Обложка винилового альбома всегда для меня была произведением искусства, и долгое время, когда все было переведено на CD, я не мог привыкнуть к мелким рисункам и еще более мелким буковкам. До сих пор виниловый диск вызывает у меня трепет. От него, даже когда его не слушаешь, исходит какое-то тепло настоящей музыки, прикосновение рук художников, и сразу приходят воспоминания тех дней, когда ты впервые взял его в руки и с немыслимой острожностью поставил на проигрыватель. Это коротенькое вступление.
===================================
"The Dark Side Of The Moon" - моя любимый альбом Пинк Флойд не стал исключением. Это действительно произведение искусства и в художественном и музыкальном смысле этого слова, которое сегодня можно найти в 45 миллионах домов по всему миру. Обложка была создана с помощью простой, не слишком подробной инструкции "сделать что-то чистое, элегантное в графическом стиле". Инструкция исходила от клавишника Pink Floyd Рика Райта и была передана Сторму Торгерсону и Обри Пауэллу, основателям Hipgnosis, лондонской группы искусства и дизайна, чей первый дизайн обложки был сделан еще для альбома Флойда 1968 года "The Saucerful Of Secrets" (Блюдце, полное секретов").
Hipgnosis заработали свою известность, создавая инновационные и необычные обложки для The Pretty Things, Free и некоторых других, но этот конкретный дизайн 1973 года вывел их на позицию самых уважаемых и востребованных независимых дизайнеров в творческом мире, в том числе и в мире рок-музыки.
"The Dark Side Of The Moon" был восьмым альбомом Флойд, и они начали работать над ним еще в мае 1972 года. По сути, это был набор песен, построенный вокруг концепции аспектов жизни, которые доводят людей до безумия, и широко воспринимался как дань уважения группы их первоначальному лидеру Сиду Барретту, который впал в немилость из-за злоупотребления психоделическими препаратами и в результате был вынужден покинуть группу.
Торгерсон рассказал в своем интервью в марте 1998 года, что "у меня были переговоры с группой о том, что бы они хотели видеть на обложке. Роджер Уотерс объяснил интеллектуальную направленность музыки -"тема безумия – безумия рок-н-ролла и безумия в целом". Тем не менее, именно грубая и прямолинейная инструкция Райта дала реальный толчок на создание того, что мы увидели в результате. "Он просто сказал: "Давай на этот раз не будем делать никаких гребаных фотографий. Мне надоели картинки". Я был совершенно ошеломлен, потому что в его словах я слышал уверенность в своей правоте.'
Hipgnosis уже давно утвердился в мысли, что на обложках альбомов Floyd не будет традиционных изображений красивых молодых людей, но Dark Side дал им возможность еще больше отойти от диктата и ожиданий звукозаписывающей компании. Будучи нанятыми непосредственно группой, а не фирмой грамзаписи, они получили свободу, которая редко бывает у других дизайнеров обложек.
Они представили группе несколько возможных вариантов дизайна. "Мы сделали шесть или семь сложных набросков всевозможных различных вещей, которые были в высшей степени подходящими", - вспоминает Торгерсон. Однако, он редко вспоминает какую-либо из этих альтернатив, кроме той, в которой фигурировал персонаж комиксов Marvel Серебряный серфер.
"Мы были в предвкушении и с нетерпением ждали возможности показать эти разные идеи группе".
Однако с самого начала их дизайн, изображающий призму, через которую преломляется луч света, был явным фаворитом.
"Все это заняло около трех минут", - вспоминал Торгерсон. "Они просто посмотрели друг на друга и сказали: "Это то, что нужно. Берем его, а нам надо возвращаться к работе". И затем они вернулись в студию.'
Происхождение этого варианта изображения пришло от самого Торгерсона, вспомнившего монохромную иллюстрацию в книге фотографий, показывающую процесс преломления света через стеклянную призму. (Интересно, что Hipgnosis ранее предлагал этот образ Charisma Records, когда та планировала запустить свой новый лейбл Clearlight. К счастью для Pink Floyd, их проект с новым лейблом так и не состоялся).
Эта версия Торгерсона была воплощена в реальность графическим дизайнером Джорджем Харди, сотрудником Hipgnosis, который рассказал: "Я нарисовал рисунок линии и указал цвета, используя процентное соотношение пурпурного, голубого, желтого и черного из цветовой возможности принтера... Линии действуют как края каждого цвета, и принтер заполняет их цветом.'
Несомненно, образ Харди первым приходит на ум, когда среди любителей музыки упоминается "Темная сторона Луны", но это было далеко не все, на чем закончился процесс создания этой классической обложки.
Учитывая, что обложка должна была быть раскладной, Роджер Уотерс предложил, чтобы изображение Харди продолжалось через внутренние две страницы обложки, и чтобы на внутренних страницах была показана линия как продолжение луча, изображающая ритм сердцебиения, как он отображается на больничном мониторе. Торгерсон подтвердил, что "это была идея Роджера превратить свет, проходящий через призму, в линию сердцебиения на внутренних страницах обложки – звук, который запускает музыку". С помощью этого простого рисунка музыка была интегрирована с обложкой.
Торгерсон объяснил в книге "The Work Of Hipgnosis – Walk Away Renee (Paper Tiger, 1978), как протекал этот процесс. "Художественное оформление было в основном механическим – спектр был нарисован черной линией и обозначен цветами. Призма была нанесена аэрографом, черным по белому, и разделитель вывел ее из черного фона принтера.'
Одно, возможно, неожиданное творческое решение заключалось в том, что "Мы намеренно опустили один цвет, фиолетовый (индиго), потому что думали, что он не будет "читаться" четко. Продолжение света на задней стороне обложки влечет за собой невозможное уменьшение спектра, когда он входит во вторую (перевернутую) призму, чтобы снова сформировать тонкий белый луч, который затем входит в первую призму на передней части обложки".
Таким образом, если страницы обложки были развернуты и рассматривались бок о бок, они образовали единое непрерывное изображение. Несомненно, это была грандиозная удача художников. Необычно также и то, что для той эпохи ни название группы, ни название альбома не появились на обложке.
Hipgnosis также создал вкладки к альбому, над которыми поклонники, буквально, пускали слюни после выхода альбома. Это свидетельствует не только о том, сколько денег было потрачено из бюджета звукозаписывающей компании в те дни, но и о том, какое влияние Флойд мог оказать на свой лейбл EMI, который, чтобы обеспечить фотографии пирамид в Гизе в Египте для вкладок, послали за свой счет Торгерсона, его подругу и их маленького сына, и Пауэлла - все прилетели туда, чтобы сделать нужные снимки.
Однако после прибытия приступ пищевого отравления свалил всех, кроме Торгерсона, так что он оказался совершенно один в залитой звездным светом пустыне посреди ночи, направив объектив своей камеры на одно из семи чудес древнего мира.
"Я нанял такси в 2 часа ночи, чтобы меня отвезли к пирамидам", - рассказал Торгерсон. "И вот я здесь, думая, что со мной все будет в порядке, я ставлю камеру на штатив, чтобы сделать длительную экспозицию. Сегодня чудесная, ясная ночь, и луна просто фантастическая.'
Но съемки прошли не совсем гладко.
"Примерно в 4 часа утра я вижу фигуры, которые идут ко мне навстречу – солдаты с оружием. Я подумал: "Вот оно. Молодой фотограф умирает странной смертью в чужой стране". На самом деле я был очень напуган. Слава богу, все мои опасения оказались напрасны. Они любезно указали, что там, где я стоял, был полигон и я стоял как раз на линии огня, и мне было небезопасно там находиться. Если бы я был там утром, то первым делом мог бы получить пулю в зад.'
Обрадованный тем, что остался в живых, Торгерсон сделал свои снимки, прекрасное инфракрасное изображение, которое позволило сделать пирамиды еще более таинственными и мистическими, чем они уже были сами по себе. Изображение Гизы было всего лишь одним из двух плакатов, включенных в качестве вкладок в альбом. Другой представлял картину группы на сцене, с разбросанными буквами, которые образовывали слова "Pink Floyd".
Как будто всего этого было недостаточно, оригинальный альбом также сопровождался двумя наклейками, обе с иллюстрациями темы пирамиды, одна из которых изображала день, а другая ночь.
Когда гитариста Флойд Гилмора спросили о его мнении об обложке альбома, он сказал в 1988 году: "Когда Hipgnosis появился с призмой, мы все сразу же согласились, что она идеально подходит. И, на самом деле, то количество раз, когда другие пытались скопировать идею и пытались сделать что-то подобное, доказало, что большинство людей думают об этом, как об очень, очень мощном образе".
Гилмор также прокомментировал альбом в целом, заявив: "Dark Side Of The Moon - это следующий, своего рода, этап после Meddle, где мы действительно все сделали правильно. Мы правильно записали пластинку, правильно оформили обложку. Мы не думали, что это будет так хорошо, но, мы определенно знали, что это будет значительно лучше, чем все, что мы делали раньше".
P.S.: Стоит задуматься над тем фактом, что, хотя группа заработала миллионные гонорары от Dark Side, Торгерсону и его партнеру Пауэллу, которые были фрилансерами, заплатили по 600 фунтов стерлингов каждому за их усилия.
===================
И на этой веселой ноте я заканчиваю свой рассказ. Надеюсь было интересно. Спасибо за ваше постоянное внимание.
Дэвид Гилмор: "Пинк Флойд распались и на этом все"
Гилмор вместо Уотерса