Найти в Дзене
Флориан Блэк

Легендарные рок-альбомы. Black Sabbath -"Sabotage" (1975): симфония мрака.

Оглавление

Музыка

Вплотную подойдя к прогрессивному року на альбоме 1973 года "Sabbath Bloody Sabbath", четвёрка музыкантов из группы Black Sabbath, к тому времени окончательно проявившая свою демоническую сущность, сделала решительный шаг в новое измерение и произвела на свет невиданную доселе музыку, сочинив первую в истории хеви-металлическую симфонию. Публике эта симфония была представлена в виде альбома "Sabotage", который обрёл свою виниловую ипостась 28 июля 1975 года. Будучи произведением магического толка, на пути к воплощению альбом столкнулся с немалым противодействием: некие силы упорно пытались воспрепятствовать процессу его создания, однако смогли только отсрочить неизбежное - их саботаж потерпел крах, зато принёс диску его безошибочное название. Слово Sabotage, светящееся над головами музыкантов зловещими красными буквами, легко может быть прочитано как "Sabbath Age" - "Эра Саббат", и это действительно было так. Никто не мог сравниться с BS в тяжести, хотя в тот год свои великолепные альбомы выпустили Led Zeppelin, Rainbow, Nazareth, Queen, Pink Floyd и другие. Шедевров было много, но "металл" высшей пробы играли только Black Sabbath.

Скажите, люди, неужели я действительно схожу с ума???
Скажите, люди, неужели я действительно схожу с ума???

Процесс записи

Материал для пластинки писался в промежутках между судебными заседаниями - участники группы уволили своего менеджера Патрика Миэна, обнаружив, что он их обкрадывает, а тот в ответ засыпал музыкантов исками, чтобы окончательно их разорить. Парням приходилось целыми днями общаться с адвокатами и приставами, а над альбомом они работали по ночам. "Мы приходили в студию, а на микшерном пульте лежали повестки в суд" - вспоминал об этом времени Оззи. Демоны злились, и эта злость отражалась в музыке, которая была гораздо агрессивнее, чем на дисках Vol. IV и Sabbath Bloody Sabbath. Однако группа сумела найти для своей агрессии изощрённое художественное оформление, со множеством неожиданных решений, да к тому же соткать из этого разнообразия единое полотно. Sabotage - это монолит, который слушается на едином дыхании. Потому-то я и называю его симфонией: хотя общего сюжета композиции не имеют, они неразрывно связаны между собой и расставлены в единственно верном порядке. Тони Айомми внес решающий вклад, по сути, взяв на себя продюсерские функции: он часами сидел в студии, занимаясь сведением и компоновкой диска, когда остальные уже записали свои партии. Вместе с Айомми кропотливую работу выполняли звукоинженеры Майк Бутчер и Робин Блэк. Магнитными пленками, на которые велась запись, заведовал Дэвид Харрис, получивший ярлык "саботажник": он случайно запорол пленку с треком The Thrill Of It All. Над этой вещью музыканты работали долго и мучительно, пробуя исполнить её и так, и этак, пока не добились желаемого результата. Отпраздновав сие событие в ближайшем пабе, парни вернулись в студию, где их ждал сюрприз: всё надо было начинать сначала, так как на их шедевр была наложена тестовая фонограмма. Не сказать, что они сильно обрадовались, но поделать ничего было нельзя. Сплошной саботаж!

Обложка

Конечно, такая музыка требовала и необычной обложки. На этот раз группа не стала заказывать картину какому-нибудь художнику, а решила сфотографироваться на фоне зеркала, которое волшебным образом отражало фигуры не с обратной стороны, а в том же ракурсе, что они перед ним стояли.

-3

Для фотосессии музыканты оделись со вкусом, особенно барабанщик Билл Уорд, натянувший поверх клетчатых трусов красные колготки своей супруги и дополнив этот наряд кожаной курткой. Певец Оззи Осборн смотрелся чрезвычайно внушительно в сапогах на платформе и пёстром длинном одеянии - суперцарь, да и только. Бас-гитарист Гизер Батлер был очень элегантен в стильном блейзере и белых брюках. Только гитарист Тони Айомми пришел в простецких голубых джинсах и выглядел совсем не как демон высшей категории. Посмотрев на своих эффектных и ярких товарищей, сконфуженный Тони скромно уселся на пол, по-восточному скрестив ноги, а впоследствии отзывался об этой обложке разными плохими словами. Стилиста надо было нанимать, Тони!

Альбом

-4

-5

Когда многострадальная запись была наконец издана на виниле, группу ждала новая неприятность: пластинка продавалась значительно хуже предыдущей. Повод для расстройства, учитывая, сколько времени и денег было затрачено на производство. Особенно сильно бухтел Осборн, считавший, что альбомы надо записывать за пару дней и нечего мудрить, это всего лишь рок-н-ролл. Айомми же искренне недоумевал, почему крутейший диск раскупают не так быстро, как хотелось бы. Он очень гордился своей работой, и было отчего. После крика "В атаку!", с которого начинается первая композиция, Black Sabbath обрушивают на слушателя всю тяжесть из своего арсенала с поразительной уверенностью. Hole In The Sky просто расплющивает своей грохочущей поступью. После коротенькой акустической вставки Don't Start (Too Late) следует Symptom Of The Universe - потрясающе сыгранный номер, где уже намечается стилистика трэш-металла, хотя этот жанр тогда ещё не родился. А девятиминутная Megalomania - это, можно сказать, прогрессив-металл, где завораживающая первая часть сменяется настоящим буйством во второй. Множество переходов, виртуозное исполнение, звуковые эффекты... Оззи хорош, просто красавец! The Thrill Of It All, с которой начинается вторая сторона, не такая тяжёлая, но в музыкальном плане тоже очень интересная и необычная, с красивой партией синтезатора, на котором играл работяга Айомми. Торжество готики наступает в композиции Supertzar, для записи которой в студию был приглашен Английский камерный хор (English Chamber Choir) - коллектив, уже имевший опыт работы с рок-музыкантами. Оззи Осборн был в шоке, когда явился на рабочее место и увидел там толпу самозабвенно поющих людей... Вокалист на измене даже засомневался, не вместо него ли взяли в группу этих хористов, а заодно и арфистку впридачу, но потом решил, что просто ошибся дверью.

Если Supertzar - это шедевр Тони Айомми, то мелодию Am I Going Insane сочинил Оззи, терзая синтезатор Муга, с которым он тогда постоянно возился - дружба и совместные попойки с Уэйкманом не прошли даром. "Скажите, люди, неужели я действительно схожу с ума?" - Оззи задаёт вопрос, достойный Гамлета. Несмотря на драматичное содержание, эта песня - самая легковесная на альбоме, но в концовке на её скачущий ритм наложен безумный смех и дикие вопли (на самом деле это был записанный на пленку плач младенца, превратившийся в жуткие звуки благодаря замедлению скорости воспроизведения). Весь этот мрак переходит в завершающую композицию The Writ - "Повестка". Написать к ней текст Оззи решил после одного случая, когда в студию заявился судебный пристав и закричал "Живьем брать демонов!" Впрочем, скорее всего, он этих слов не произносил, а просто вручил Осборну очередную повестку в суд. Возмущённые музыканты начали писать оперу - The Writ состоит из нескольких частей, где Оззи то язвит, то негодует, то чуть не плачет. Тяжелейшие гитарные риффы сменяются моментами покорности судьбе, а гневные тирады вокалиста - жалобным пением. В конце Оззи признается, что он устал печалиться, и выражает надежду на благополучное разрешение ситуации. Ситуация-то в конце концов разрешилась, но дела у группы после этого пошли всё хуже, и былое единство начало разрушаться. Для гастролей в поддержку Sabotage был нанят клавишник Джезз Вудрофф, что не всем в коллективе понравилось. На разогреве у Sabbath в американской части турне выступали Kiss, у которых была совершенно другая аудитория. Потом была Британия, но тамошние концерты пришлось прервать из-за того, что Оззи покалечился в мотоциклетной аварии. Потом - опять Америка, на этот раз в компании с Aerosmith. А когда группа приступила к работе над следующим альбомом, оказалось, что каждый в ней стал сам по себе. Этот разнобой сказался на результате, но на эту тему мы сегодня рассуждать не будем, а посмотрим выступление Black Sabbath в престижной американской программе "Рок-концерт у Дона Киршнера".

Всем крепкого здоровья! Продолжаем слушать любимую музыку!