-нибудь скабрезную отпустит... Бррррр.
Потом начали косячить уже герои. То не так посмотрел, то не ту вещь взял, то пожилой актер (не разглядела, кто) слова забыл.
Один дубль испортила проехавшая по соседней улице машина, очень уж громко она дребежжала. Строители рядом работали - тоже своими стуками помешали. Потом солнце не угодило, не так, видите ли, сарай осветило.
Тем временем световой день начал подходить к концу. Большей части массовки разрешили разойтись, оставили только тех, кто во время съемки диалога актеров стоял непосредственно в зоне видимости камеры. Остальные разбрелись по площадке, кто в палатку, кто куда. Главное не уходить далеко и быть готовым в любой момент вернуться в кадр.
В палатку подвезли гречневую кашу с тушенкой, горячий чай с баранками и пряниками. Наконец-то можно было хорошенько подкрепиться. Поели, согрелись и стали ждать дальнейших команд.
Дорогие читатели, большая просьба не забывать ставить лайки. Если вы читаете, но не ставите пальчик вверх, публикации перестают давать показы. Спасибо за понимание.